- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Парные согласные (2 класс)
Конспект урока русского языка на тему Парные согласные (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бородина Е.Ю. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Предмет Русский язык Класс 3 Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. Автор: Е.Ю.Бородина учитель начальных классов ГОУ СОШ №1449 г. Москвы Тип урока: ОНЗ Цели урока: - сформировать представление о парных звонких и глухих согласных в корне слова - сформировать способ проверки правописания парных согласных в корне слова - тренировать умение проверять парные согласные, применяя составленный алгоритм - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность - развивать коммуникативные навыки на примере работы в парах и группах Ход урока. 1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Какой приближается месяц? (Май)
- А как изменяется природа в мае? (просыпаются насекомые, появляются первые листики на деревьях и кустарниках, расцветают первые цветы)
- И на нашем деревце тоже появились первые цветы. Но цветы эти не совсем обычные, на них задания от красавицы Весны. Сможем их выполнить? (Да.)
- Для начала вспомните, чему был посвящен предыдущий урок? (Мы закончили изучение правил проверки правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова.)
- Сегодня мы продолжим учиться приемам проверки правописания однокоренных слов.
- Как будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.).
- С чего начнем? (Повторим необходимые знания.)
- Сорвём первый цветок и выполним задание. Это чистописание.
- Запишите, пожалуйста : Дт вф жш гк зс бп мл
- Какое сочетание «лишнее»? Почему? ( сочетание мл, т.к. обозначает непарные согласные.)
- Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)
- Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)
- Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)
- Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)
- Что мы повторили? (Правила правописания безударной гласной в корне слова.)
- Почему я выбрала именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)
- Посмотрите на картинку. Красавица Весна вышла на прогулку. Где бы она не ступила всё преображается: появляются молодые листочки, расцветают цветы, зеленеет травка.
- Запишите на своих планшетках словосочетание Молодая травка.
- Что вы замечаете? (Слово травка записано по-разному.)
- Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ записи слова.)
- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.)
- Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно записать слово травка)
- В чём затруднение? (Написали слово разными способами.)
- Каким правилом пытались воспользоваться? (Ни одно из изученных правил не подходит.)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет способа написания таких слов.)
- Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)
- Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)
- Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)
- Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «травка»)
- Построим план выхода из затруднения.
- Подобрать однокоренные слова.
- Выделить корень во всех словах.
- Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
- Сделать вывод.
- Зафиксировать новый алгоритм.
- Нам для такой ответственной работы пригодится острое зрение. Предлагаю выполнить упражнения для глаз.
- Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.
1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Если не понял, переспроси. 5. Свое несогласие высказывай вежливо.
- Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.
- Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово травка и почему.
- Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово травка, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень трав-, а затем написать в слове травка такой же корень, т.е. с буквой в.
- Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.
- Вы готовы назвать новую орфограмму и уточнить тему нашего урока? (Правописание слов с парными согласными в корне.)
- А теперь попробуйте, работая в группах, создать опорный сигнал к новому правилу.
Учащиеся работают в группах и приносят на доску свои эскизы. Ответственные защищают проект. Обобщая все предложения, составляем согласованный опорный сигнал.
- Сделайте вывод. (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после согласного будет стоять гласный и этот согласный будет слышаться чётко. ) Назовите шаги алгоритма проверки слов с парными согласными в корне.
- Определяем слабую позицию - наличие стечения согласных.
- Подбираем однокоренные слова.
- Выделяем корень в однокоренных словах.
- Определяем проверочное слово, в котором после согласного будет стоять гласный.
- Записываем слово.
- Проверим наш вывод по учебнику.
- Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова травка будет правильным и почему? (С буквой в, т.к. однокоренное проверочное слово - трава)
- Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Писать слова с парными согласными в корне.)
- Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)
- Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка от красавицы Весны.
- Почему вы так решили? (Потому что в этих словах есть стечение нескольких согласных, значит, их правописание надо проверять.)
- Составим с этими словами словосочетания и запишем их. .(сладкая малина, утренняя зарядка)
- Определяем слабую позицию - наличие стечения согласных.
- Подбираем однокоренные слова: сладок, сладость ,сладенький
- Выделяем корень в однокоренных словах: слад-.
- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: сладость.
- Записываем слово: сладкий
Аналогичная работа проводится со словом зарядка.
- Хотите посмотреть, какое задание на следующем цветке? (Да.)
- Проверьте по образцу.
- В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно.)
- Запишите слова, действуя по алгоритму: про..ка. у…кий, мя..кий.
- Проверьте по эталону: пробка- пробочка, узкий- узенький, мягкий-мягенький
- У кого возникли затруднения?
- В каком шаге алгоритма вы ошиблись?
- В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)
- Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)
- Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)
- Предлагаю вам потренироваться и записать загадку.
- Спишите загадку.
- Встретились ли вам слова на новое правило? (Да, это слова сладка, низко ,близко.)
- Как вы можете их проверить? (Подобрать проверочные однокоренные слова.)
- Подберите. ( Сладенький, Низина, близок.)
- Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с парными согласными в корне.)
- Достигли мы цели? (Да.)
- Как проверить слова с парными согласными в корне? (Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится и после согласного стоял гласный.)
- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
- Кто смог открыть новое знание сам?
- Докажите. (Подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)
- Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)
- Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, украсьте наше дерево красными цветами.
- Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, украсьте дерево синими цветами.
- Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, украсьте Дерево желтыми цветами.
- Покажите, цветком какого цвета вы будете украшать дерево.
- Переверните свои цветочки, на обратной стороне записано домашнее задание.
5