Урок-исследование по литературному чтению. М. Зощенко Золотые слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок-исследование литературного чтения в 3 классе Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова» Обобщение: золотые слова - это слова или выражения, которые характеризуются особой ценностью для человека. В роли золотых слов могут выступать пословицы, афоризмы, слова морали из известных басен. Цель урока: познакомить детей с крылатым выражением «золотые слова», раскрыит его смысл; проанализировать рассказ М.М. Зощенко «Золотые слова», выделить его главную мысль. Материалы к уроку: учебник, бумажные облачка для записи предположений. Планируемые результаты Дети учатся:
  • использовать простейшие приёмы анализа литературного текста: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль литературного произведения;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • оформлять свою мысль в устное монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • работать со словом, обогащать активный словарный запас, различать прямое и переносное значения слов;
  • составлять план работы


Умения, характеризующие достижение этих результатов:
  • демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль и героев произведения. Отвечая на вопросы по содержанию произведения, устанавливая последовательность событий
  • определять авторскую позицию описывать своё отношение к героям и их поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение


Ход урока
  1. Мотивация
Для создания проблемной ситуации с использованием приёма загадки пишу на доске: «слова». - Какие прилагательные могут употребляться с этим существительным? Дети предлагают варианты, например: добрые, вежливые, мудрые, грубые, непонятные, золотые и т.д. На варианте «золотые слова» останавливаюсь и задаю несколько уточняющих вопросов: 1) что это такое - золотые слова? Что под этим подразумевается? 2) Что может выступать в роли золотых слов? Какие это слова? Предположения детей записываются на отдельных листах (облачках) и прикрепляются на доску. Предположения могут быть следующими: золотые слова помогают правильно жить на свете; золотые слова - это поучительные фразы; это слова, которые влияют на всю жизнь; золотые слова помогают при общении с другими людьми; это важные слова, они исправляют поведение человека; золотые слова - это мудрые пословицы. Они помогают стать культурным человеком; это могут быть слова морали из басен; золотые слова произносит человек, который редко ошибается, опытный и мудрый. - Ребята, у вас появилось много разных предположений, но вопрос о том, что всё-таки подразумевается под выражением «золотые слова», по-прежнему остаётся открытым. Как мы можем найти ответ на этот вопрос? Выслушиваю детей и сообщаю им, что у писателя Михаила Зощенко есть рассказ «Золотые слова» - Мы можем познакомиться с рассказом и определить, какой смысл люди вкладывают в понятие «золотые слова». Проанализировав рассказ, мы сможем потом соотнести ваши предположения со значением выражения. 2. Фронтальное исследование Перед знакомством с рассказом вместе с детьми составляем план чтения и записываем его:
  1. выделить, какие золотые слова встретились;
  2. как они появились;
  3. почему стали золотыми.
Чтение рассказа вслух по цепочке.
  1. Обмен информацией
Анализ рассказа проводится по выработанному плану, полезно использование выборочного чтения.
  1. Связывание информации, обобщение
Под моим руководством дети приходят к выводу, что золотые слова могут рождаться в конкретном социальном окружении человека в ситуации общения и затем оказывать влияние в течение дальнейшей жизни. Формулируется и записывается обобщение: золотые слова - это слова или выражения, которые характеризуются особой ценностью для человека.
  1. Подведение итогов. Рефлексия
- Итак, мы выяснили, что золотые слова - это слова или выражения, которые характеризуются особой ценностью для человека и, значит, являются ориентиром в поведении. В роли золотых слов могут выступать пословицы, афоризмы, слова морали из известных басен. Но есть и золотые слова, которые рождаются в семье. В конкретном семейном окружении. Они могут быть применимы не ко всем, т.е. распространяться не на всех. Но становятся очень значимыми для отдельного человека. Здесь можно вернуться к гипотезам, высказанным в начале урока. Дети соотносят предположения со сформулированным обобщением, оценивают каждое высказывание.
  1. Применение
Для лучшего осмысления нового понятия и активизации личного опыта организую с детьми беседу и предлагаю выполнить задание - А в вашей жизни, ребята, были такие золотые слова? Рождались ли в вашем семейном окружении слова такой значимости? После небольшого коллективного обсуждения детям в группах предлагается вспомнить случай из своей жизни, когда родились слова, ставшие золотыми. Ребята записывают их, а потом, выбрав наиболее интересные, составляют небольшой рассказ о том, как они появились и как стали для них золотыми. В конце урока дети представляют свои работы. Примечание: это задание можно выполнить как домашнее.

© 2010-2022