Урок по русскому языкудля 3 класса «Изменение по родам глаголов прошедшего времени» (конспект+презентация+приложение)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык класс 3

Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времени

УМК «Перспектива»

Тип урока: ОНЗ

Учитель: Бочкарёва С. Ю. Цель: показать, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе; учить писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени, определять род глаголов единственного числа прошедшего времени. Планируемые результаты: Предметные результаты: изменять глаголы прошедшего времени по родам; наблюдать, анализировать и устанавливать с помощью блок-схемы языковые явления.

Метапредметные результаты: Познавательные: согласовывают имена существительные и глаголы при составлении предложений. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и последовательность действий; адекватно воспринимают оценку учителя, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве (групповая работа); формулируют собственное мнение и позицию; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные результаты: имеют желание учиться, работают коллективно; осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и «незнания»; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: карточки (приложение 1, приложение 2), презентация.

Ход урока:

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи: создать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Методы: словесные (беседа);

методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

- Какие качества ученика вам помогут в учёбе? Слайд 1

- Вы отлично знаете, как работать на уроке. Желаю вам верить в свой успех. Давайте приступим.

ΙΙ.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

1)Введение в тему урока. Орфографическая работа.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

актуализировать знания о глаголе, как части речи, установление связи известного материала с новой темой.

Задачи:

повторить правописание изученных орфограмм, обобщить знания о глаголе.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания обучающихся о глаголе.

Методы: словесные (беседа);

эмоциональные (стимулирующее оценивание); социальные (организация взаимопроверки).

- Какова цель первого этапа? (Выяснить, что я не знаю.)

- С какого шага начинается первый этап? (Повторяем то, что нам будет нужно для открытия нового знания.)

Орфографическая минутка

(Индивидуальная работа в карточках.)

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Карточка 1

Кре_кий м_роз отступил. Со_нце раст_пило

снежное покрывало. Заз_л_нели п_ля. В_сна овладела

з_млёй.

Почему у глаголов разные окончания?

Ответ: ________________________________________

Слайд 2 (Проверка.)

- Какие вам встретились орфограммы?

- Найдите глаголы. Укажите над ними их число и время.

Обучающиеся указывают число и время глаголов.

Взаимопроверка по образцу.

- Как изменяются глаголы по временам? (Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.)

- Какого времени вам встретились глаголы в тексте? (Прошедшего времени.)

- Как вы определили? (Суффикс -л, отвечают на вопросы прошедшего времени.)

- Выделите окончания глаголов. Что заметили?

- Подумайте, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания. Запишите ответ на этот вопрос в ваших карточках.

- Поднимите руку, кто не смог записать ответ на вопрос.

  • Если обучающиеся запишут ответ на вопрос, попросить обосновать ответ.

- В чём ваше затруднение? (Мы пока не знаем, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

ΙΙΙ. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь

формулировать тему и цель урока.

Цель, которую учитель хочет достичь: вовлечь обучающихся в процесс постановки цели урока.

Методы: словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы); познавательные (создание проблемной ситуации).

- Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель. (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.) Слайд 3

- Я предлагаю вам составить план наблюдения за глаголами в прошедшем времени. Для этого надо расставить предложенные шаги плана в нужном порядке.

Слайд 4 «План наблюдения».

  1. Определяю объект наблюдения.

  2. Провожу наблюдение и фиксирую результаты.

  3. Формулирую вывод.

Обучающиеся восстанавливают план.

-Что является объектом нашего наблюдения? (Глаголы прошедшего времени.)

ΙV. Реализация построения проекта.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

уметь самостоятельно делать выводы.

Задачи:

выявить связь объектов работы с целями и результатами.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний.

Методы:

словесные (беседа);

методы стимулирования и мотивации (учет познавательного интереса);

социальные (поиск контактов и сотрудничества).

Работа в группах

Обучающиеся проводят наблюдение по таблице, заполняют её, формулируют вывод.



предложение

глагол прошедшего времени

окончание

вопрос

признаки

Крепкий мороз отступил.

отступил

нулевое

что сделал?

прош. вр., ед ч., м. р.

Солнце растопило снежное покрывало.

растопило

-о-

что сделало?

прош. вр., ед ч., ср. р.

Зазеленели поля.

зазеленели

-и-

что сделали?

прош. вр., мн ч.

Весна овладела землёй.

овладела

-а-

что сделала?

прош. вр., ед ч., ж. р.

  • Ответственные групп озвучивают результат наблюдения.

- Где вы не смогли определить род? Почему?

Вывод: в прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания. Слайд 5

  • Если группы не сделали вывод, то необходимо сформулировать его в сотрудничестве с учителем.

- Сравним ваш вывод с ответом профессора Ивана Ивановича Самоварова (стр.82).

- От чего в предложении зависит род глаголов в прошедшем времени? (Род сказуемого - глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного - подлежащего.)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: в сотрудничестве с учителем ставить цель предстоящей работы, наблюдать, анализировать и устанавливать с помощью блок-схемы языковые явления.

Самостоятельно определять глагольные окончания, определять род глаголов.

Задачи:

повторить написание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для совместной работы.

Задачи:

побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; предлагать визуальный материал для взаимоконтроля; стимулировать интерес к деятельности.

Методы:

словесные (беседа);

практические (фиксирование );

методы стимулирования и мотивации (прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы).

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.)

- Как различить глаголы каждого рода? (Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.)

- Опираясь на блок-схему, расскажите какие окончания у глаголов в прошедшем времени. Слайд 6

- Какую цель вы ставили? (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

- Достигли вы цели? (Да, мы узнали, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

- Какую следующую цель можно поставить? (Научиться изменять глаголы по родам и научиться определять род глагола по окончанию.)

Работа по учебнику: упр. 152 (коллективно, письменно)

- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Надо исправить ошибки и записать получившиеся предложения.)

- Выделите глагольные окончания, над глаголами укажите род.

Коррекция

  • Если определение рода глаголов у обучающихся вызовет затруднение, порекомендовать указать род над именами существительными.

Проверка. Слайд7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

снять напряжение, сменить статическую позу.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятия напряжения, смены статической позы.

Методы:

практический (упражнения).

Слайд 8

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (внутренняя речь).

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

оценить своё умение самостоятельно определять род глаголов, правильно употреблять глагольные окончания в речи.

Задачи:

провести наблюдение за изменением глаголов.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для наблюдения за изменением глаголов.

Задачи: направлять действия обучающихся при определении рода глаголов.

Методы: методы стимулирования и мотивации (прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы);

методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом)

- Как вы можете проверить, что сможете изменить глаголы прошедшего времени по родам? (Выполнить самостоятельную работу.)

Разноуровневые задания Слайд 9 Карточка 2
1 уровень.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
Дерево стоял…
Лодка плыл…
2 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:
Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.
Вода ……………
Яблоки …………….
Человек ……………..
3 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.
Ножницы ……………
Ребёнок ……………
Радио ……………

Коррекция

  • Если определение рода глаголов у обучающихся вызовет затруднение, спросить о том, какая часть речи может помочь в определении рода глагола.
    Самопроверка Слайд 10
    - Где вы не смогли определить род? (Во мн.ч.)
    Вывод: глаголы в единственном числе изменяются по родам, а во множественном - нет. Слайд 11

*VII. Включение в систему знаний, повторение.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

оценить своё умение самостоятельно определять род глаголов, правильно употреблять глагольные окончания в речи.

Задачи:

определить практическую значимость умения изменять глаголы по родам; провести наблюдение за изменением глаголов.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для наблюдения за изменением глаголов.

Задачи: направлять действия обучающихся при определении рода глаголов.

Методы: словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы);

методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом)

- Для чего надо знать, что глаголы изменяются по родам? Когда вам могут потребоваться новые знания? (При выборе глагольного окончания.)

*Тест (на карточках) Карточка 3
- Обведите в кружок букву правильного ответа.

Коррекция

  • Если подбор глагольных окончаний вызовет затруднение, порекомендовать над именами существительными указать род, если ед. ч. или указать мн. число.

Самопроверка

- Прочтите слово, которое у вас получилось из обведённых ответов. (Молодец.)

VШ. Рефлексия учебной деятельности.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

осознать свою УД, провести самооценку результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности.

Задачи:

сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

Методы:

словесные (беседа);

волевые (формирование рефлексивности);

методы оценивания (педагогическая оценка, графическая самооценка, взаимооценка).

- Вы, действительно, молодцы! Чему вы учились сегодня на уроке?

- Какую цель вы сегодня ставили на уроке? (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

- Почему же у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания? (В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.)

- От чего в предложении зависит род глагола в прошедшем времени? (Род сказуемого - глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного - подлежащего.)

- Как определить окончание глагола в прошедшем времени? (Надо определить род глагола?)

- Как называется окончание глагола в прошедшем времени в мужском роде? (Нулевое?)

- Оцените себя. Слайд 12

Утверждения

Поставь знак + или -

Я понял новый материал

Я справился с сам. работой

Мне необходимо поработать над темой урока

- Кому бы вы хотели сделать комплимент за работу на уроке?

- Чтобы ни у кого больше не возникало затруднений, предлагаю наши умения закрепить на следующем уроке.

Домашнее задание

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

самостоятельный выбор и решение задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

Цель, которую учитель хочет достичь: активизировать творческие возможности обучающихся

Методы:

методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

р. т. упр.121 или записать по 4 глагола каждого рода (муж., жен. и ср.). Выделить окончания.



© 2010-2022