- Преподавателю
- Начальные классы
- Задания для наблюдений младшими школьниками в природе
Задания для наблюдений младшими школьниками в природе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Гущина Ю.А. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Задания для наблюдений младшими школьниками в природе.
«Птицы и животные зимой»
Цель наблюдения: дать представление о жизни птиц и животных в зимний период.
Место наблюдения: парк.
Объекты и содержание наблюдения:
Наблюдение 1
Учебная задача: пронаблюдать за внешним видом синицы, ее повадками, учить описывать, выделяя главные признаки, научиться отличать синицу от других птиц.
Содержание:
- Пронаблюдайте за птицей.
- Какого она размера?
(маленького)
- Посмотрите на окрас, на что обратили внимание?
(Брюшко желтое)
- Каков окрас спинки? Головка?
(Черный, головка тоже черная, вокруг глаз белая)
- Как птица передвигается по ветке? А по земле?
(Передвигается прыжками)
- Как можно описать полет этой птицы?
- Прислушайтесь, какой звук издает эта птица. Постарайтесь описать.
(Волнообразный полет)
- Как вы думаете, чем питается синица? Покормите птицу. Посмотрите как птица собирает корм?
(клюет и отпрыгивает, улетает)
- Как мы с вами можем помочь птицам прокормиться зимой?
(Подкармливать)
- Чем мы можем подкармливать синицу?
(Семечки, крошки хлеба, сало и т.д)
- А как мы с вами будем подкармливать синичку, ведь эта птичка не есть с руки ?
(Мы можем сделать кормушку и класть еду туда.)
- А из чего мы с вами можем сделать кормушку?
(Из пластиковой бутылки, из дерева - но это сложно)
- Постарайтесь сделать кормушку для птиц, повесьте ее в парке. Пронаблюдай, как птица собирает корм?
- Как вы думаете, в какое время года мы можем наблюдать синицу?
Вывод: Во время наблюдений дети должны научиться определять внешний вид синицы, ее повадки и отличать синицу от других птиц.
Наблюдение 2
Учебная задача: пронаблюдать белкой, внешним видом, повадками, рассмотреть следы.
Содержание. По возможности найти следы белки.
- Как вы думаете, кому могут принадлежать эти следы? (Белке)
- Рассмотрите следы белки. Опишите их.
- Попробуйте отличить следы передних лап, от задних? В чем их отличие? (Отпечаток задних лап крупнее).
- Если увидим дупло или гайно белки, можно задать ряд вопросов:
- Рассмотрите дупло белки/гайно.
Из чего сделано гайно?
(Из веток)
Какую имеет форму?
(Округлую) После экскурсии можно попросить детей зарисовать гайно/дупло.
- Как вы думаете для чего гайно/дупло? (Укрытие, прячет запасы и т.д)
Если увидим белку, можно задать следующие вопросы:
- Рассмотрите белку Опишите.
- Какого размера?
(Небольшого)
- Опишите окрас.
(Серый, брюшко белое, длинные уши, пушистый хвост)
- Рассмотрите уши. В чем особенность? (
На концах кисточки)
- Меняет ли белка окрас на зиму? Если да то с какого на какой.
(Да, с бурого на серый)
- Чем питаются белки?
- Делает ли белка запасы на зиму?
(Да)
- Где прячет запасы?
(В дупле)
- Как передвигается белка по ветке? По земле?
(Прыжками)
- Как вы думаете, какие звуки издает белка?
Вывод: научились распознавать следы белки, выяснили для чего белке служит гайно/дупло.
Наблюдение 3
Учебная задача: Пронаблюдать за дятлом, рассмотреть внешний вид, повадки.
Содержание:
- Какой звук вы слышите?
(Стук)
- Как вы думаете, кто может так стучать?
(Дятел)
- Давайте понаблюдаем за этой птицей. Каким цветом у птицы грудка?
(Белая)
- Каким цветом спинка?
(Черно- белая)
- Каким цветом головка?
(Белая с красным)
- Каким размером клюв?
(Длинный)
- Как птица располагается на дереве?
(Вдоль дерева)
- Как вы думаете, зачем дятел долбит дерево?
(В поисках пищи)
Вывод: Во время наблюдений дети научились определять дятла по внешнему виду и по повадкам.
Наблюдение 4
Учебная задача: познакомить детей с особенностями внешнего вида вороны, голосом.
Содержание:
- Пронаблюдайте за птицей.
- Какого она размера?
(среднего)
- Рассмотрите, её окраску.
- Сколько цветов в окраске вороны?
(два)
- Какие это цвета?
(черный и серый)
- Что у неё чёрного цвета?
(голова, горло, крылья, хвост, ноги клюв)
- Рассмотрите, какой у неё хвост?
(клиновидный обрез хвоста)
- Обратите, внимания, на ноги, какие они?
(мощные)
- Что у неё серого цвета?
(остальное оперение: спина, брюшко)
- А кто успел, услышать, какой голос у вороны?
( громкое гортанное карканье)
- Покажите, как она кричит.
( Карр! Карр!Карр!)
- Гнезда вороны вьют высоко на деревьях. Любят селиться на боярышниках.
- Как вы думаете, почему?
(боярышник хоть и не высок, но зато колюч, а это от врагов верная защита.)
Вывод: Во время наблюдений дети научились определять внешний вид вороны и её голос.
Наблюдение 5
Учебная задача: познакомить детей с особенностями внешнего вида воробья, его повадками
Содержание:
- Пронаблюдайте за птицей.
- Каких размеров эта птица?
(маленькая птичка)
- Обратите, внимания на головку воробья, какая она?
(округлая)
- Рассмотрите, шею.
- Что в ней особенного?
( короткая)
- Какой формы туловище?
(яйцевидное)
- Рассмотрите, ноги, какие они?
(короткие)
- Обратите, внимания на клюв.
- Какой он?
(твёрдый, к концу заострённый)
- Какие крылья?
(короткие и округлые)
- Какого цвета головка, брюшко, спинка, крылья?
(верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: она коричневые, пестрые)
- Что ещё есть в окраске?
(вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое черное пятно)
- Как вы думаете, чем питаются воробьи?
(зерноядные птицы, но ранней весной питается насекомыми и личинками)
- Перелетные или зимующие птицы?
( это зимующие птицы)
Вывод: Во время наблюдений дети научились определять воробья по внешним признакам