Урок в 3 классе по ОПК Георгий Победоносец

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Фатежского района















План-конспект урока в 3 классе

по Основам православной культуры

на тему:

Великомученик Георгий Победоносец.

















Разработала:

учитель начальных классов

Крамаренко А.В.



2014 г.

Тема урока: «Великомученик Георгий Победоносец».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога:

- способствовать формированию уважения к подвигу, к истории Отечества.

Задачи:

- развивать историческую память, познавательную активность.

- учить оценивать смысл христианских ценностей.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ориентироваться в понятиях и терминах духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: планирование - выполнять задания в со­ответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструк­ции и системе навигации учебника.

Познавательные: общеучебные - выделять и форму­лировать познавательную цель; предметные - понимать, что такое духовный мир, воинская доблесть, ратный подвиг, оценивать смысл христианских ценностей, как иерархической системы, приведение соответствующих примеров; логические - подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - рассказывать о святом воине с опорой на материалы учебника и собст­венные представления. Личностные:

самоопределение - принимать и осваивать социальную роль обучающегося; смыслообразование - осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради на печатной основе, тесты, монетки, Георгиевская лента, молитва Георгию Победоносцу, презентация «Великомученик Георгий Победоносец».

Основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости и мы должны им показать, как мы умеем работать.

2. Мотивация.

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

3. Актуализация опорных знаний.

1). Проверка д/з.

- Прочтите стихотворение, которое вы видите на экране.

Когда позвал Господь и Царь,

Оставил мытницу мытарь,

Оставил сеть свою рыбарь, -

Так собралось, в конце концов

12 нищих простецов,

12 спутников Христа,

Причастников его креста.

Слайд 1

- О ком мы говорили на прошлом уроке?

- Кого называют апостолами?

Слайд 2

- А что же произошло со Святыми Апостолами, после сошествия на них Святого Духа?

Слайд 3

2). - У каждого из нас есть своя маленькая семья, которая является частью нашего большого государства.

Слайд 4

- Как называется наше государство?

- Столица России - это…?

- Какие отличительные символы есть у каждого государства?

Слайд 5

3. Выявление места и причины затруднения.

- Откройте тетрадь на с. 13 задание 1.

- Рассмотрите герб Российской империи.

- Кто на нём изображён?

- А в центре орла, посмотрите, ребята:

Верхом на коне,

под копытом - дракон,

Копье вонзается в пасть!

на помощь спешит

Согрешающим он

И тем, кто в грех может впасть!

Слайд 6

- Может быть, кто-то из вас знает имя этого воина, изображенного на гербе?

- Предположите, кто такой Георгий Победоносец?

- Послушайте «Житие Георгия Победоносца»

(под музыкальное сопровождение читает ученица 5 класса)

Жил Георгий Победоносец в 3 веке в далёкой южной стране. Был он храбрым и мужественным воином в войске императора Диоклетиана. Однажды, услышав, на судилище приговор злого императора о казни

христиан Георгий стал защищать их и заявил Диоклетиану, что тоже верит во Христа. Воин так защищал свою веру, что даже жена императора, царица Александра, приняла христианство.

Разгневанный император приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжёлый камень. Наутро, узнав о том, что Георгий не отказался от своего Христа, император приказал предать колесованию бунтовщика.

Трудно было придумать пытку страшнее. Юношу привязали к большому колесу и покатили по деревянным доскам, из которых, остриями вверх торчали длинные гвозди. При каждом повороте колеса они вонзались в тело мученика, рвали его на части.

Но не дождался император мольбы о пощаде.

В бессилии император повелел усечь голову неповиновавшегося мячом.

После своей мучительной кончины Георгий стал являться людям и помогать им в преодолении разных бед, а воинам - побеждать.

Слайд 7-9

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 10

- Какие задачи поставим?

Задачи:

1) узнать, почему его назвали великомучеником?

  1. узнать историю жизни Георгия Победоносца;

3) учиться отвечать на вопросы;

  1. работать в группах.

Слайд 11

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- А знаете ли вы, почему на гербе столицы России изображён Георгий Победоносец? Почему его почитал русский народ?

- Хотите узнать? Тогда приступаем к работе. Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа получает задание на подготовку, которого вам даётся 3 мин.

5. Реализация построенного проекта.

Поработаем в группах.

1 группа.

Выразительное чтение учащимися текста на листах.

Святой Георгий Победоносец глубоко почитался в русском народе. Он считается покровителем русского воинства и даже имеет русское имя и прозвище - Егорий Храбрый. На гербе столицы изображен один из подвигов святого: Георгий Победоносец на белом коне с копьем в руках поражает змия. Имя Георгий означает «земледелец». Он посеял в душах людей семена христианской веры, которые дают добрые всходы и тысячи лет спустя. Святой великомученик Георгий Победоносец почитается помощником и покровителем земледельцев в полевых работах.

Слайд 12

- Что же вы узнали о Георгии Победоносце, прослушав этот текст?

2 группа.

Работать со словарной страничкой У. стр. 117

- С какими новыми словами вы познакомились?

Д.: - Мученики, язычники.

- Так кто же такие мученики?

- Язычники?

3 группа.

Домашним заданием было подготовить сценку «В римском сенате»

Сценка «В римском сенате».

Диоклетиан: Меня все больше беспокоит,

Что победить не можем христиан!

Собраться на Совет серьезный стоит

И обсудить, что нужно делать нам,

Чтоб помешать распространению

Такого вредного ученья.

Сенатор: Отвага их и стойкость беспримерны!

Им не страшны ни пытки, ни гоненья,

Дороже жизни заповеди веры,

За них они готовы на мученья!

Диоклетиан: Должны мы непокорность погубить,

Чтоб память о христианстве истребить!

Я прикажу их мучить, резать, сечь,

Топить в пучине, на кострах их жечь.

Я прикажу им очи вырывать.

И голодом, жаждою терзать.

Я брошу их голодным диким львам,

Я истреблю навек всех христиан!

Георгий: Напрасно ты берешь на душу грех -

Ты истребить христиан не сможешь всех!

За что не любишь ты учение Христа?

В нем милосердие, любовь и чистота!

Оно способно изменить людей,

Очистить их от пагубных страстей.

Христианство - светлое и чистое ученье,

И человечество оно ведет к спасенью.

Диоклетиан: Тебя, Георгий, знаю: ты Храбрец!

В бою ты вел себя как удалец.

Но почему ты защищаешь христиан?

Что к дерзкой речи сердце побудило?

Георгий: Тебе, правитель, свой ответ я дам:

Лишь истины Божественная сила!

Что истина?

Есть истина одна - Иисус, гонимый всеми!

- Как относились к христианам в те времена?

- В чем святой укорял императора?

- Почему святой прославлен Церковью в лике великомучеников?

- Немало чудес сотворил святой Георгий после своей мученической смерти. Одна из самых известных - победа над змием, пожирающим людей, и спасение невинной девушки.

Слайд 13

- Более тысячи лет тому назад святой Георгий великомученик явился людям

на Российской земле, недалеко от места, где сейчас расположен город Севастополь. Он спас тонущих в море рыбаков, и в память о нем и об этом чуде у мыса Фиолент был основан монастырь, существующий и поныне.

Слайд 14

Физкультминутка

Игра «Оружие христиан»

- Что являлось непобедимым оружием христиан в борьбе с силами зла, нам поможет разобраться игра «Оружие христиан».

- На столе у вас лежат сердечки. Пусть каждый из вас возьмёт себе 1, которое вам понравилось. Переверните его. На каждом написано слово или сочетание слов. Прочтите их. А сейчас я читаю слова, а вы выбираете, если вы согласны взять это оружие в борьбе со злом, то повесьте его на древо добродетели, которое вы видите на доске.

(Учитель читает слова, дети выбирают ответы):

Деньги, физическая сила, молитва, святые иконы, ложь, Таинства Церкви, оружие, Слово Божье, зависть, уважение, доброта, шпионаж, братолюбие, вера, честность, пули, терпение, смирение, злость.

- Как вы заметили, что не все сердечки имеют место висеть на нашем дереве.

Не случайно, мы выбрали для себя только добродетельные качества, такие, которыми обладал великомученик Георгий Победоносец. Поэтому он и совершил много добрых дел.

- О помощи Святого и его чудесах люди рассказывают уже многие годы.

- Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах.

- У вас на партах лежат монеты - 1 к., 10 к., 50 к. посмотрите, кто на них изображён?

Вывод: До сих пор на монетах сохранен его образ, в знак уважения его подвигов, которые он совершал для своего государства.

В 1731 году при царице Анне Иоанновне была установлена воинская награда в честь святого - крест Георгия Победоносца. Во время войны в армии служились молебны пред иконами святого о даровании победы. Отличившимся рядовым раздавали георгиевские кресты. Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Россия помнит своих героев по именам, хранит о них память веками.

Слайд 15

Герой.

Чтобы стать героем

Надо быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

(С. Михалков)

- Какие хорошие качества человека названы в стихотворении?

- 6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России - Москвы.

Слайд 16

- Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова

- И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войне пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий - победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им в Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем.

Слайд 17

- В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Молодежь, в преддверии праздника День Победы, повязывает "Георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.

Слайд 18

- Я надеюсь, что вы много узнали сегодня нового и интересного для себя.

- А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас проверил, были ли вы внимательными, хорошо ли усвоили знания, полученные сегодня на уроке.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Итогом будет небольшой тест, где вам нужно выбрать тот ответ, который вы считаете верным.

Вопросы:

1. С именем Святого Георгия связаны слова:

а) Победоносец;

б) Великомученик;

в) оруженосец.

2. Сюжет предания рассказывает о победе Георгия Победоносца над:

а) змеем;

б) львом;

в) медведем.

3. Изображения Святого Георгия можно встретить на:

а) монетах;

б) ордене;

в) гербе.

4. Изображение Георгия Победоносца можно встретить на гербе города:

а) Белгород;

б) Курск;

в) Москва.

Слайд 19

- Проверьте свои ответы.

Проверка по эталону.

1. С именем Святого Георгия связаны слова:

а) Победоносец;

б) Великомученик;

в) оруженосец.

2. Сюжет предания рассказывает о победе Георгия Победоносца над:

а) змеем;

б) львом;

в) медведем.

3. Изображения Святого Георгия можно встретить на:

а) монетах;

б) ордене;

в) гербе.

4. Изображение Георгия Победоносца можно встретить на гербе города:

а) Белгород;

б) Курск;

в) Москва.

Слайд 20

- Ест ли такие, кто не допустил ни одной ошибки, молодцы. Остальные ещё поработают дома.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какие задачи ставили перед собой?

Слайд 21

- Достиг ли урок цели?

- Оцените свою работу.

Рефлексия.

Самым интересным на уроке было…

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Слайд 22

8. Информация о домашнем задании.

1. Учебник - стр.114-117

Тетрадь - стр. 13-14, задание 1, 2.

2. Найти материал о подвигах Георгия Победоносца.

3. Приготовить сообщение о празднике, который отмечается 6 мая, посвящённый дню памяти Святого Георгия Победоносца.

Слайд 23

- И в завершении нашего урока я хочу подарить вам молитву Георгия Победоносца. До новых встреч.
































Литература.

1. В.М. Меньшиков, С.Э. Напёрстникова. Основы православной культуры: Второй год обучения: экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Курск: Курский государственный университет, 2007 г.

2. С.Э. Напёрстникова, В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: методические рекомендации для учителей православной культуры. - Курск, 2006 г.

3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001 г.



© 2010-2022