«Глухие – такие же, как и все»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Глухие - такие же, как и все» Багавиева Гюзель Ильшатовна, учитель начальных классов I категории, ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа- интернат I-II вида» Мы мало соприкасаемся с миром глухих людей, редко встречаем их в повседневной жизни, и, увидев на улице глухих подростков, общающихся непонятными жестами, редко задумываемся: а что ждет этих ребят во взрослой жизни? Кем они станут, где будут работать и найдут ли вообще свое место в обществе? Меня всегда интересовали судьбы детей, имеющих нарушения в развитии. Нарушение слуха - это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. Неслышащие малыши - совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться, шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить, рисовать. Как помочь ребенку с нарушением слуха влиться в общество обычных здоровых людей? Всестороннее развитие глухого школьника и подготовка его к жизни - одна из основных задач школы для детей с нарушением слуха. Решение этой задачи не может быть осуществлено, если учащиеся не владеют в должной степени словесной речью. Контакт со слышащими предполагает умение глухого понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. Всестороннее развитие неслышащего школьника предполагает развитие коммуникативных навыков в устной речи. Известно, что коммуникация - важнейшее средство получения разнообразной информации. Современное общество начало активно создавать новую информационную культуру, культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, - принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества. Меня заинтересовала проблема использования современных компьютерных технологий применительно к глухим детям. Так как психическое развитие глухих детей по исследованиям таких ведущих специалистов как Л. В.Занков, И. М.Соловьев, Ж. И.Шиф имеет ряд особенностей. Например, в связи с потерей слуховых ощущений у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. В связи с этим, возникает необходимость в значительном количестве иллюстративного, текстового и видеоматериала, что в полной мере можно почерпнуть из имеющихся современных компьютерных программ, интернета, электронных учебников. Не все родители эрудиты, а компьютер может послужить хорошим помощником в изучении учебных дисциплин, не говоря уже о развитии логики, быстроты мышления. Работа на компьютере - это перспективная работа даже для глухих людей. Научившись владеть компьютером, глухие приближаются к миру слышащих и не окажутся на обочине жизни. С появлением компьютеров в нашей школе-интернате появилась воз-можность внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что значительно изменило его содержание, формы и методы деятельности учеников и учителей. Располагая сегодня классом из шести компьютеров, проекторами, интерактивными досками, школа-интернат использует их как новые средства обучения, а выход в интернет - как возможность познать всё то, что не даёт ни один самый лучший учебник - это жизнь, общение, учёба, источник информации - как оперативной, так и познавательной. Исходя из этого, при правильном творческом подходе учитель - дефектолог может сам использовать компьютер в качестве эффективного средства решения коррекционных, педагогических задач, создавая адаптированные учебные программы. На сегодняшний день компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, открывает широкие возможности для развития нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого, а также расширяет возрастные рамки обучения. Невозможно научить ученика, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Современные школьники все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Одним из достоинств использования информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием информационно - коммуникационных технологий. Необходимо, потому что урок с использованием информационных технологий - это наглядно, красочно, информативно, экономит время, позволяет каждому ученику работать в своем темпе, формирует навыки самостоятельной деятельности, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. При обучении младших школьников с нарушениями слуха я выделяю несколько направлений, где оправдано использование компьютера: - Демонстрация наглядного материала: рисунков, схем, опорных конспектов. На помощь приходят информационные технологии, позволяющие включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины. Схемы, опорные конспекты. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом. -Использование презентаций при изучении нового материала. К наиболее эффективным формам представления материала по природоведению, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На уроках использую мультимедийные пособия, так и презентации. Преимущество использования своих презентаций заключается в том, что я сама могу подбирать наглядный материал в необходимом объеме, корректировать его, удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации более удачными и т.д. Сейчас вместе с учащимися работаю над проектом: «Полезные ископаемые нашего края». Эта работа об основных свойствах полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. -ИКТ в сочетании с модульным обучением. Модульное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учебная информация разделяется на модули (относительно законченное и самостоятельные единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы, а также способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в широком спектре. Предлагаю вам работу на уроках русского языка по теме: «Местоимение как часть речи». При изучении этой темы я разбиваю учебный материал на модули: местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями. После изучения каждого модуля учащиеся выполняют работу, которая позволяет оценить уровень усвоения знаний по данному модулю. Каждый ученик выбирает тот темп, который ему подходит, а учитель может проконтролировать каждый этап обучения. Модуль основан на использовании гиперссылок, следовательно, необходимо пошагово, в соответствии с логической последовательностью содержания учебного материала активировать нужные гиперссылки, и лишь после этого переходить к следующему модулю. -Система тестового контроля знаний и умений. Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время все больше входит в жизнь современной школы. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Учащиеся с удовольствием выполняют тесты на компьютере, а учитель получает не только объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся, но и может своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютерных технологий, мультимедиа в школе для глухих детей является не только средством обучения, но и средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии данной категории детей, средством компенсации нарушенной слуховой функции. Все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Мышление глухого ребенка развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.



© 2010-2022