- Преподавателю
- Начальные классы
- Психолого педагогический мониторинг в 1 классе
Психолого педагогический мониторинг в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дусина Е.Н. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психолого-педагогический мониторинг
особенностей адаптации первоклассников в школе
( из опыта работы)
- 1. Характеристика периода адаптации
- 2. Опросник определения уровня дезаадаптации
№
Показатель
Критерии
1
Родительское отношение
РО
- Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2
Неготовность к школе
НГШ
- При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.д.).
- Ученик не знает многое из того, что известно большинству из его сверстников (дни недели, времена года, сказки и т.д.).
- У первоклассника плохо развита мелкая моторика, он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномерные буквы и т.д.
3
Леворукость
Л
- Ученик пишет правой рукой. Но со слов родителей является переученным левшой.
- Первоклассник пишет левой рукой.
4
Невротические симптомы
НС
- Часто ученик бесцельно двигает руками.
- Первоклассник часто моргает.
- Ученик сосёт палец или ручку.
- Ученик иногда заикается.
- Первоклассник грызёт ногти.
5
Инфетилизм
И
- У ребёнка хрупкое телосложение , маленький рост.
- Ребёнок «явно домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
- Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.
- Такое впечатление, что ребёнок младше других детей, хотя по возрасту он им сверстник.
- Речь бедна, напоминает речь 4-5-летного ребёнка.
6
Гиперкинетический синдромом (чрезмерная расторможенность)
ГС
- Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.
- Ребёнок быстро примиряется с неудачами.
- Первоклассник любит шумные, подвижные игры на переменах.
- Ученик долго не может сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
- После интересной игры, физкультурной паузы не возможно настроить на серьёзную работу.
7
Инертность нервной системы
ИНС
- Ученик долго переживает неудачи.
- При неожиданном вопросе учителя ребёнок часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.
- Первоклассник очень долго выполняет любое задание.
- Домашние задания выполняет гораздо лучше классных работ (разница очень существенна по отношению к другим детям).
- Ученик долго перестраивается с одной деятельности на другую.
8
Недостаточная произвольность психики
НП
- Ребёнок часто не может повторить самый простой иатериал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить простое правило)
- Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши».
- Ученик допускает много ошибок при списывании.
- Чтобы отвлечь от задания достаточно малейшей причины (скрипнула дверь, что-то упало...).
9
Низкая мотивация
НМ
- Приносит в школу игрушки и играет на уроке.
- Никогда ничего не сделает сверх положенного: не стремится узнать что-то, рассказать.
- Родители жалуются, что с трудом усаживают дома за задания.
- Такое впечатление, что на уроках ребёнку плохо, он оживает только на перемене.
- К выполнению заданий не любит прилагать никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий (болит рука, живот, голова).
10
Астенический синдром
АС
- У ребёнка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).
- К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
- Если что-то не получается, ребёнок раздражается, плачет.
- Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если поторопить, может совсем отключиться, бросить работу.
- Часто жалуется на усталость, головную боль.
11
Нарушения интеллектуальной деятельности
НИД
- Никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.
- Ответы становятся лучше, если есть какая-то опора на внешние объекты (считает по пальцам).
- После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
- Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении нового.
- Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
- Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение. Т.к. основные навыки не сформированы.
- 3. Методика работы с опросником
Подсчитав, какую сумму набрал ученик, определяем, какой коэффициент
дезадаптации ( количество баллов разделить на 70 и умножить на 100).
Полученные результаты можно рассматривать следующим образом:
- показатель до 14 % является нормой;
- показатель 15 % - 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;
- показатель свыше 30 % указывает на серьезную степень дезадаптации;
- показатель свыше 40 % гласит о вмешательстве психоневролога.
Далее для расчета процента адаптации необходимо вычесть из 100 % процент дезадаптации и внести его в последнюю колонку. Затем результаты обобщаются и выводятся средние по классу.
Такая работа проводится в течение всего учебного года, так как период адаптации по-разному проходит у учащихся. Я беру метод «единицы»:
- первая неделя;
- первый месяц;
- первое полугодие;
- один год. В заключении хочется отметить, что данная методика позволяет учителю отследить факторы, лежащие в основе дезаадаптации, быстро и своевременно провести коррекционную работу. А может быть положено в основу более углубленного обследования специалистами.
Литература
-
Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. , Владос, 1998.
-
Завуч начальной школы. №3, №5 2002. Научно-практический журнал
-
Начальная школа №8 2005.
Сводная таблица результатов адаптационного периода 1 класса
на «___» ___________ 20 __ года
-
_____неделя__________ )
№
Ф. И.
Показатели дезадаптации
Кооф-т
дезадаптации
(а/70 )* 100
а- количество баллов
% адаптации
(100% вычесть % дезадаптации)
Родительское отношение
РО
Неготовностьк школе
НГШ
Леворукость
Л
Невротические симптомы
НС
Инфетилизм
И
Гиперич. Симптом (чрезмерная расторможенность)
ГС
Инертность нервной системы
ИНС
Недостаточная произвольность психики
НП
Низкая мотивация
НМ
Астенический синдром
АС
Нарушения интеллектуальной деятельности
НИД
Кол-во бал
% дезадаптации
Показатели в
1 балл
1
2
5 6
7 8 9
12 13 14
17 18 19
-
23
27
-
32 33
36
-
42
Показатели в
2 балла
3 4
10 11
15 16
20 21
24 25 26
28 29 30
34 35
37 38 39 40
43 44 45 46
1
Катя Б
2
Ростик К
3
Саша М
4
Наташа Ф
5
Оля С
6
Семен Б
7
Валерия Ч
8
Данил О.
9
Саша В.
Средний процент адаптации по классу ______%
Вывод в среднем по классу прохождение процесса адаптации:
Успешная (полная) адаптация (более 86 %) _______человек (_______ %)
Частичная адаптация (70 % - 85 %) _____ человек (_______ %)
Серьезные отклонения в процессе (группа риска) (60 % - 69 %) ______ человек (______ %)
Тяжёлая степень (консультация психоневролога) (ниже 60 %) _____ человек ( ______ % )