- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование коммуникативной компетенции на уроках и во внеклассной деятельности
Формирование коммуникативной компетенции на уроках и во внеклассной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юрасова С.И. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках и во внеклассной деятельности»
Юрасова С. И. учитель начальных классов
апрель 2013 г. В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность. Передо мной стояла цель: выявить эффективность приемов формирования коммуникативных компетенций, используемых на уроках и во внеклассной деятельности в начальной школе. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: диагностика исходных данных коммуникативных умений учащихся 1 класса; выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций; разработка учебно-методического пособия игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках и во внеклассной деятельности). У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе: - адаптация первоклассников после детского сада и «домашних детей»; - неумение контактировать друг с другом; - возможно провоцирование асоциальных форм поведения. Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу. Ученики испытывают затруднения при ответе с места и у доски. Кроме того несформированные компетенции в обучении - это и слабые контакты с ребятами, живущими во дворе, иногда и с родителями. Все эти проблемы ставят во главу угла педагогической деятельности - формирование коммуникативных компетенций. Следовательно: коммуникативные компетенции - это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни.
Исходные данные результатов исследования коммуникативных умений
у учащихся1 класса В первом классе передо мной стояла задача выяснить исходные данные сформированности коммуникативных компетенций. Для определения сформированности коммуникативных компетенций использую следующие методы исследования: анкетирование родителей, наблюдение, создание педагогических ситуаций, мониторинг. Исследования проводились в моем классе, где 10 учащихся. На первом этапе работы было проведено анкетирование и получены следующие результаты:
Оценка результатов: 0 баллов - Сделать это мне тяжело
1 балл - Сделать это мне скорее тяжело
2 балла - Сделать это мне скорее легко
3 балла - Сделать это мне легко
Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
- Использование физминуток на уроках
Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
А. Барто
- Работа в группах и мини - группах.
- отстаивать своё мнение,
- представлять работу группы,
- дискутировать
- слушать внимательно друг друга
- умение задавать вопросы
- выслушивать другого.
- Игровые технологии
- Применение элементов технологии уровневой дифференциации
- Использование элементов личностно - ориентированного развивающего обучения
- Проектная деятельность.
- Использование пословиц, поговорок на уроках
- Творческий подход в обучении
- Проблемная ситуация -загадка о фигуре
- Сравнение внешнего вида фигуры с ее названием.
- Сравнение фигуры с раннее изученными
- Нахождение предметов в окружающем мире, похожих или содержащих данную фигуру
- Чертеж фигуры (в воздухе, в тетради)
Прямой, но не дорога. Есть концы. но не ножницы. (отрезок)
Имеет начало, но не сказка. Прямой, но не линейка. Бесконечен, как космос. (луч)
Похож на клюв, ноне птица. Похож на крышу, но не дом. Из точки вышли два луча, Образовали (угол).
По тетрадке в клеточку Бежит дорожка ленточкой. Но бежит не ровно, прыгая. Это (ломаная) линия.
Что за линии такие? Есть прямые, есть кривые. Но есть одна поломанная. Называется (ломаная)
- Работа с родителями.
- развитие речи
- этикет общения.
Анализ содержания ответов дает богатый материал для определения уровня исходных коммуникативных умений. Оценка исследования соответствовала трехбалльной шкале: 0 баллов - отсутствие ответа; 1 балл - обращение за помощью к кому-либо; 2 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы; Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение общаться ситуативно-личностно. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить? Были получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Достаточно высокая коммуникативная компетентность обнаружена лишь у 20 процентов обследуемых, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Около 50 процентов детей проявляли полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу», «Позову маму») говорили о недостаточной коммуникативной компетентности, другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.
Сравнение исходных данных и полученных результатов по формированию коммуникативной компетенции по вопросам:
-
Говорить перед классом.
-
Излагать материал последовательно.
-
Легко сделать сообщение.
-
Легко отвечать у доски.
-
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением.
-
Легко при ответе смотреть на одноклассников.
-
Легко сообща работать в группе.
Проведенная работа позволяет сделать вывод: необходимо включать в учебную и внеурочную деятельность игры-пятиминутки, упражнения направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам, формирование коммуникативной компетентности. Системная исследовательская работа по формированию коммуникативных компетенций с 1 класса позволяет увидеть положительную динамику и личностные изменения у каждого из ребят. Дальнейшее развитие коммуникативных компетенций происходит во внеклассной деятельности через методы проектной деятельности. В текущем учебном году была проведена работа над следующими проектами: «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии», «узоры и орнаменты на посуде», «Мой любимый детский журнал», «И в шутку и всерьез», «Рифма», «Оригами», «Города России», «Страны мира», «В словари за частями речи» и др. Коммуникативные компетенции тесно связаны с деятельностным подходом, т.к. общение и есть деятельность, а продуктная деятельность невозможна без представления презентации, обоснования, защиты своих идей в коллективе, обществе. Работа по развитию коммуникативных компетенций, проектной деятельности дает положительные результаты и продолжается на втором году обучения данного класса, можно отметить огромный интерес у детей и их родителей. О чем свидетельствуют их отзывы, впечатления, желание заниматься проектной деятельностью вместе с детьми самостоятельно уже со своими вариантами. Это подтверждает важность и необходимость проводимых исследований и дальнейшей работы по развитию коммуникативных компетенций.
Сравнение исходных данных и полученных результатов по формированию коммуникативной компетенции Литература:
- Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении. - Киров, 1991. - 142с.
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007г. - 132с. (Школьное образование)
- Дереклеева Н.И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.// Москва, 2005г.
- Хвостова Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности//Материалы научно-практической конференции 19-20 апреля 2005г. Екатеренбург, 2005.
-
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. - М., 2008.
7