Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»

муниципального образования города Братска



Рассмотрено на заседании структурного подразделения начального общего образования

Протокол №____

от «___» ___________ 201 г.

Рук.СП__________И.В.Деденёва

Согласовано:

зам. директора по УВР

___________Л.Ю.Скрынник

«___»______________201 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Лицей № 3»

________________М.А.Аскарова

Приказ № ____

от «___»____________201 г.




Рабочая программа

«Русский язык»


для обучающихся 1 В класса



Предметная область «филология»




Разработала:

Лещенко Елена Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

2015 г.

I. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Лицей № 3», а также на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной и ориентирована на работу по учебникам: - Бунеев Р.Н. Букварь: 1 кл.: учебник по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- 3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2015, - Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык (первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2015 - О.В.Пронина прописи: «Мои волшебные пальчики». - Москва: Баласс, 2015, - Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2015 - Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина, методическое пособие для учителя - Москва: Баласс, 2015 - Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1и 2 классы. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2015. В рабочей программе нашли отражение задачи обучения грамоте:

  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельнос­ти);
  • развитие умений слушания и говорения;
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  • овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
  • формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы фор­мирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и ре­чевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст». Слово рассматривается с четырех точек зрения:
  1. звуковой состав и обозначение звуков буквами;
  2. состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок);
  3. грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
  4. лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочета­ется в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (пред­ложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложе­нии связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять пред­ложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения. В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами «Азбуки» и прописей параллельно с развитием тех­ники чтения начинается формирование у детей типа правильной читатель­ской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета Цели уроков обучения грамоте:
  • формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
  • развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.
  • пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.
В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется: - необходимостью системно представить позиционный принцип чтения; - частотностью употребления этих букв в словах; - особенностями начертания букв; - возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова. Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности. Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Азбуки» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению пра­вильно писать. На страницах «Азбуки» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочи­тать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой табли­цей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотре­ны и на страницах прописей. Система языка Фонетика:
  • звуки речи в сопоставлении с буквами;
  • звуки гласные и согласные;
  • гласные звуки: ударные и безударные;
  • слог; слогообразующая роль гласных звуков;
  • ударение; ударный и безударный слог;
  • согласные звуки: звонкие и глухие;
  • согласные звуки: твердые и мягкие;
  • обозначение мягкости согласных звуков на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);
- ъ и ъ разделительные; - наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи - ши, ча ~ ща, чу - щу). Лексика: - лексическое значение слова (что обозначает слово); -слова, у которых несколько значений; -наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке; работа над пра­вильным словоупотреблением. Словообразование:
  • корень слова;
  • однокоренные слова;
  • приставка;
  • суффикс;
- графическое обозначение частей слова. Морфология. Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:
  • слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?
  • слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что дела­ет? как? (как делает?);
  • местоимения он, она, оно, они;
  • слова в единственном и множественном числе (один предмет - много предметов);
- предлоги; различение предлогов и приставок. Синтаксис и пунктуация:
  • понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль);
  • интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и ее коммуникативная значимость;
  • точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в кон­це предложения;
  • практическое знакомство с обращением;
- общее понятие о тексте. Орфография:
  • заглавная буква в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- начало формирования орфографической зоркости. Планируемые результаты: Обучающиеся должны научиться -осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). Получат возможность научиться;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безудар­ные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, пар­ные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.
- составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя. Русский язык (50 часов) Слово (25ч) Знать: -звуки речи; - гласные, согласные (твердые, мягкие, глухие, звонкие); - ударение, слог; -произношение ударных и безударных гласных; - алфавит; - буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; - названия букв; - прописные буквы. Уметь: - выделять в словах звуки; - делить слова на слоги; - ставить ударение; - различать ударные и безударные слоги; - писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; - переносить слова по слогам; - писать с большой буквы имена собственные. Звуки речи (гласные - ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные), слог, ударение. Слогообразующая роль гласных. Соотношение звукового состава слова и его написания. Звуко-буквенный анализ слова (с составлением схемы слова). Алфавит. Обозначение мягкости согласных на письме. Перенос слова. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова, корень слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? какие? Что делает? Что сделал? Предложение (15часов) Признаки предложения, оформление предложения на письме. Текст (10часов) Отличие текста от набора предложений. Планируемые результаты: Обучающиеся должны научиться - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме; - определять количество букв и звуков в слове; - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; - ставить пунктуационные знаки конца предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; - находить корень в группе доступных однокоренных слов. Получат возможность научиться -проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, -оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определенной орфограммой; -при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; -при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. -разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; -оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы:
  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Реализация программы основана на следующих принципах: *личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру); *культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей); * деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач); Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс): * развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; * освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; * овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; * воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию. Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности. Раздел «Слово» включает в себя закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова). Наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью. «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами, однокоренные глаголы с разными приставками. После завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме, отличие текста от набора предложений. Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм. В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях. Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме) Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий - будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание - показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология», рассчитан на 4 года обучения начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей № 3» на 2015-2016 учебный год предмет «Русский язык» изучается в 1 классе 5 часов в неделю за счёт часов обязательной части учебного плана. Общий объём учебного времени за год составляет 165 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из Букваря Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; - составлять устный рассказ по картинке; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме; - определять количество букв и звуков в слове; - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; - ставить пунктуационные знаки конца предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; - находить корень в группе доступных однокоренных слов. Межпредметные связи: В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
  4. Также осуществляются межпредметные связи с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание. Читать и понимать смысл заданий к упражнениям. Выполнять задания в нужной последовательности. Проверять себя по учебнику. Выделять звуки в слове. Находить слова с заданными звуками. Характеризовать звуки (гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие; парные -непарные; твёрдые - мягкие, парные - непарные;шипящие). Ставить ударение, делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Характеризовать функцию букв гласных, букв ъ и ь. Находить однокоренные слова в группе слов. Выделять корень слова. Подбирать проверочные слова. Анализировать поэлементный состав букв. Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом. Записывать под диктовку отдельные слова, предложения. Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы. Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу. VI. Содержание учебного предмета Программа курса обучение грамоте и развития речи. 1. Добуквенный период. (36 ч.) Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, назы­вать один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схе­му слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать пред­ложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению пись­му (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направле­ниях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Го­ворим, рассказываем») - подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображе­ние слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотно­сить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых со­стоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение. 2. Букварный период. (172 ч.) В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной сто­роны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы со­гласных звуков с, л, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ. После введения и закрепления общего позиционного принци­па чтения дети наблюдают отступления от установленной зако­номерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных глас­ных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произноше­нием и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедев­тикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и пись­менного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква: сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, пред­ложений, текстов с печатного образца.

VII. КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование

п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Планируемые результаты

Виды деятельности





Предметные

Метапредметные

и личностные


I четверть (40 ч)

Раздел I. Обучение грамоте. Подготовка к письму (20 ч).

1

Знакомство с прописями.

Обучение штриховке и

обведению по контуру.


Знать:

- понятия: слово, предложение, текст, речевые и неречевые звуки, гласные звуки, ударение;

- элементы: круг, полукруг, наклонная линия, различия в написании большого и маленького овалов; элементы букв, их написание, разные виды штриховки.
Уметь:

- ориентироваться на странице пропи­си и на строке прописи;

- сравнивать формы;

- дорисовывать недостающие линии, изображения предметов;

- определять направление движения при письме различных письменных элементов, обводить по контуру, штриховать;

- писать наклонные с петлей вверху и внизу, прямую с закруглением внизу, е-образные элементы;

- анализировать свою работу.


Знать:

- понятия: слово, предложение, текст, речевые и неречевые звуки, гласные звуки, ударение;

- элементы: круг, полукруг, наклонная линия, различия в написании большого и маленького овалов; элементы букв, их написание, разные виды штриховки.
Уметь:

- ориентироваться на странице пропи­си и на строке прописи;

- сравнивать формы;

- дорисовывать недостающие линии, изображения предметов;

- определять направление движения при письме различных письменных элементов, обводить по контуру, штриховать;

- писать наклонные с петлей вверху и внизу, прямую с закруглением внизу, е-образные элементы;

- анализировать свою работу. Знать:

- понятия: слово, предложение, текст, речевые и неречевые звуки, гласные звуки, ударение;

- элементы: круг, полукруг, наклонная линия, различия в написании большого и маленького овалов; элементы букв, их написание, разные виды штриховки.
Уметь:

- ориентироваться на странице пропи­си и на строке прописи;

- сравнивать формы;

- дорисовывать недостающие линии, изображения предметов;

- определять направление движения при письме различных письменных элементов, обводить по контуру, штриховать;

- писать наклонные с петлей вверху и внизу, прямую с закруглением внизу, е-образные элементы;

- анализировать свою работу.


Личностные:

В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать свое предположение (версию). Работать по предложенному плану. Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.













Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Работа с учебником.

Фронтальная беседа.

Подбор слов, обозначение их схемой.

Деление слов на тематические группы.

Составление предложений по схемам и опорным рисункам.

Запись предложений в виде схем.

Упражнение в обведении по контуру и штриховке.

Работа в группах.

Запись слова схемой, определение гласных звуков, обозначение их на схеме.

Упражнение в делении слов на слоги.

Артикуляционная гимнастика.

Написание основных графических элементов.



Запись слова схемой, определение гласных звуков, обозначение их на схеме.

Упражнение в делении слов на слоги.

Артикуляционная гимнастика.

2

Животные и растения вокруг нас.


3

Написание вертикальных линий.


4

Обведение по контуру, штриховка.


5

Обведение по контуру, штриховка.


6

Обведение по контуру, штриховка.


7

Звуки речи. Обведение по контуру, штриховка.


8

Цирк. Обведение по контуру и написание овалов.


9

На рыбалке. Написание наклонных линий и овалов.


10

Обведение по контуру, написание наклонных линий и овалов.


11

Написание наклонных с петлёй внизу и вверху.


12

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.


13

Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии.


14

Мои игрушки. Написание е-образных элементов.


15

Закрепление изученных графических элементов букв.


16

Наши занятия. Подготовка к написанию буквы г и буквы и.


17

Написание основных графических элементов.


18

Написание основных графических элементов.


19

Закрепление изученных графических элементов букв.


20

Закрепление изученных графических элементов букв.


Раздел II. Учим буквы - учимся читать и писать. (102ч)

21

Строчные буквы г, п, и.


Знать:

- начертания письменных букв;

- нижнее и верхнее соединение букв.

Иметь представление о правописании заглавных букв в именах собственных, в начале предложения.

Уметь:

- писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

- списывать с письменного, печатного образцов;

- делить слова на слоги;

- определять ударный слог.

Знать:

- начертания письменных букв;

- правила употребления заглавной буквы на письме.

Уметь:

- выполнять графический анализ заглавных и строчных букв;

- узнавать буквы

по искаженным написаниям;

- писать заглавные буквы, слоги, имена, названия городов;

- различать гласные и согласные звуки, выделять звук в слове.

Уметь:

- выполнять графический анализ заглавных и строчных букв;

- узнавать буквы

по искаженным написаниям;

- писать заглавные буквы, слоги, имена, названия городов;

- различать гласные и согласные звуки, выделять звук в слове.

Личностные:

Характеризовать свой поступок, вырабатывать правила поведения в конфликтных ситуациях.

Уважать другое мнение, стремиться к взаимопониманию.

Определять свою позицию в многообразии мнений.

Регулятивные:

Определять, формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Совместно с учителем давать эмоциональную оценку урока.

Осуществлять контроль и оценку при работе в паре.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике.

Сравнивать, группировать предметы.

Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Проводить несложные наблюдения по плану, делать выводы.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других.

Задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, стараться договариваться, уметь уступать.


Анализ звуков в словах.

Упражнение в определении ударного слога.

Характеристика согласного, гласного звука.

Составление схем слов и их анализ.

Чтение слогов.

Работа по группам, в парах.

Слого-звуковой анализ слов.

Звукобуквенный анализ слов.

Списывание слов, предложений с печатного образца.

Упражнение письме букв, слогов, слов под диктовку.

Словарная, лексическая работа.

Отгадывание ребусов.

Составление слов из слогов.

Выборочное списывание.

Зрительно-слуховой диктант.

22

Строчные буквы т, р.


23

Заглавная и строчная буквы О, о.


24

Соединение изученных букв в слоги и слова.


25

Написание слогов, слов с изученными буквами.


26

Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами.


27

Строчная буква а, соединения с различными буквами.


28

Строчная буква ы, соединения с различными буквами.


29

Написание заглавных букв Г, П, Т, Р.


30

Написание заглавных букв Г, П, Т, Р


31

Написание заглавной буквы И.


32

Строчная буква н


33

Строчная буква к,


34

Написание букв, слогов и слов с изученными буквами.


35

Написание букв, слогов и слов с изученными буквами.


36

Написание слогов и слов.


37

Написание заглавной и строчной буквы У, у.


38

Написание слов и предложений с изученными буквами.


39

Написание букв, слогов и слов с буквой с.


40

Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами.


II четверть (40 ч)

41

Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами.


Знать:

- правила оформления текста на письме;

Уметь:

- последовательно правильно списывать текст

Личностные:

Характеризовать свой поступок, оценивать его.

Вырабатывать правила поведения в конфликтных ситуациях.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей.

Определять свою позицию в многообразии мнений.

Регулятивные:

Определять, формулировать учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками.

Определять сходство, совпадение и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от невыполненного.

Высказывать своё предположение (версию).

Работать по предложенному плану, алгоритму.

Познавательные:

Ориентироваться на развороте учебника, в условных обозначениях.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других.

Обращаться к одноклассникам и отвечать на вопросы в общеклассной дискуссии.

Договариваться с одноклассниками, использовать специальные знаки; работать в паре.

Познавательные:

Ориентироваться на развороте учебника, в условных обозначениях.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса.


Анализ звуков в словах.

Упражнение в определении ударного слога.

Характеристика согласного, гласного звука.

Составление схем слов и их анализ.

Чтение слогов.

Работа по группам, в парах.

Слого-звуковой анализ слов.

Звукобуквенный анализ слов.

Списывание слов, предложений с печатного образца.

Упражнение письме букв, слогов, слов под диктовку.

Словарная, лексическая работа.

Отгадывание ребусов.

Составление слов из слогов.

Выборочное списывание.

Зрительно-слуховой диктант.

Запись слов, деление слов на слоги, постановка ударения.

Орфографическая работа.


Составление слов из слогов.

Выборочное списывание.

Зрительно-слуховой диктант.

Запись слов, деление слов на слоги, постановка ударения.

42

Обучение списыванию текста с печатного и

письменного образца.


43

Написание слогов и слов с изученными буквами.


44

Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м.


45

Написание слогов и слов с изученными буквами.


46

Написание слогов и слов с заглавными буквами

Л, М.


Знать:

- начертание изученных букв, их соединений;

- правила оформления предложений на письме;

- признаки текста;

- правила употребления заглавной буквы на письме.

Уметь:

- списывать слова, предложения с печатного образца;

- писать под диктовку слоги, слова, написание которых не расходится с произношением;

- писать с заглавной буквы имена собственные, первое слово в предложении.

47

Написание заглавных букв К, Н.


48

Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н.


49

Написание заглавной и строчной буквы С, с.


50

Обучение списыванию с печатного текста.


51

Написание слогов и слов с изученными буквами.


52

Написание предложений с изученными буквами.


53

Написание слов с заглавными буквами.


54

Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.


55

Упражнение в списывании текста.


56

Написание строчной буквы ш.


57

Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.


Знать:

- начертание изученных букв, их соединений;

- правила оформления предложений на письме;

- правила правописания букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

- правило правописания заглавной буквы в начале предложения, в именах соб­ственных;

- правила переноса слов без стечения согласных по слогам.


Уметь:

- писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

- писать под диктовку слова, написание которых не расхо­дится с произношением.

- списывать с печатного образца;

- понижать функции небуквенных гра­фических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца);

- применять изученные орфографические правила на письме.

Иметь представление о йотированных гласных буквах.

Знать:

- написание заглавных, строчных изученных букв и их соединений;

- правило правописания заглавной буквы в словах;

- алгоритм списывания с печатного текста.

Уметь:

- списывать с печатного образца;

- понижать функции небуквенных гра­фических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца);

- применять изученные орфографические правила на письме;

- записывать транскрипцию слова;

- давать характеристику звукам в слове.

58

Написание заглавной буквы Ш.


59

Написание слов и предложений с изученными буквами.


60

Обучение списыванию с печатного текста.


61

Написание слов, предложений и текста с изученными буквами.


62

Обучение выборочному списыванию.


63

Написание слов, предложений с заглавной буквой А.


64

Написание слов и предложений с изученными буквами.


65

Самостоятельная работа по письму.


66

Написание строчной буквы д.


67

Заглавная буква в именах людей.


68

Написание строчной буквы в.


69

Написание заглавной буквы Д.


70

Написание слов и предложений с изученными буквами.


71

Написание слов, обозначающих имена.


72

Написание слогов и слов с буквой е.


73

Обучение списыванию с печатного образца.


74

Написание слогов и слов с буквой ё


75

Написание слов и предложений с изученными буквами


76

Написание заглавных букв Е, Ё.


77

Упражнения в письме. Выборочное списывание.


78

Упражнения в письме.


79

Написание слов и предложений с изученными буквами


80

Списывание с печатного образца.



III четверть (45 ч)

81

Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.


Знать:

- написание заглавных, строчных изученных букв и их соединений;

- правило правописания заглавной буквы в словах;

- алгоритм списывания с печатного текста.

Уметь:

- писать изученные буквы, их соединения;

- списывать предложение, текст с печатного образца;

- записывать по диктовку слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции;

- давать характеристику звуковому составу слова.

Познавательные

Сравнивать и группировать предметы по заданным признакам.

Выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.

Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса.

Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Определять алгоритм написания буквы, следовать ему.

Коммуникативные

Задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, стараться договариваться, уступать, находить общее решение.

Обращаться к одноклассникам и отвечать на их вопросы в общеклассной дискуссии.

Устно формулировать полный ответ на вопрос.

Выполнять свою часть задания при работе в паре.

Личностные:

Определять свою позицию в многообразии мнений.

Характеризовать свой поступок, оценивать его; вырабатывать правила поведения в конфликтных ситуациях.

Проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Осознавать роль языка и письменной речи в жизни людей.

Регулятивные:

Определять, формулировать учебную проблему, цель деятельности на уроке

в диалоге с учителем, одноклассниками.

Оценивать свою работу по заданным критериям, используя оценочные шкалы.

Высказывать своё предположение, предполагать способ его проверки.

Оценивать свои возможности и выбирать задания из предложенных.









Личностные:

Определять свою позицию в многообразии мнений.

Характеризовать свой поступок, оценивать его; вырабатывать правила поведения в конфликтных ситуациях.

Проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Осознавать роль языка и письменной речи в жизни людей.


Анализ звуков в словах.

Упражнение в определении ударного слога.

Характеристика согласного, гласного звука.

Составление схем слов и их анализ.

Запись слов, деление слов на слоги, постановка ударения.

Работа по группам, в парах.

Слого-звуковой анализ слов.

Звукобуквенный анализ слов.

Запись транскрипции слов.

Списывание слов, предложений, текста с печатного образца.

Упражнение письме слов, предложений под диктовку.

Словарная, лексическая работа.

Отгадывание ребусов.

Составление слов из слогов.

Выборочное списывание.

Зрительно-слуховой диктант.

Выборочное списывание.

Зрительно-слуховой диктант.

Упражнение письме слов, предложений под диктовку.

Словарная, лексическая работа.

Отгадывание ребусов.

82

Выборочное списывание текста.


83

Обучение списыванию текста.


84

Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б.


85

Обучение письменным ответам на вопросы по тексту.


86

Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з.


87

Написание слогов и слов с заглавной буквой З.


88

Написание слогов и слов со строчной буквой я.

Списывание с печатного образца.


Иметь представление о йотированных гласных буквах.

Уметь:

- писать слова и предложения с изученными буквами;

- определять роль йотированных гласных в словах.

89

Написание слов с заглавной буквой Я.


90

Списывание с печатного образца.


91

Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х.


Знать:

- начертание изученных букв, их соединений;

- правила оформления предложений на письме;

- правила правописания букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

- правило правописания заглавной буквы в начале предложения, в именах соб­ственных;

- правила переноса слов без стечения согласных по слогам.

- правила оформления текста на письме.

Уметь:

- писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

- писать под диктовку слова, написание которых не расхо­дится с произношением;

- давать характеристику звуковому составу слова;

- списывать с печатного образца;

- понижать функции небуквенных гра­фических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца);

- применять изученные орфографические правила на письме.

92

Написание строчной буквы ж.


93

Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями

-жи-, -ши-.


94

Списывание с печатного образца.


95

Написание слов, предложений с изученными буквами.


96

Написание строчной и заглавной буквы й, Й;


97

Написание слогов, слов со строчной буквой ч.


98

Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч.


99

Написание строчных и заглавных букв Ц, ц и Щ, щ, слогов и слов.


100

Списывание с печатного образца.


101

Списывание с печатного образца.


102

Написание слов, предложений с изученными буквами.


103

Написание слов и соединений со строчной буквой ф.


Знать:

- начертание изученных букв, их соединений;

- правила оформления предложений на письме;

Уметь:

- писать изученные буквы, их соединения;

- списывать предложение, текст с печатного образца;

- записывать по диктовку слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции;

- давать характеристику звуковому составу слова.

Иметь представление о йотированных гласных буквах.

Уметь:

- определять роль йотированных гласных в словах.

104

Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф.


105

Написание слов, предложений с изученными буквами.


106

Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э.


107

Написание слов и соединений с заглавной буквой Э.


108

Упражнения в написании изученных букв.


109

Написание строчной буквы ю.


110

Упражнение в письме под диктовку.


111

Написание заглавной буквы Ю.


112

Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине

слова.


Иметь представление о роли в словах букв Ь,Ъ.

Уметь:

- списывать с печатного образца;

- выполнять звукобуквенный анализ слов с Ь, Ъ;

113

Написание слов с разделительным ь.


114

Написание буквосочетаний с разделительным ъ.


115

Слова с буквами ь,ъ.


116

Написание букв русского алфавита.


Знать:

- названия и последовательность букв русского алфавита

117

Упражнение в списывании текстов.


Уметь:

- правильно списывать текст с печатного образца

III. «Русский язык (первые уроки)» (38 ч.)

118


Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)».


Знать:

- как построен учебник.

Уметь:

- пользоваться учебником, находить нужную информацию.





Личностные:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.




Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Подробно пересказывать небольшие тексты.




Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Личностные:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста).


Беседа по вопросам
самостоятельная работа
индивидуальный зрительно-слуховой диктант

диктант с комментированием
распределительный диктант
объяснительный диктант
предупредительный диктант
картинный словарный диктант
словарно-орфографическая работа
словарная работа
индивидуальная работа по карточкам
работа в парах
тест
списывание

проверочная работа.



объяснительный диктант
предупредительный диктант
картинный словарный диктант
словарно-орфографическая работа
словарная работа
индивидуальная работа по карточкам
работа в парах
тест
списывание



объяснительный диктант
предупредительный диктант
картинный словарный диктант
словарно-орфографическая работа
словарная работа
индивидуальная работа по карточкам
работа в парах
тест
списывание

проверочная работа.


индивидуальная работа по карточкам
работа в парах
тест
списывание

проверочная работа.

119


Повторение гласные звуки и буквы.


Знать:

- минимум понятий о гласных звуках; о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных

Уметь:

- обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами

- давать характеристику гласному звуку

120


Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме.


121


Согласные звуки и их буквы.


Знать:

- признаки согласных звуков и их классификацию

- различать понятия «звук», «буква»

Уметь:

- характеризовать звуковой состав слова

122


Что мы знаем о звуках и буквах.


123

Повторяем слоги и ударение.


Знать:

- понятие слога и ударения; о слогообразующей роли гласных звуков и роли ударения

Уметь:

- делить слова на слоги

- определять ударный слог

124

Повторяем слоги и ударение.


125

Перенос слов.


Знать:

- правила переноса слов

Уметь:

- переносить слова с одной строки на другую






IV четверть (40 ч)

126

Перенос слов.


Знать:

- правила переноса слов

Уметь:

- переносить слова с одной строки на другую

127

Развитие умения переносить слова.


128

Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.


Знать:

- о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных

Уметь:

- обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами

129


130


131


Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.


Знать:

- способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

- о роли Ь - показателя мягкости

Уметь:

- использовать Ь для обозначения мягкости согласных на письме

132


Повторение написания большой буквы и разделительного ь в словах.


Знать:

- правило написания собственных имён существительных

- правило правописания разделительного Ь в словах

Уметь:

- распознавать собственные и нарицательные существительные, употреблять заглавную букву

133


Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с большой и маленькой буквы.


134


Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.


135

Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах.


Уметь:

- правильно писать буквосочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн;

136


137


138


Повторяем корень слова.


Иметь представление о корне слова, родственных словах

Уметь:

- подбирать родственные слова

- выделять корень в группе родственных слов

139


Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.


140


Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова.


Знать:

- об одинаковом написании корня в родственных словах

- правило проверки безударных гласных в корне

Уметь:

- выделять безударный слог

- подбирать проверочные слова

141

Упражнение в написание слов с безударной гласной в

корне


142


143


144

Проверочная работа (диктант) по теме: «Безударные гласные в корне слова»


Уметь:

- писать под диктовку

- применять правила правописания,

- выполнять самопроверку;

- применять правила работы над ошибками

145

«Пишу правильно» (работа над ошибками)


146

Повторение слов, написание которых надо запомнить.


Знать

- написание словарных слов

147


148


149

Контрольный словарный диктант (7 мин). Повторение темы: «Безударные гласные в корне слова»


Уметь

- писать словарные слова,

- составлять текст по опорным словам

2. Предложение, текст 5ч



150


Что мы знаем о предлогах и предложении.


Знать

- отличительные признаки предложения, текста;

- правила оформления предложения;

Уметь

- грамотно оформлять предложение на письме

- применять изученные орфографические правила;

- различать предложения по интонации и цели высказывания

151


Повторяем правила оформления предложений на письме.


152


153


154

Контрольный диктант за год.


155

Работа над ошибками.


Итоговое повторение (10 ч)

156 - 165

Чему мы научились за год.

3 резервных урока











VIII. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно - методическая литература для учителя

1. О.В.Пронина: «Мои волшебные пальчики». Прописи для 1 класса. - Москва: Баласс, 2015

2. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. Уроки обучения грамоте. Методические рекомендации для учителя к «Букварю», тетрадям по письму. - Москва: Баласс, 2015

3. Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык (первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2015

4. Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1и 2 классы. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2015.

5. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, 2015. 6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2014. - 400 с. 7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 215 с. - (Стандарты второго поколения) 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 152 с. - (Стандарты второго поколения) 9. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)


Учебная литература для учащихся

1. О.В.Пронина: «Мои волшебные пальчики». Прописи для 1 класса. - Москва: Баласс, 2015

2. Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык (первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2015 3. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, 2015
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся -DVD- плеер, (видеомагнитофон, телевизор); - компьютеры. Примеры работ при использовании компьютера: - орфографический и пунктуационный тренинг; -редактирование (взаиморедактирование); - создание текста; - создание мультимедийных презентаций.


© 2010-2022