- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Статья ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова Л.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Н.А.МУШТАКОВА, директор, к.п.н.,
Л.В.ПАВЛОВА, зам. директора
МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как инновационный системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее - УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В соответствии с п. 9 ФГОС НОО УУД являются метапредметным результатом и формируются: средствами содержания каждого учебного предмета учебного плана НОО; средствами междисциплинарных учебных курсов (к примеру, Программы формирования УУД на уровне НОО); средствами и содержанием внеурочной деятельности как одного из механизмов реализации ООП НОО. [1, с.5] В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы качественно новые образовательные результаты: желание и умение учиться, готовность к образованию на следующем уровне и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Если еще несколько назад в педагогическом сообществе шли жаркие дискуссии о целях образования, то сегодня Стандарт второго поколения выдвигает в качестве приоритетной задачи образования формирование у учащихся умения учиться. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». [3, с.2] Однако всегда ли мы понимаем смысл этих слов, а главное - владеем ли методами организации образовательного процесса, которые сделают эти высокие слова реальной практикой? Перед педагогом начальной общеобразовательной школы, реализующим Стандарт второго поколения, встает вопрос: «Как ему практически воплотить в жизнь идеи, о которых сотни лет назад говорили наши великие предшественники и которые сегодня стали жизненно необходимы каждому ребенку - научить его учиться?». А разве педагоги не делают это изо дня в день? Ученик выполняет задание учителя - он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, то есть «учить-себя» - значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз и не учится ученик в так называемой традиционной системе обучения. И значит, он не учится учиться. Чтобы управлять учебной деятельностью детей, а затем учить их самостоятельно управлять ею (то есть учить учиться), нужно, прежде всего, самому педагогу разобраться с тем, что представляет собой деятельность как явление жизни и понять, какова структура деятельности, какие бывают ее виды, как она развивается, в чем специфика и предназначение именно учебной деятельности. И только затем это знание конкретизировать для построения своего образовательного процесса, чтобы сделать его не случайным, а надежным, управляемым, качественным. «О развивающем обучении и воспитании, - писал В.В. Давыдов, - можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности». [2, с. 388] Что значит «уметь учиться» - это значит хотеть и уметь выполнять и осознавать деятельность учения или учебную деятельность. В процессе профессионального саморазвития учителя начальных классов изучали, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых умений, как следует взаимодействовать с ребенком, какова роль каждого в образовательном процессе. Учебную деятельность мы стали рассматривать как процесс самоизменения ребенка в совместной и самостоятельной учебной деятельности, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. Учебное действие является структурной единицей учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели (задания, учебного занятия). Данный подход в Стандартах второго поколения называется системно-деятельностным в силу того, что он является конкретизацией понятийной системы деятельности и методологической основой Стандарта. В 2010 году МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» (директор Н.А. Муштакова, к.п.н.) стало одной из девяти региональных экспериментальных площадок, реализующих инновационные проекты по теме: «Введение ФГОС НОО в Астраханской области». Одной из отличительных особенностей гимназии является создание развивающей образовательной среды, которая позволяет максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка. В рамках системно-деятельностного подхода мы используем технологии деятельностного типа, среди которых особое место занимает технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система дидактических принципов, требований к учебному содержанию и условиям его использования на вариативной основе, что важно с точки зрения практической реализации концепции вариативности современного образования. В качестве схемы, описывающей работу по данной технологии, мы используем удобную для работы учителя, специально разработанную структуру учебной деятельности, предложенную Л.Г. Петерсон.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности. [5, с. 36]
- зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;
- затем проанализировать, как ты выполнял свое действие, и в каком месте возникло затруднение (исследование - И);
- понять, по какой причине оно возникло (критика - К);
- поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (проект - П);
- реализовать построенный проект.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа:- htt://standart.edu.ru/
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В. В.Давыдов. - М.: Просвещение, 1996.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»/ Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
- Петерсон Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий./ Л.Г. Петерсон //Управление начальной школой. - 2012. - №2. М.: Издательский дом МЦФЭР, 2012. С.34-37.
- Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу/ под редакцией Л.Г.Петерсон.- М.: Издательство «Национальное образование», 2012.
7