Статья: Формирование учебной самостоятельности у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование учебной самостоятельности у

младших школьников.

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №10» города Белгорода

Мишенина Е.В.



Большинство родителей хотят, чтобы их ребёнок как можно скорее был самостоятельным в своих действиях: и в самообслуживании, и в учёбе. Стремление их понятно. Из-за большой занятости родителям некогда вести за ручку, одевать, кормить, встречать из школы, провожать на кружки, помогать делать домашнее задание. И многие мамы и папы ещё с детства прививают навык самостоятельно одеться, раздеться, сложить свои вещи, завязать шнурки. Это очень помогает ребёнку в 1 классе не отстать от других, быстро справиться с переодеванием на физкультуру или одеться самому в гардеробе. К сожалению, это умеют не все дети. От этого они расстраиваются, плачут, отстают в темпе от класса. Если ребёнок уверенно себя чувствует, у него многое получится, так как ему не надо много времени тратить на самообслуживание. Поступив в школу, жизнь ребёнка меняется. Надо всё успеть, желательно быстро ориентироваться, видеть, что происходит вокруг, и самому не отставать. Младший школьник находится во временных рамках: урок, перемена, урок. Родителям кажется, что ребёнок всё умеет, всё выдержит. Но если вспомнить, сколько времени он учился навыкам самообслуживания, повторяя свои действия ежедневно! И сколько раз он их повторял! Это совсем не значит, что ребёнок так же освоиться в школе.

Кажется, что связь между самостоятельностью ребенка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научится обслуживать себя, устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, следовать определенным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не совсем так.
Иной младший школьник вполне самостоятелен дома. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин...
А на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание, не проверяют сделанное, не могут по собственному желанию выбрать цвет карандаша и т. д. Ребенку нужно переодеться в раздевалке, подготовится к уроку, решить задачу и записать предложение, выполнить проверочную работу, сделать домашнее задание. Но понимаем ли мы при этом, что не всё из перечисленного - проявления самостоятельности в учении? Ведь самостоятельность в переодевании и самостоятельность в поиске способа выполнения задания не идентичны. Подобное расхождение во взглядах определяется тем, что в учении важна учебная самостоятельность, а вне школы чаще проявляется бытовая. Но какая самостоятельность важнее и нужнее ребенку семи - десяти лет? Какая самостоятельность преобладает в этом возрасте?

На уроке важнее учебная самостоятельность: учитель хочет, чтобы ученик был инициативен, хорошо ориентировался в учебном материале, учился оценивать свои силы и возможности, не боялся нового, неизвестного. Что же такое учебная самостоятельность?

Учебная самостоятельность школьника - это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Таким образом, в данной работе более актуальна учебная самостоятельность. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверх опекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.

То есть главная задача учителя - это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не "насильственная" деятельность "извне", а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

  • наличие задания учителя;

  • руководство учителя;

  • самостоятельность учащихся;

  • выполнение задания без непосредственного участия учителя;

  • активность учащихся.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки - найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока.

Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес.

Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся.

Современной школе требуются новые учителя. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Самостоятельности надо сначала научить! В процессе самостоятельной деятельности могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности. В помощниках у него должны быть учителя и родители, которые с пониманием и терпением будут учить самостоятельности. Показать несколько раз, что ему надо уметь, знать. Ребёнок в классе ежедневно готовиться к уроку. Ему нужно знать, что готовить к уроку математики, а что - к технологии. На урок физической культуры надо быстро, за перемену, успеть переодеться. Желательно иметь спортивную обувь на липучках, чтобы не тратить время на завязывание шнурков. Дома можно потренировать этим умениям. При этом не заставлять, а умело воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность. Только тогда ребёнок будет успешен.



© 2010-2022