- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте
Мастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стропус Л.Ю. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
«ОТ КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ»
Мастер - класс «Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте»
Автор: Стропус Л.Ю.
Цель мастер- класса:
1) создать мотивационные условия для формирования навыков обеспечения активной позиции ребенка на уроке.
Знакомство со слушателями мастер -класса.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я- Стропус Л.Ю , учитель начальных классов, 1 категории. В данный момент работаю в МБУСОШ №74 в 1 «А» классе по программе «Школа России» Предлагаю вам поработать на нашем занятии над темой: «Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте»
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса.
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос:
- «Чего я ожидаю от мастер- класса?»
- А теперь послушаем ваши ответы.
Постановка задач мастер - класса:
- Сегодня на нашем занятии вы узнаете:
1) Формирование мотивации учащихся на каждом этапе урока.
Давайте обратимся к эпиграфу:
Уильям Уорд « Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
- Как вы его понимаете?
- В национальной президентской инициативе « Наша новая школа» говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идет речь и об учителях- « это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет….»
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому? Вот и попробуем ответить на этот вопрос на нашем занятии.
- Для начала давайте определимся с понятием, что такое мотивация в учебном процессе?
Под мотивацией подразумевается внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности. Хочется обратиться к словам А.Н. Леонтьева. « Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.
Как же обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по - своему.
Проведение нестандартных форм урока, проектная деятельность, использование игровых ситуаций, является одним из главных факторов, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе.
Игровые методы и приемы работы помогают детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Серьезный труд делается для них занимательным, не развлекательным, а занимательным.
В.А. Сухомлинский говорил:
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Давайте рассмотрим, какие мотивационные моменты можно использовать на каждом этапе урока для организации создания активной позиции ребенка.
1 Этап. Мотивационный
а) вызывание, возбуждение исходной мотивации.
Цель: привлечь внимание к учебному материалу.
Приемы: создание проблемных ситуаций в начале урока, привлечение занимательного материала, применение наглядных и технических средств обучения, создание эмоциональных ситуаций, использование соревновательных и игровых моментов.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивационный
1) - Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.
- Какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе. А давайте мы с ним немного поиграем.
- Скажите, а у вас хорошее настроение?
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и опустим солнышко - пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
2) - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Возьмемся за руки и прочитаем все вместе стихотворение:
« На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить.
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить…»
3) - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, улучшить настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей, добиться хороших результатов.
4)
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем мы урок
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
- Прикоснитесь друг к другу ладошками, улыбнитесь друг другу.
- Подарите чувство уверенности в том, что у нас все получится! Начнем урок с улыбки! Опустите ладошки.
5) Я дарю тебе добро!
Ты даришь мне добро!
Мы дарим вам добро! (хором)
Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.
Ответы учащихся.
Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.
Улыбаются друг другу
Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко.
(на доску вывешивается солнышко)
На доске
Дети держатся за руки (тактильные ощущения)
Дети улыбаются друг другу
Дети соприкасаются ладошками друг с другом. Дарят улыбку друг другу.
Руками показывают, как дарят друг другу добро.
Слайд 1
Прием: Использование эмоциональных ситуаций, игровых моментов (солнышко), применение наглядности, использование тактильных ощущений.
Формулировка и принятие учебной задачи.
Цель: Мотивация учащихся на постановку учебной цели.
Приемы: Постановка проблемной ситуации (цели и задачи урока), разработка совместно с учащимися плана предстоящих действий, плана урока.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока)
Организационно-деятельный
Формулирование темы урока
Постановка цели и задач урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой? Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой - нибудь один, хорошо?
1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.
2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.
3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.
Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
- Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий, круглый… (барабан)
- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?.. (Буратино)
- Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Посмотрите на экран (там изображены картинки: белка, бабочка, Буратино и барабан).
Что объединяет эти слова?
Все эти слова начинаются на букву «б»
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «б»
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
Да
Выбор варианта
Барабан
Бабочка
Буратино
Белка
Ответы детей
Ответы детей
1) Познакомиться с новой буквой.
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
4) Научиться писать строчную букву «б»
Через создание проблемной ситуации и введения проблемного диалога сформулировали тему, цель урока.
На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция - сотрудничество.
Деятельность учителя: направляет, организует учебную ситуацию.
Деятельность учащихся: уточняют, информируют, обсуждают цели и задачи урока.
2 Этап
Введение в тему:
1)
-Прозвенел звонок
Начался урок
Все за парты дружно сели
И на Дашу посмотрели.
- Даша расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах:
« Хмурый хилый хнычет хорь
На хоря напала хворь
Чахнуть стал и сохнуть
Ни вздохнуть, ни охнуть.»
( Дети: Буква х и звук [х])
- Ребята, кто может назвать тему урока?
- Давайте попробуем поставить перед собой цели и задачи урока.
- Чему мы должны научиться на уроке?
Введение в тему (игровой момент)
2)
-Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой.
- Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли (не шуметь!)
- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой (удочку, червяков, ведерко).
- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. ( Ребята показывают руками, как делают прорубь, закидывают удочку)
- Послушайте отрывок из сказки.
- Узнайте, что за рыба попалась на крючок?
« Пошел Емеля на речку. Прорубил лед, зачерпнул воды в ведро и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в прорубе щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи- чего ты сейчас хочешь? (слайд на доске)
- Какую рыбку мы поймали? (щуку)
- Как называется сказка? ( «По щучьему веленью» )
- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (чтобы ведра пошли сами, не расплескивая воду)
- Сбылось ли его желание в сказке? (да)
- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Ведра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течет вода)
- Надо ли беречь воду, которая течет из крана? (да)
- Почему ?
- Какую рыбу мы поймали ? (щуку)
- Произнесите первый звук (щ)
- Какова тема нашего урока? ( буква Щ и звук [щ])
Работа над новым материалом
- При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа все чаще включают работу в парах.
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
При работе в парах, дети должны уметь регулировать уровень шума.
1 хлопок в ладоши- все говорят громко.
2хлопка- слышит только партнер.
3 хлопка - все замолкают.
Используются сигналы: красный «Нужна помощь!»
зеленый - Работа выполнена!
Мотивационный момент при работе в парах! (игровой)
Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят.
(большой) - Желаю
(указательный)- успеха
(средний)- большого
(безымянный) - во всем
(мизинец)- и везде!
(вся ладонь) - Здравствуй!
- Кто выполнил задание в парах, берут друг друга за руки и поднимают руки вверх.
3 этап
Рефлексивно - оценочный
Цель:
1) Стимулирование положительной самооценки продвижения в учебной деятельности.
2) Создание положительной мотивационной перспективы.
Приемы:
Создание ситуации успеха. Указание учащихся на удачные, рациональные моменты их деятельности.
Самооценка, рефлексия.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей деятельности на уроке, учащихся нужно учить с 1 класса. Можно применять методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»)
На «волшебной линеечке» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик)
- Согласны ли вы с тем, кто так оценил свою работу? (корректируем оценку)
- Что касается этапов рефлексии, то приемов проведения множество.
Дадим определение этому понятию.
Рефлексия- размышление человека, направленное на анализ самого себя, собственного состояния, своих поступков, своеобразный разговор с самим собой.
Упражнения, направленные на развитие рефлексии:
1) Использование сигнальных карточек:
зеленый цвет- все понятно! Я доволен уроком!
желтый цвет- почти все понятно!
красный цвет - помогите! Мне многое непонятно!
2) Смайлики - все получилось - не всё на уроке получилось!
3) У каждого на столе буква, которую проходят на уроке.
Если вы считаете, что у вас все получилось, понравился урок, вы много узнали нового. Цель, которую вы ставили перед собой достигнута - закрасьте букву синим цветом. Если не получилось, не всё поняли- красным.
(Дети раскрашивают свою букву и вывешивают на доску)
- Давайте, посмотрим, что получилось:
- поднимите свои буквы вверх и я покажу, в какой цвет я раскрасила свою букву.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок.
4) Буква Щщ Рефлексия
У вас на столе лежат листы белой и желтой бумаги. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось и вы достигли цели урока, возьмите желтый лист, если не все получилось- возьмите белый лист. Давайте сделаем из бумаги рыбку оригами, на память о нашем уроке.
5) Раздаточный материал.
6)Словесные поощрения: «Замечательно!» «Здорово!» «Отлично!» «Ты на верном пути!»
7) Алгоритм самооценки
Один из мудрецов сказал очень важные слова:
« Скажи мне - я забуду!
Покажи мне - я запомню!
Вовлеки меня - я пойму!»
Я попробовала вас, уважаемые коллеги вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать. Ответила ли я на ваши вопросы, чего вы ожидали от мастер-класса? (Слушаю ответы)
Список использованной литературы
1) Богоявленская Д.Б.- «Пути к творчеству» Москва 1981г.
2) Борзов В.А. « Развитие творческой способности» Самара 1994г.
3) Махмутов М.И. Современный урок. Москва 1985.
4) Гершунский Б.С. «Философия образования для 21 века» Москва 1998г.
5) Пипилко П.Н. «Здравствуй школа!» Переспектива 2002г.