Мастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамотеМастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамотеМастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамотеМастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамотеМастер-класс Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамотеГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

«ОТ КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ»

Мастер - класс «Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте»

Автор: Стропус Л.Ю.

Цель мастер- класса:

1) создать мотивационные условия для формирования навыков обеспечения активной позиции ребенка на уроке.

Знакомство со слушателями мастер -класса.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я- Стропус Л.Ю , учитель начальных классов, 1 категории. В данный момент работаю в МБУСОШ №74 в 1 «А» классе по программе «Школа России» Предлагаю вам поработать на нашем занятии над темой: «Формирование мотивации учащихся на уроках обучения грамоте»

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса.

Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос:

- «Чего я ожидаю от мастер- класса?»

- А теперь послушаем ваши ответы.

Постановка задач мастер - класса:

- Сегодня на нашем занятии вы узнаете:

1) Формирование мотивации учащихся на каждом этапе урока.

Давайте обратимся к эпиграфу:

Уильям Уорд « Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

- Как вы его понимаете?

- В национальной президентской инициативе « Наша новая школа» говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идет речь и об учителях- « это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет….»

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому? Вот и попробуем ответить на этот вопрос на нашем занятии.

- Для начала давайте определимся с понятием, что такое мотивация в учебном процессе?

Под мотивацией подразумевается внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности. Хочется обратиться к словам А.Н. Леонтьева. « Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.

Как же обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по - своему.

Проведение нестандартных форм урока, проектная деятельность, использование игровых ситуаций, является одним из главных факторов, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе.

Игровые методы и приемы работы помогают детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Серьезный труд делается для них занимательным, не развлекательным, а занимательным.

В.А. Сухомлинский говорил:

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Давайте рассмотрим, какие мотивационные моменты можно использовать на каждом этапе урока для организации создания активной позиции ребенка.

1 Этап. Мотивационный

а) вызывание, возбуждение исходной мотивации.

Цель: привлечь внимание к учебному материалу.

Приемы: создание проблемных ситуаций в начале урока, привлечение занимательного материала, применение наглядных и технических средств обучения, создание эмоциональных ситуаций, использование соревновательных и игровых моментов.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Мотивационный



1) - Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.

- Какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе. А давайте мы с ним немного поиграем.

- Скажите, а у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и опустим солнышко - пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

2) - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Возьмемся за руки и прочитаем все вместе стихотворение:

« На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить.

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить…»

3) - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, улучшить настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей, добиться хороших результатов.

4)

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

Улыбнулись, подтянулись

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

- Прикоснитесь друг к другу ладошками, улыбнитесь друг другу.

- Подарите чувство уверенности в том, что у нас все получится! Начнем урок с улыбки! Опустите ладошки.

5) Я дарю тебе добро!

Ты даришь мне добро!

Мы дарим вам добро! (хором)

Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

Ответы учащихся.

Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко.

(на доску вывешивается солнышко)

На доске

Дети держатся за руки (тактильные ощущения)

Дети улыбаются друг другу

Дети соприкасаются ладошками друг с другом. Дарят улыбку друг другу.



Руками показывают, как дарят друг другу добро.

Слайд 1

Прием: Использование эмоциональных ситуаций, игровых моментов (солнышко), применение наглядности, использование тактильных ощущений.

Формулировка и принятие учебной задачи.

Цель: Мотивация учащихся на постановку учебной цели.

Приемы: Постановка проблемной ситуации (цели и задачи урока), разработка совместно с учащимися плана предстоящих действий, плана урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока)

Организационно-деятельный







Формулирование темы урока

Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой? Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой - нибудь один, хорошо?

1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.

2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.

3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

- Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян.

Я звонкий, круглый… (барабан)

- Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

- У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

- Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Посмотрите на экран (там изображены картинки: белка, бабочка, Буратино и барабан).

Что объединяет эти слова?

Все эти слова начинаются на букву «б»

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «б»

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

Да

Выбор варианта



Барабан

Бабочка

Буратино

Белка

Ответы детей

Ответы детей

1) Познакомиться с новой буквой.

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

4) Научиться писать строчную букву «б»

Через создание проблемной ситуации и введения проблемного диалога сформулировали тему, цель урока.

На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция - сотрудничество.

Деятельность учителя: направляет, организует учебную ситуацию.

Деятельность учащихся: уточняют, информируют, обсуждают цели и задачи урока.

2 Этап

Введение в тему:

1)

-Прозвенел звонок

Начался урок

Все за парты дружно сели

И на Дашу посмотрели.

- Даша расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах:

« Хмурый хилый хнычет хорь

На хоря напала хворь

Чахнуть стал и сохнуть

Ни вздохнуть, ни охнуть.»

( Дети: Буква х и звук [х])

- Ребята, кто может назвать тему урока?

- Давайте попробуем поставить перед собой цели и задачи урока.

- Чему мы должны научиться на уроке?

Введение в тему (игровой момент)

2)

-Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой.

- Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли (не шуметь!)

- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой (удочку, червяков, ведерко).

- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. ( Ребята показывают руками, как делают прорубь, закидывают удочку)

- Послушайте отрывок из сказки.

- Узнайте, что за рыба попалась на крючок?

« Пошел Емеля на речку. Прорубил лед, зачерпнул воды в ведро и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в прорубе щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи- чего ты сейчас хочешь? (слайд на доске)

- Какую рыбку мы поймали? (щуку)

- Как называется сказка? ( «По щучьему веленью» )

- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (чтобы ведра пошли сами, не расплескивая воду)

- Сбылось ли его желание в сказке? (да)

- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Ведра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течет вода)

- Надо ли беречь воду, которая течет из крана? (да)

- Почему ?

- Какую рыбу мы поймали ? (щуку)

- Произнесите первый звук (щ)

- Какова тема нашего урока? ( буква Щ и звук [щ])







Работа над новым материалом

- При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа все чаще включают работу в парах.

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

При работе в парах, дети должны уметь регулировать уровень шума.

1 хлопок в ладоши- все говорят громко.

2хлопка- слышит только партнер.

3 хлопка - все замолкают.

Используются сигналы: красный «Нужна помощь!»

зеленый - Работа выполнена!

Мотивационный момент при работе в парах! (игровой)

Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят.

(большой) - Желаю

(указательный)- успеха

(средний)- большого

(безымянный) - во всем

(мизинец)- и везде!

(вся ладонь) - Здравствуй!

- Кто выполнил задание в парах, берут друг друга за руки и поднимают руки вверх.

3 этап

Рефлексивно - оценочный

Цель:

1) Стимулирование положительной самооценки продвижения в учебной деятельности.

2) Создание положительной мотивационной перспективы.

Приемы:

Создание ситуации успеха. Указание учащихся на удачные, рациональные моменты их деятельности.

Самооценка, рефлексия.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей деятельности на уроке, учащихся нужно учить с 1 класса. Можно применять методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»)

На «волшебной линеечке» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик)

- Согласны ли вы с тем, кто так оценил свою работу? (корректируем оценку)

- Что касается этапов рефлексии, то приемов проведения множество.

Дадим определение этому понятию.

Рефлексия- размышление человека, направленное на анализ самого себя, собственного состояния, своих поступков, своеобразный разговор с самим собой.

Упражнения, направленные на развитие рефлексии:

1) Использование сигнальных карточек:

зеленый цвет- все понятно! Я доволен уроком!

желтый цвет- почти все понятно!

красный цвет - помогите! Мне многое непонятно!

2) Смайлики  - все получилось  - не всё на уроке получилось!

3) У каждого на столе буква, которую проходят на уроке.

Если вы считаете, что у вас все получилось, понравился урок, вы много узнали нового. Цель, которую вы ставили перед собой достигнута - закрасьте букву синим цветом. Если не получилось, не всё поняли- красным.

(Дети раскрашивают свою букву и вывешивают на доску)

- Давайте, посмотрим, что получилось:

- поднимите свои буквы вверх и я покажу, в какой цвет я раскрасила свою букву.

Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок.

4) Буква Щщ Рефлексия

У вас на столе лежат листы белой и желтой бумаги. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось и вы достигли цели урока, возьмите желтый лист, если не все получилось- возьмите белый лист. Давайте сделаем из бумаги рыбку оригами, на память о нашем уроке.

5) Раздаточный материал.

6)Словесные поощрения: «Замечательно!» «Здорово!» «Отлично!» «Ты на верном пути!»

7) Алгоритм самооценки

Один из мудрецов сказал очень важные слова:

« Скажи мне - я забуду!

Покажи мне - я запомню!

Вовлеки меня - я пойму!»

Я попробовала вас, уважаемые коллеги вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать. Ответила ли я на ваши вопросы, чего вы ожидали от мастер-класса? (Слушаю ответы)



Список использованной литературы

1) Богоявленская Д.Б.- «Пути к творчеству» Москва 1981г.

2) Борзов В.А. « Развитие творческой способности» Самара 1994г.

3) Махмутов М.И. Современный урок. Москва 1985.

4) Гершунский Б.С. «Философия образования для 21 века» Москва 1998г.

5) Пипилко П.Н. «Здравствуй школа!» Переспектива 2002г.









© 2010-2022