Совершенствование образовательного процесса через педагогические технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование образовательного процесса через педагогические технологии

Шабалкина Т.Г. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.Л. Мещерякова

г. Зарайска Московской области

Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления. Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание понять явление, будит мысль.


Где есть желание - найдётся и путь открывать новые знания.
Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» ( Ш.А. Амонашвили)

Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.

Вы загляните в детские глаза. Вам истина откроется простая: Нельзя учить, души не отдавая, И в этом смысла жизни красота!

Современные государственные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, к жизненным условиям.


Живем в эпоху нано - технологий, И каждый год дает нам новый старт, То освоение журналов электронных, А ныне новый наш образовательный стандарт. Целью педагогической деятельности учителя является обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Педагогу, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся, надо строить на основе системно - деятельностного подхода и опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: -ИКТ-технологию; - проблемно-диалогическую технологию; - игровую технологию; - технологию организации проектной деятельности; - здоровьесберегающую технологию. При проведении уроков нужно использовать мультимедийные презентации, что позволяет реализовать принципы доступности, наглядности. Применять на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Следует организовывать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки. Дети очень любят составлять пазлы на различные темы, поэтому целесообразно привлекать учащихся к данной работе - « собирать пазлы-это учение с увлечением». Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов по русскому языку и литературе, электронных тренажеров («Отличник», «Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Широкое применение компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств, для осуществления своей деятельности. Практически в каждый урок учитель начальных классов включает игру или игровой момент. Ключевыми словами в деятельностном подходе, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Вся работа направлена на общее развитие ребенка. Для наибольшей эффективности учителя используют в преподавании дидактические игры, дискуссии, наглядность, проблемные ситуации, коллизии, средства обратной связи, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Вся работа носит преобразующий характер деятельности обучающегося (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности). Много заданий предлагается для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанных с эмоциональными переживаниями, которые сопровождаются эффектом неожиданности, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества. В индивидуальной работе с учеником предлагаются такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Находить , конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, отслеживание, ведётся по трем показателям, предлагаемым Л.В.Занковым: наблюдательность, мышление и практические действия. Такая работа вызывает интерес учащихся, формирует умение сотрудничать и работать в группе, способствует саморазвитию школьников, а так же вырабатывает навыки пользования подходящими измерительными инструментами. Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Технология проблемно-диалогического обучения также готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог - это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Изучение и активное внедрение в практику здоровьесберегающих технологий с целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья используются различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смена видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссии на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, следует проводить на выбор: гимнастику по технологии В. Ф. Базарного, гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу. Перемены, 21 века, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования происходит через формирование универсальных учебных действий (УУД). В заключении хотелось бы сказать, что педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Главное для педагога - ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. Постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализацию всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. Решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать - в этом один из путей активизации обучения. Помогать каждому - в этом, назначение учителя.

Список использованной литературы

1.Бордовская Н.В.Современные образовательные технологии:

учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В.-

М.: КНОРУС, 2010. - 432с.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).-

3.Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: автореф. дисс. канд. пед. Наук. - Калининград, 1999.

© 2010-2022