Литературное чтение. В. П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение. В.П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России).Литературное чтение. В.П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России).Литературное чтение. В.П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России).Литературное чтение. В.П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России).Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цель: Знакомство с произведением А.П. Астафьева « Стрижонок Скрип».

Задачи:

  • Совершенствовать навык осознанного выразительного грамотного чтения;

  • Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь, творческие способности учащихся.

  • Совершенствовать умение работать в паре.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира.

  • Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - обогатить словарный запас учащихся, развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.

Методическое обеспечение:

«Литературное чтение. 4 класс», авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва « Просвещение» 2006 г.

Материалы к уроку: текст пословицы на листах А4, цветные фото птиц (сорока, воробей, синица, стриж), иллюстрация корзины, портрет В.П. Астафьева, сюжетные таблицы 19

штук.

Технологии: ТРКМ, здоровьесберегающая.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Желаю нам с вами удачи в нелёгком труде, открытии нового знания.

II. Вызов.

- Предлагаю провести урок под девизом: « Кто много читает, тот много знает» (пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так ли важно читать?

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева.

- Что мы о нём знаем?

1) Приём «Корзина идей» (на доску крепится изображение корзины)


Любил природу Писал о животных Учил беречь природу Калапуха

- Итак, что же мы можем сказать о В.П. Астафьеве ….

- А мне хотелось бы добавить в корзину две таблички: повести и дети.

- Героями его рассказов были и дети (Васютка «Васюткино озеро»). Писал он не только рассказы, но и повести.

- О ком же сегодня мы будем читать …

(На доске фото трёх птиц: сорока, воробей, синица)

- Для того, чтобы узнать, о каких птицах мы будем сегодня читать, послушайте загадку:


Птица эта небольшая,
Целый день она летает -
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш -
Всех быстрей летает … Стриж


- Посмотрите на фото птиц, вы узнали героя нашего рассказа? Почему?

- В загадке говорится о стриже, а на фото его нет.

(на доске появляется фото стрижа)

2) Приём «Мозговой штурм»

- Что вы знаете о стрижах?


3) Целеполагание. Приём «Незаконченные предложения». - Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения

Познакомиться с ….

Учиться анализировать … Определить, чему учит - Сегодня мы познакомимся с произведением В.П. Астафьева « Стрижонок Скрип».

III. Осмысление прочитанного.

Работа с учебником (с. 100 - 109) и сюжетной таблицей (работа в парах).

Текст начинает читать учитель, потом по абзацам читают ученики и заполняют таблицу.

  1. Приём «Сюжетная таблица»

Ф. И

__________________________ и _____________________________________

Кто?

Что сделал?

Когда?

Где?

Почему?

Стрижата

вылупились

ночью

в норке

пора

Мама-

стрижиха

кормила стрижат

в течение дня

в норке

просили есть

Папа

утонул

до их рождения

в реке

подбили из рогатки мальчишки

Сокол

унёс в когтях

стрижиху

во время битвы

в небе

над рекой

хищник

Белое брюшко

согревал стрижат

ночью

в норке

могли замёрзнуть и умереть

Стрижи

кормили

в течение дня

в норке

не было мамы

Белое брюшко

учил летать

когда Скрип подрос

над рекой

должен становиться самостоятельным

Скрип

строил норку

когда научился летать

в яре

нужна своя норка

Мальчишки

вытащили Скрипа из норки

во время рыбалки

в яре

захотели посмотреть

Скрип

присоединился к стае

в конце августа

в небе

пора улетать на юг

Физминутка.

- Подумайте и скажите, Астафьев мог наблюдать в жизни все происходящее или придумал данную историю?

- Что хотел сказать читателям автор своим произведением?

2) Работа с пословицами.

- Какие пословицы подходят к рассказу? (На доске.)

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду - пригодится в старости.

Делу - время, потехе - час.

IV. Рефлексия.

- Вернемся к сюжетной таблице. Если вы внимательно посмотрите на таблицу, то увидите продукт своего труда. На что похожа сюжетная таблица?

- План пересказа. Давайте его озвучим.

-Астафьев назвал свое произведение « Стрижонок Скрип» А есть ли у вас варианты своего заголовка?


1) Синквейн (про одного из героев рассказа).

Стрижиха.

Строгая, заботливая.

Кормит, воспитывает, защищает.

Стрижатам с ней хорошо.

Мать.


- Чему учит нас это произведение?

- Чему бы мы могли поучиться у стрижей?

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

V. Домашнее задание (по выбору). Выставление оценок.

Прочитать рассказ ещё раз и к понравившемуся эпизоду нарисовать иллюстрацию.

Пересказать текст от лица Скрипа.

Написать продолжение рассказа.



© 2010-2022