- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение. В. П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России)
Литературное чтение. В. П. Астафьев Стрижонок Скрип (4 класс УМК Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пузырникова С.А. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Цель: Знакомство с произведением А.П. Астафьева « Стрижонок Скрип».
Задачи:
-
Совершенствовать навык осознанного выразительного грамотного чтения;
-
Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь, творческие способности учащихся.
-
Совершенствовать умение работать в паре.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
-
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
-
Познавательные УУД - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира.
-
Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - обогатить словарный запас учащихся, развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.
Методическое обеспечение:
«Литературное чтение. 4 класс», авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва « Просвещение» 2006 г.
Материалы к уроку: текст пословицы на листах А4, цветные фото птиц (сорока, воробей, синица, стриж), иллюстрация корзины, портрет В.П. Астафьева, сюжетные таблицы 19
штук.
Технологии: ТРКМ, здоровьесберегающая.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Желаю нам с вами удачи в нелёгком труде, открытии нового знания.
II. Вызов.
- Предлагаю провести урок под девизом: « Кто много читает, тот много знает» (пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так ли важно читать?
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева.
- Что мы о нём знаем?
1) Приём «Корзина идей» (на доску крепится изображение корзины)
Любил природу Писал о животных Учил беречь природу Калапуха
- Итак, что же мы можем сказать о В.П. Астафьеве ….
- А мне хотелось бы добавить в корзину две таблички: повести и дети.
- Героями его рассказов были и дети (Васютка «Васюткино озеро»). Писал он не только рассказы, но и повести.
- О ком же сегодня мы будем читать …
(На доске фото трёх птиц: сорока, воробей, синица)
- Для того, чтобы узнать, о каких птицах мы будем сегодня читать, послушайте загадку:
Птица эта небольшая,
Целый день она летает -
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш -
Всех быстрей летает … Стриж
- Посмотрите на фото птиц, вы узнали героя нашего рассказа? Почему?
- В загадке говорится о стриже, а на фото его нет.
(на доске появляется фото стрижа)
2) Приём «Мозговой штурм»
- Что вы знаете о стрижах?
3) Целеполагание. Приём «Незаконченные предложения». - Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения
Познакомиться с ….
Учиться анализировать … Определить, чему учит - Сегодня мы познакомимся с произведением В.П. Астафьева « Стрижонок Скрип».
III. Осмысление прочитанного.
Работа с учебником (с. 100 - 109) и сюжетной таблицей (работа в парах).
Текст начинает читать учитель, потом по абзацам читают ученики и заполняют таблицу.
-
Приём «Сюжетная таблица»
Ф. И
__________________________ и _____________________________________
Кто?
Что сделал?
Когда?
Где?
Почему?
Стрижата
вылупились
ночью
в норке
пора
Мама-
стрижиха
кормила стрижат
в течение дня
в норке
просили есть
Папа
утонул
до их рождения
в реке
подбили из рогатки мальчишки
Сокол
унёс в когтях
стрижиху
во время битвы
в небе
над рекой
хищник
Белое брюшко
согревал стрижат
ночью
в норке
могли замёрзнуть и умереть
Стрижи
кормили
в течение дня
в норке
не было мамы
Белое брюшко
учил летать
когда Скрип подрос
над рекой
должен становиться самостоятельным
Скрип
строил норку
когда научился летать
в яре
нужна своя норка
Мальчишки
вытащили Скрипа из норки
во время рыбалки
в яре
захотели посмотреть
Скрип
присоединился к стае
в конце августа
в небе
пора улетать на юг
Физминутка.
- Подумайте и скажите, Астафьев мог наблюдать в жизни все происходящее или придумал данную историю?
- Что хотел сказать читателям автор своим произведением?
2) Работа с пословицами.
- Какие пословицы подходят к рассказу? (На доске.)
Один за всех, все за одного.
Мир не без добрых людей.
Учись смолоду - пригодится в старости.
Делу - время, потехе - час.
IV. Рефлексия.
- Вернемся к сюжетной таблице. Если вы внимательно посмотрите на таблицу, то увидите продукт своего труда. На что похожа сюжетная таблица?
- План пересказа. Давайте его озвучим.
-Астафьев назвал свое произведение « Стрижонок Скрип» А есть ли у вас варианты своего заголовка?
1) Синквейн (про одного из героев рассказа).
Стрижиха.
Строгая, заботливая.
Кормит, воспитывает, защищает.
Стрижатам с ней хорошо.
Мать.
- Чему учит нас это произведение?
- Чему бы мы могли поучиться у стрижей?
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
V. Домашнее задание (по выбору). Выставление оценок.
Прочитать рассказ ещё раз и к понравившемуся эпизоду нарисовать иллюстрацию.
Пересказать текст от лица Скрипа.
Написать продолжение рассказа.