Поделитесь с коллегами:
Урок обучения грамоте по теме « Мягкий знак- показатель мягкости» подготовила учитель 1 категории общеобразовательной школы № 52 Ткач Светлана Сергеевна. Тема: Мягкий знак - показатель мягкости. Цели: - дать представление о букве ь (мягкий знак) как показателе мягкости согласных в конце и в середине слова между согласными;
- добиться осознания детьми того, что мягкий знак звука не обозначает;
- развивать фонематический слух, внимание . наблюдательность;
- воспитывать трудолюбие.
Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с новой буквой. 2.Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. 3.Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова. 4.Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей. 5.Развивать речь, мышление, внимание. Оборудование: презентация, карточки с буквами и звуками, индивидуальные карточки для звуко- буквенного анализа слов. Предполагаемые результаты: научить детей слышать в словах мягкий знак, читать слова с Ь, усвоить, что Ь- это буква, которая используется для обозначения мягкости согласных , но не обозначает звука. Ход урока 1. Организационный момент Урок начинаем, Минутку вниманья, Я приготовила всем вам заданье. Загадки мои разгадать поспешите И тему урока вы определите. 2. Определение темы урока. Загадки.
В ней вершину ты найдешь, Два луча еще добавишь И ее ты соберешь. ( угол) - Где можно найти угол? ( книга, стол, доска, класс, дверь…) Людям помощник настоящий. Он несет в дом тепло. От него в домах светло. ( уголь) - Что такое уголь? Где его добывают? - Чем отличаются в произношении эти слова? - Как сделать , чтобы во втором слове последний звук читался мягко? -Какой изученный гласный звук помогает смягчать согласные? (И) - Давайте позовем его на помощь и прочитаем какое слово получится.( На доске записано слово - УГОЛ. Ученик выходит к доске и подставляет в конце букву - И. Дети хором читают- УГЛИ.) - Что произошло со словом?( оно изменилось) - Ребята, как сделать, чтобы согласный в конце слова стал мягким, а дополнительный звук не появлялся? ( нужна буква, которая не обозначает звука) Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)
3. Сообщение цели и задач урока. - На уроке мы познакомимся с новой буквой, которая указывает на мягкость согласного, но звука не имеет. Будем читать слова с этой буквой. 4. Первичное восприятие и осознание нового материала.
- Знакомство с буквой Ь.
-
- На что похож Ь ? - Где мы уже встречали Ь? - В гостях у СОВУШКИ- УМНОЙ ГОЛОВУШКИ.( просмотр видео)
- Какие слова с мягким знаком вы запомнили? - А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака. (нет)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим.
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Остановимся, вдохнем.
И опять читать начнем.
5. Закрепление и обобщение знаний.
- Поиграем с мягким знаком.
- Измените слово, поставив в конце Ь.
- А теперь поставьте Ь в середину слова. - Звуко - буквенный анализ слова- УГОЛЬ, БАНЬКА.( На доске при помощи карточек - букв выкладывается слова . Один ученик у доски с объяснением , а остальные дети на карточках записывают звуковую схему слова. Определяют количество букв и звуков в каждом слове.)
- Вывод: если в слове в конце или после согласного стоит мягкий знак, то букв в таком слове больше, чем звуков.
5. Физминутка для глаз « Солнышко» 6. Закрепление и обобщение знаний. - Работа с текстом учебника.
- Чтение текста учителем.
- Послушайте внимательно рассказ. О ком и о чем в нем говорится? Придумайте название рассказу? 2. Повторное чтение « цепочкой» - Найдите слова с мягким знаком. - Игра « Отвечай - не зевай»
- Помогали прибирать дом …….( Ольга и Игорь) -Полы мыл …..( Игорь) -Ковры расстилал…..( папа) - Пыль вытирала …..( Ольга) - Накрывала на стол…. ( бабушка) -Пирог готовила …( мама) - Семья ждала…. ( гостей) 6. Итог урока. Урок к концу подходит. Давайте вспоминать, Что нового сегодня Нам удалось узнать? Ожидаемые результаты: цель урока достигнута, дети научились слышать и читать слова с мягким знаком, усвоили, что мягкий знак используется для смягчения согласного звука, но при этом сам звука не имеет, ребята работали активно, урок прошел продуктивно, позитивно.