- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы учителя начальных классов
Рабочие программы учителя начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зарипова Ф.Х. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
627050, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Новоатьялово, ул. Школьная 20, тел. 34-1-60
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методсовета на педагогическом совете
протокол № 1 протокол № 2 приказом от 10 сентября 2014 г
от 8 сентября 2014 г. от 10 сентября 2014 г № 104- од.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 3 класса
(начального общего образования)
Составитель: учитель начальных классов
Зарипова Фагиля Хасановна
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- примерной программы начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа»
Н. А. Чураковой, Москва: Академкнига/ Учебник, 2012 г. -авторской программы В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004). Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Для реализации программного содержания использованы следующие пособия: Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2010; Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2010; Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : книга для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2006. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных про-грамм, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год - 34. Количество часов в неделю - 1. Количество часов в I четверти - 9. Количество часов во II четверти - 7. Количество часов в III четверти - 10. Количество часов в IV четверти - 8. Распределение часов по видам работ: рисование с натуры (рисунок, живопись) - 10 часов; рисование на темы - 8 часов; декоративная работа - 7 часов; лепка - 3 часа; аппликация - 2 часа; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: - понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»; - простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового; - доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан); - начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. К концу учебного года учащиеся должны уметь: - выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; - правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; - выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; - соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); - чувствовать и определять холодные и теплые цвета; - выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; - использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; - творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав; - использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; - расписывать готовые изделия согласно эскизу; - применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Учебно- тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
В том числе
Лабораторные работы
Практические работы
Контрольные работы
1 Рисование с натуры
3
3
2 Рисование по представлению
2
2
3 Рисование с натуры и рисование по памяти 11
11
4
Аппликация
2
2
5
Рисование на темы и иллюстрирование
10
10
6
Декоративная работа
3
3
7
Лепка
3
3
итого
34
34
Тематическое планирование
№ урока Тема раздела Виды деятельности Тема урока Дата реализации Планируемые результаты по предмету Оценка результатов предметные метапредметные 1 Рисование с натуры Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Форма, конструкция и пропорции предметов. Изображение геометрических тел Беседа «Виды изобразительного ис-кусства. Графика» 1нед
Знать понятия «форма», «конструкция», «пропорции» предмета; что основу любой формы составляют простейшие геометрические тела (куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, шар); теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
2 Рисование с на-туры Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Объем предметов. Рисование
с натуры яблок 2нед
Знать понятие «объем» предмета; что все предметы окружающего мира имеют плоскую или объемную форму. Уметь определять объем предметов; изображать объем с помощью перспективы, светотени, цвета, штрихов карандаша и мазков кисти; приводить примеры
3 Рисование по представлению Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Колорит в живописи. Рисование по представлению «Прощальные краски лета» ИКТ 3нед
Знать понятие «колорит»; что с помощью колорита художник передает свои идеи, свои переживания. Уметь называть картины с теплым и холодным колоритом; анализировать художественные средства; рисовать по представлению
4 Рисование с натуры Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Композиция. Натюрморт «Дары осени» 4нед
Уметь анализировать художественные средства; составлять свою композицию в рисунке с натуры осенних плодов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
5 Рисование с натуры и рисование по памяти Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Наброски и зарисовки «Улицы любимого города». Беседа «Виды изобразительного искусства. Архитектура.» 5нед
Знать понятия «наброски», «зарисовки», «архитектура»; какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки; виды изобразительного искусства.
Иметь представление о видах архитектуры.
Уметь выполнять наброски и зарисовки для изучения формы, строения предметов; анализировать виды архитектуры; выполнять наброски и зарисовки улиц родного города акварелью
6 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Осенняя веточка клена». Беседа «Родная природа. Шелест осенних листьев» 6нед
Знать о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи; использовать художественные материалы.
Уметь последовательно рисовать осеннюю веточку клена; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
7
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Рисование веточки комнатного растения». Беседа «Родная природа. Порыв ветра, звук дождя, плеск волны в живописи» 7нед
Знать простейшие сведения
о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм.
Уметь последовательно рисовать веточки комнатного растения; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
8 Аппликация Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Аппликация. Мозаичное панно из кусочков цветной бумаги на тему «Осеннее кружево листьев» 8нед
ТБ при работе с ножницами.
Знать технику работы «мозаика»; понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России. Уметь выполнять мозаичное панно из кусочков цветной бумаги на тему «Осеннее кружево листьев»; наклеивать на картон и цветную бумагу различные элементы изображения из вырезанных кусков бумаги
Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
9
Рисование
с натуры и рисование
по па- мяти Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Рисование с натуры и рисование по памяти. Последовательность рисования жука, стрекозы, шмеля, кузнечика 9нед
Знать произведения анималистического жанра; понятие «ось симметрии».
Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка; называть произведения искусства, посвященные изображению животных; изображать характерные очертания жука, стрекозы, шмеля, кузнечика; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
10 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа Рисование с натуры и рисование по памяти. Последовательность рисования дятла 10нед
Уметь последовательно рисовать дятла; выполнять набросок рисунка; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни
11
Рисование с натуры и рисование по памяти Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование с натуры и рисование по памяти. Последовательность рисования домашних птиц - курицы, петуха, утки, гуся 11нед
Уметь последовательно рисовать домашних птиц - курицу, петуха, утку, гуся; выполнять набросок рисунка; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; анализировать художественные средства Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность.
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
12
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование с натуры и рисование
по памяти. Игрушки. Последовательность рисования народной игрушки - деревянного грибка из Полхов-Майдана 12нед
Знать известные центры народных художественных ремесел России, элементы гжельских узоров.
Уметь последовательно рисовать народную игрушку - деревянный грибок из Полхов-Майда-на, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
13
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование с натуры и рисование по памяти. Игрушки. Последовательность рисования игрушечной пожарной машины 13нед
Уметь последовательно рисовать игрушечную пожарную машину; выполнять набросок рисунка; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, использовать художественные материалы Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность.
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
14
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование с натуры и рисование по памяти. Игрушки. Последовательность рисования самосвала 14нед
Знать простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
Уметь последовательно рисовать самосвал; выполнять набросок рисунка; изображать по памяти и воображению
15
Рисование на темы и иллюстрирование Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. «Мы сажаем деревья». Беседа «Тема труда
в изобразительном искусстве» 15нед
Уметь последовательно рисовать на тему; выполнять набросок рисунка; выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; чувствовать и определять холодные и теплые цвета Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
16 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. «Мы сажаем деревья». Беседа «Тема труда
в изобразительном искусстве» 16нед
Уметь расписывать готовые изделия согласно эскизу; последовательно рисовать на тему; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
17 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. «Пусть всегда будет солнце». Беседа: «Наша родина - Россия. Москва глазами художников»
17нед
Уметь рисовать на тему; выполнять набросок рисунка; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; выражать свое отношение к произведению изобразительного
искусства в небольшом сочинении Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
18
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. «Пусть всегда будет солнце». Беседа «Наша родина - Россия. Москва глазами художников»
ИКТ 18нед
Уметь рисовать на тему; выполнять набросок рисунка; использовать художественные материалы; последовательно выполнять рисунок (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и определять холодные и теплые цвета Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность. оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
19 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации
к сказке
П. П. Ершова «Конек-горбунок» 19нед
Знать понятие «иллюстрация».
Уметь выполнять иллюстрации к литературным произведениям; анализировать художественные средства; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
20
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации
к сказке
П. П. Ершова «Конек-горбунок» 20нед
Знать о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи.
Уметь выполнять иллюстрации к литературным произведениям; анализировать художественные средства; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
21 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации
к «Сказке о царе Салтане…»
А. С. Пушкина
ИКТ 21нед
Уметь выполнять иллюстрации к литературным произведениям; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в композиции; расписывать готовые изделия согласно эскизу; передавать настроение в творческой работе с помощью тона
22
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации
к «Сказке о царе Салтане…»
А. С. Пушкина 22нед
Знать правила рисования с натуры.
Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма
23
Декоративная работа Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Декоративная работа. Оформление декоративной тарелки с узором
из ягод в круге
на тему «Лесная сказка» 23нед
Знать приемы декоративно-прикладного искусства.
Уметь оформлять декоративную тарелку с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка»; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; изображать форму, общее
пространственное расположение, пропорции, цвет; творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками
в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав
24
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Декоративная работа. Оформление декоративной тарелки с узором
из ягод в круге
на тему «Дивный сад после дождя» 24нед
Уметь последовательно выполнять эскиз декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Дивный сад после дождя»; выделять в рисунке элемент узора; выполнять работу акварелью и гуашью Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность.
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
25 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Декоративная работа. Роспись разделочной доски
(узор в прямо-угольнике) 25нед
Знать понятие «декоративная работа»; виды декоративно-прикладного творчества; известные центры народных художественных ремесел России.
Иметь представление о ритме
в узоре, о красоте народной
росписи в украшении игрушек, одежды
26
Лепка Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Лепка голубя
с натуры конструктивным способом. Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура»
ИКТ 26нед
Знать технику работы с пластилином; виды искусства.
Иметь представление о видах изобразительного искусства.
Уметь лепить голубя с натуры конструктивным способом; передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала
Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка голубя по памяти и по представлению.
Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин
27
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом 27нед
Знать правила работы с пластилином.
Уметь лепить домашних животных с натуры конструктивным способом;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
28
Рисование по представлению Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование по представлению «Самый милый образ...». Беседа «Тема матери
в творчестве
художников» 28нед
Уметь рисовать по представлению женский образ; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Рисование
по представлению
29
Лепка Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Лепка филимоновской игрушки.
Беседа «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство»
ИКТ 29нед
Знать известные центры народных художественных ремесел России, элементы узоров из растительного и животного мира, украшающих филимоновскую игрушку.
Уметь лепить филимоновскую игрушку; выполнять роспись игрушки различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
Иметь представление о декоративном обобщении форм растительного и животного мира,
о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении филимоновской игрушки.
30
Аппликация Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Аппликация из цветной бумаги
на сюжет басни
И. А. Крылова «Ворона и Ли-
сица» 30нед
Знать теплые и холодные цвета.
Уметь иллюстрировать литературные произведения, используя технику аппликации; передавать настроение в творческой работе
с помощью орнамента, конструирования;
участвовать в анализе средств художественной выразительности
31
Рисование
с натуры и рисование
по памяти Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Рисование весенней веточки березы». Беседа «Родная природа. Весна в творчестве художников» 31нед
Уметь последовательно рисовать весеннюю цветущую веточку березы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски Уметь принимать и сохранять учебную задачу -развитие чувства прекрасного и эстетического чувства проявлять творческую активность.
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
32 Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
рисование с натуры и рисование
по памяти. Изображение растительной формы «Рисование ве-сеннего цветка мать-и-мачехи». Беседа «Родная природа. Весенние цветы глазами
художников» 32нед
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения
33
Рисование на темы и иллюстрирование Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
Рисование на темы и иллюстрирование. «Летом на реке». Беседа «Виды изобразительного искусства. Живопись 33нед
Знать понятие «пейзаж»;
творчество художника-пейзажиста Николая Ромадина.
Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, последовательно вести линейный рисунок на тему
34
Беседа с опорой на учебник. Индивидуальная работа
» Рисование на темы и иллюстрирование. «Летом на реке». Беседа «Виды изобразительного искусства. Живопись»
ИКТ 34нед
Знать творчество русских художников второй половины XIX века: Илья Репина, Ивана Шишкина; о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, использовать художественные материалы.
Уметь выполнять рисование по теме; анализировать художественные средства; выбирать материал для работы; выполнять набросок рисунка
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока
Календарно- тематическое планирование
Даты проведения
№ урока
Темы
Кол-во часов
Корректировка
Кол-во часов
Дата
Причина коррекции
Способы коррекции
итого
литература - Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 3 класс : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2012. - Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 3 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2012. - Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 3 класс : кн. для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2009.
-электронное пособие «Поурочное планирование» по рисованию