Технологическая карта урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта с методической структурой урока

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» (4 класс, математика)

Автор: Валькова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 53» г. Рязань


Цели (задачи) урока:

  • образовательные:

- дать представление о правильных и неправильных дробях.

- сформулировать определения правильных и неправильных дробей.

- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитывающие:
способствовать раскрытию значимости формируемых знаний для жизни и дальнейшей учебной деятельности обучающихся.
  • развивающие:
способствовать развитию у учащихся способности к самоорганизации в познавательной деятельности через формирование следующих универсальных учебных действий:

- Регулятивных УУД;

- Коммуникативных УУД; - Познавательных УУД. Тип урока: изучение нового материала; Опорные понятия, термины: натуральные числа, дроби, числитель, знаменатель. Новые понятия: правильные и неправильные дроби. Педагогические технологии: развивающее обучение; технология системно-деятельностного подхода; технология сотрудничества; мультимедиатехнологии: презентация к уроку; здоровьесберегающие технологии.

Методические приёмы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия: учитель-ученик: учебный диалог, эвристическая беседа. Формы обучения: фронтальная, парная Оборудование урока:

доска, мультимедиапроектор, компьютер, презентация «Правильные и неправильные дроби» с использованием фрагментов сказок А.С.Пушкина, дидактический материал. Учебник: Математика. 4 класс: Петерсон Л.Г., Издательство «Ювента», 2013 год

Содержание урока через проектирование его результатов: Предметных: уметь отличать правильные и неправильные дроби. Метапредметных:

- Регулятивных УУД:

- уметь определять и формулировать тему, цель на уроке( с помощью учителя);

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- проговаривать последовательность своих действий при выполнении заданий ;

- оценивать правильность выполнения своих действий на уроке;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта его оценки и характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение, строить логическое рассуждение.

- Коммуникативных УУД:

- уметь грамотно с точки зрения математической речи оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь взаимодействовать с учителем и со сверстниками в поиске способов решения учебных задач.

- Познавательных УУД:

- уметь выделять необходимую информацию, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, уметь понимать и использовать знаково-символические средства (модель), осуществлять рефлексию. Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Контроль по формированию результатов: задания учебного диалога; самостоятельная работа; проверка ее результатов через само- и взаимоконтроль.

Домашнее задание

с.14 правило, №7, 8

















Технологическая карта с дидактической структурой урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Мотивационно-ориентировочный этап урока:

мотивация и

самоопределение к учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу, проводит «мозговую гимнастику».

(Приложение 1).

Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку.

Включение во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Выполнение упражнений мозговой гимнастики.

Взаимное приветствие, контроль присутствую-щих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку.

Личностные: самоопределе-ние.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самоопределе-ние учащихся к учебной деятельности.

2.Подготовительный этап урока к получению новых знаний:

актуализация знаний, создание проблемной ситуации и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Предлагаются задания на повторение действий с дробями. (решение задач).

а) У Белки 80 орехов, она сгрызла 5\20. Сколько орехов она сгрызла?

б) На свадьбе у царя Салтана было 800 гостей. 3 % - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе?

в) Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15 минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полёт?

Даётся задание «с затруднением», выполнение которых осуществляется на раздаточном материале при сотрудничестве в парах.

Задача:

Балда испек пироги к празднику, но не удержался и часть съел. Осталось лишь 7\4.

Заштрихуйте эту оставшуюся часть.


Фиксирование затруднения.

- Ребята, посмотрите, ответы получились разные (и неверные).

- Почему задание вызвало затруднение?

- В чём особенность такой дроби? До этого мы работали с дробями, которые называются правильные.

- Как вы думаете, как будут называться дроби, подобные этой? (неправильные)

Сформулируйте тему урока.

Выполнение заданий и сравнение ответов с эталоном на слайде.

Проявление способности к сотрудничеству со сверстниками при выполнении учебной задачи.


Формулирова-

ние темы урока:

«Правильные и неправильные дроби».

Беседа в ходе фронтальной работы.


Проблемная ситуация.

Приём «яркого пятна» для активизации мыслительной деятельности.

Использование практического задания «на ошибку».

Организация сотрудничества по выполнению заданий.

Учебный диалог

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность своих действий при выполнении заданий,

принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД :

уметь искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникатив-

ные УУД:

уметь грамотно с точки зрения математической речи оформлять свои мысли в устной форме;

учебное сотрудничество.

Умение анализировать учебную задачу и находить способы ее решения.

Умение выполнять действия с дробями.





Формулировка темы урока.

3.Целеполагание и самоопределение учащимися учебных задач.

- Значит, какие новые знания мы должны усвоить?

- А этого будет достаточно, если вы узнаете что такое правильная и неправильная дробь?

- Что надо еще будет уметь?

- Какова будет цель нашего урока?

Формулирова-

ние ответов на поставленные вопросы.

Цель:

- познакомиться

с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь;

- суметь определить отличие правильной дроби от неправильной.

Учебный диалог.

Регулятивные УУД :

уметь оценивать правильность своих учебных действий; целеполагание.

Формулировка цели урока.

4.Поисковый этап урока:

открытие детьми нового знания.

- Давайте проверим, есть ли верно выполненное задание?

- Надо было заштриховать 7/4.

- Что показывает знаменатель дроби?

- Что показывает числитель?

- Какая группа выполнила задание верно?

- Сравните числитель и знаменатель дроби 7/4.

- Дробь 7/4 -неправильная, значит у неправильной дроби…

Продолжите...

(Если дети не могут продолжить то вопрос:

- Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?)

Перед вами модель неправильной дроби. Как вы думаете, что она обозначает?

- А как вы думаете, какой будет модель правильной дроби?

- Сравните неправильную дробь 7/4 с 1 . Она больше или меньше 1?

- Какая дробь называется неправильной?

- Сравните правильную дробь 3/4 с 1 . Она больше или меньше 1?

- Почему? Докажите.

Формулирова-

ние ответов на поставленные вопросы.

Самопроверка и самооценка выполнения задания, сравнение результатов.

Делаются выводы:

1)Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1.

2) У правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1.

Эвристическая беседа.


Конструирова-

ние модели дроби.

Регулятивные УУД :

уметь высказы-вать своё предположение, оценивать правильность выполнения своих действия.

Коммуникатив-

ные УУД:

уметь оформлять мысли, используя грамотную математическую речь, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД:

уметь использовать знаково-символические средства - модели.

Формулирова-ние новых понятий темы.

5. Динамическая пауза.


  • Встаньте ровно. Я буду называть дроби. Если услышите правильную дробь - хлопните в ладоши. Если услышите неправильную дробь - присядьте.

  • 3 , 7, 10, 4, 5, 8, 20, 15.

6 2 10 8 3 12 4

(Число 15 - лишнее!)




Выполнение упражнений.

Упражнения на динамическое решение модели дроби.

Релаксация.

6. Практический этап урока:

а)Первичное закрепление во внешней речи.


б)Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


в) Включение новых знаний в « систему знаний»; обобщение изученного.

Организовать усвоение детьми нового знания при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

- Откройте стр.13 з. 2 учебника

- Выполним задание с комментированием.


Организует самостоятельную работу. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Предлагаются задания на использование новых знаний:

1) решение задачи с дробями;

2) творческое задание: определение вида дроби по ассоциации с моделью дроби.

Выполнение заданий из учебника с комментирова-нием при внешнем контроле со стороны одноклассников.


Выполнение самостоятельной работы и

самоконтроль по эталону.

Нахождение места своего затруднения и исправление допущенных ошибок.

Выполнение заданий и участие в учебном диалоге.

Комментиро-ванное выполнение заданий.


Визуальное наблюдение с целью формирования самоконтроля и определения степени усвоения нового материала.

Учебный диалог. Наблюдение за индивидуальными результатами учащихся по усвоению новых знаний.

Регулятивные УУД:

уметь выполнять работу по предложенному плану;

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта оценки и характера сделанных ошибок.


Регулятивные УУД : уметь оценивать правильность выполнения своего действия. Познавательные УУД:

уметь использовать полученную на уроке информацию

Умение осмыслить и грамотно с точки зрения математичес-

кой речи объяснить отличие правильной дроби от неправильной.


Умение отличать правильную дробь от неправильной.


Умение принимать решения, делать выводы, рассуждать и доказывать правильность суждений.

9. Рефлексивно-оценочный этап урока:

рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

- Какие цели ставили перед собой в начале урока? Выполнили мы их?

- Каким способом добывали знания?

- Сможете ли отличить правильную дробь от неправильной? Давайте проверим.

- Выполните работу на карточках:

1 вариант: заштриховать только неправильные дроби;

2 вариант: заштриховать только правильные дроби.

Проверка: у 1 варианта получилась буква «Н», у 2 варианта - буква «П».

(Приложение 2)

- Оцените свою работу на уроке:

Розовый смайлик - усвоили тему, можете отличить правильную дробь от неправильной.

Голубой смайлик - не все поняли, не совсем уверены в том, что можете отличить дроби.

Участие в учебном диалоге.

Самостоятель-ное выполнение задания на карточках.


Осуществление самооценки с помощью смайликов.

Учебный диалог для систематизации знаний и анализа.

Самостоятель-ная работа.


Рефлексия.

Коммуникатив-

ные УД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ПознавательныеУУД:

уметь осуществлять рефлексию.

Анализ конкретных результатов достижения цели урока и учебных задач.

Умение провести самооценку результатов своей деятельности:

-какие получены достижения;

-что удалось при решении учебных задач и что не удалось;

-объяснение причины своих неудач.

10. Организация задания для самостоятельного выполнения дома.



Обеспечение понимания детьми цели, содержания домашнего задания. Выучить правило из учебника с.14, №7, 8.

Осмысление содержания домашнего задания.

Мотивация для выполнения домашнего задания.



Приложение 1.

Мозговая гимнастика.

«Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди, шея расслабляется. 30 секунд.

«Ленивые восьмерки»: нарисуйте в воздухе горизонтально «восьмерки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Зоркие глазки»: 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.




Приложение 2.

1 вариант



7

7

3

4

8

9

1

6

10

2

20

15

6

12


5

23

11

15

8

8

16

6

9

16


4

4

20

40

14

4

2 вариант




3

4

7

7

8

9

10

6

6

9

11

15

5

2


11

3

8

8

2

8

1

7

20

15


9

16

4

4

6

15


© 2010-2022