- Преподавателю
- Начальные классы
- «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…»
«Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Водовозова М.С. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СПб гимназия №524
Учитель высшей категории Воронина Марина Сергеевна
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка - ложь, да в ней намек…»
(Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме - 2 часа.
Цель темы:
-
Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения.
Устанавливать причинно-следственные связи.
-
Метапредметные цели: Закрепить умение выдвигать версии, прогнозировать дальнейшее развитие событий.
-
Коммуникативные цели: Научиться высказывать свое мнение, обосновывать его, приводить аргументы. Объяснять смысл слов и словосочетаний исходя из речевого опыта и с помощью словарей. Воспринимать информацию данную в явном виде и самостоятельно вычитывать информацию данную в неявном виде. Понимать концептуальный смысл текста, формулировать главную мысль.
Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения. Уважительно относиться к позиции другого, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1). Организационный момент.
Мотивационный компонент урока.
Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.
-
Организация рабочего места, настрой на урок.
-
Куда завтра мы уезжаем? К кому в гости? Кто такая Снегурочка?
-
О каких произведениях мы будем сегодня говорить?
Положительный настрой на урок.
Регулятивные:
Эмоциональный настрой.
Планирование учебного сотрудничества.
2). Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового.
Возникновение проблемной ситуации.
Работа в группах.
-
Попробуйте сформулировать тему нашего урока, о чем мы будем говорить?
-
Работа в группах - определить название и авторов сказок.
Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. Давай пойду посватаюсь к цапле! - Пошел журавль - тяп-тяп! Семь верст болото месил, приходит и говорит: Дома ли цапля? - Дома. - Выдь за меня замуж. - Нет, журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье - коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!
Жил в нашем заводе старик один по прозвищу Кокованя. Семьи у него не осталось, он и придумал взять в дети сиротку… Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка.
Жил старик со своею старухой; У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу…
Пал Иван к Коньку на шею, Обнимал и целовал, «Ох, беда, Конек! - сказал - Царь велит достать Жар - птицу В государскую светлицу. Что мне делать, Горбунок?»
Поешь моего простого киселька с молочком! Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее бережком.
- Ква - ква, Иван-Царевич! Что не весел? Что голову повесил?
-
Деление на 2 группы учащимися.
-
Задание по группам - определить название и автора сказок на карточках, обобщить ответы на мимио доске. (Авторские и народные)
Регулятивные :выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные. - умение работать в группе.
Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.
3). Открытие нового знания. Работа с текстом сказки до чтения.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения. В процессе диалога определение целей урока.
-
Откройте учебник на стр 195, рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название.
-
- Соответствует ли название рисунку? Почему?
-
- Ваши предположения.
-
-Что у мужика в мешке?
-
- Причем тут лиса?
-
Каким обычно изображается в сказках кот? Лиса?
-
Скажите, чем может говориться в первой части?
Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.
4). Физкультминутка
Покажите всех персонажей этой сказки.
5). Работа с текстом во время чтения.
6). Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы.
Интегрированное задание
-
Первичное чтение 1 части вслух учащимися, диалог с автором.( стр. 137 методичка)
-
Подтвердились ли наши предположения?
-
- Что узнали про кота? Какой он?
-
-Как вы думаете, сможет кот выжить в этом лесу?
-
- Будут ли лесные жители кота уважать и бояться?
-
При чтении 2 и 3 части найдите, сможет кот выжить в этом лесу?
- обведите в овал слова-архаизмы, попробуйте дать им объяснение.- Какой язык сказки? Работа со словами-архаизмами.
или подобрать синонимы.
Познавательные. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения
6). Первичное закрепление.
-
Вопросы после чтения.
- Что узнали про кота? Какой он?
-О лисе? Волке? Медведе?
На мимио слайде соедините персонажей со словами, которыми можно их охарактеризовать , обосновывая их цитатами из текста.
Коли__ если
Ступай__иди
Схоронись__спрячься
Принесть__ принести
Дожидаю__ жду
(работа на мимио)
Устанавливать причинно-следственные связи.
Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами.
7 ). Обобщающая беседа.
Систематизация и повторение материала.
1. Почему кот оказался победителем, ведь он испугался волка?
Кто в сказке хитрее всех?
Прочитайте тему урока на доске.
-Как бы вы сформулировали главную мысль сказки?
- как называлась сказка, которую мы читали?
- Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?
- Как можно озаглавить ее по-другому?
Побеждают не силой, а умом, хитростью, находчивостью.
-
Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения.
Устанавливать причинно-следственные связи.
8). Итог урока. Рефлексия деятельности.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Домашняя работа.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Что каждый из вас взял из этой сказки?
- Самооценка работы на уроке.
Д. з. Подготовиться к чтению по ролям. По желанию сделать сюжетные рисунки.
-
Понимать концептуальный смысл текста, формулировать главную мысль.