Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного продленного дня школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физкультурно- оздоровительная работа в режиме учебного продленного дня школы


Хабибуллина Зульфия Мударисовна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Русско- татарская общеобразовательная школа № 129»

г. Казани Республики Татарстан


Высокая суммарная нагрузка учащихся школ с продленным днем требует постоянного контроля за состоянием здоровья детей и организации мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем их организма. Неотъемлимой частью учебно- воспитательного процесса и общего режима дня учащихся является физическое воспитание. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития, успешное развитие двигательных качеств и формирование навыков и умений, содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности, воспитание морально- волевых качеств, воспитание интереса детей к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Физическое воспитание учащихся своего класса я строю по нескольким направлениям. Это учебная работа по физической культуре, физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня, внеклассная работа по физической культуре. Все эти формы организации физического воспитания в школе , имея свои специфические задачи, призваны решать общие задачи физического воспитания в школе. Физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня школы с младшими школьниками складывается из таких видов, как гимнастика до занятий, физминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки, спортивный час на открытом воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках. Гимнастика до занятий По данным врачей -гигиенистов , гимнастику до занятий можно назвать вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в работу, учебную деятельность. Это возможно благодаря тому, что физические упражнения гимнастики до занятий повышают уровень возбудимости и подвижности нервной системы. Кроме того, гимнастика до занятий ежедневно компенсирует до 10 % суточного объема двигательной активности детей. Гимнастика до занятий способствует также хорошей организации начала учебного дня. Она должна сочетаться с утренней гимнастикой дома. Тогда ее эффективность возрастает. Физкультурная минутка По данным многих ученых- физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате снижается их работоспособность. Необходимо дать детям отдохнуть. Наиболее эффективны в этих случаях физические упражнения во время физминуток. Движения на физминутках должны быть противоположными положению туловища , ног, рук, головы во время урока, т.е. они должны снять статическое напряжение .Физминутки необходимо проводить на всех без исключения уроках. Комплекс продолжительностью 2-3 мин вмещает 3-4 упр., каждое из которых повторяется 4-6 раз. Игры на перемене Известно положительное значение для отдыха школьников переключения учебной деятельности на физические упражнения. Подвижные игры на переменах решают задачу активного отдыха детей после урока, способствуют снижению утомления, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне. Наиболее эффективными играми на переменах являются игры малой и средней подвижности. Во время отдыха на перемене лучше использовать дружескую форму общения. Спортивный час на открытом воздухе Спортивный час на открытом воздухе раскрывает большие возможности в организации продолжительного активного отдыха детей в режиме группы продленного дня, в ликвидации проблемы гиподинамии школьников, в укреплении здоровья детей.Наиболее эффективен активный , а не пассивный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями. Специфические задачи спортивного часа- это разрядка умственного напряжения учащихся, противодействие чрезмерному утомлению, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности, укрепление их здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовленности. По результатам многих исследований, отдых на воздухе более эффективен, чем отдых в помещении. В спортивном часе можно выделить 3 части: подготовительная (ходьба, бег), основная часть (подвижные игры, эстафеты, катание на лыжах, коньках, развлечения), заключительная( построение, спокойная ходьба).Следует подчеркнуть, что спортивный час не должен превращаться в обычную прогулку, он должен проходить интересно, эмоционально, чтобы дети получили удовлетворение от движений. Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований. Их любят учащиеся, они стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом и являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта . Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутришкольные соревнования являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том- что правильно организованные соревнования способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности. В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '''', '' Папа, мама, я- спортивная семья! '' Кожаный мяч '' , соревнования по мини- футболу. Лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. "Здоровому каждый день - праздник", - гласит восточная мудрость. Не случайно название нашего пришкольного лагеря - «Спортландия». Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры, поэтому важнейшим направлением в работе лагеря является активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни. Ежедневные утренние зарядки, спортивные тренировки, спортивные эстафеты, спартакиады, спортивные соревнования, турниры между отрядами по мини футболу, футболу, волейболу, баскетболу, перестрелки, малые олимпийские игры,игра "Кладоискатели", Сабантуй ,игровые программы по олимпийским играм- вот неполный перечень мероприятий лагерной смены. В настоящее время Казань выступает локомотивом развития российского спорта. На спортивных объектах города в последние годы проводятся международные соревнования по различным видам спорта. О том, что Казань - спортивный город, свидетельствует и активное участие ее жителей в массовых спортивных соревнованиях по футболу, хоккею, волейболу и других. Особенно популярны массовые старты «Кросс наций» и «Лыжня России», охватывающие десятки тысяч любителей спорта от 4 до 82 лет. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в этих соревнованиях. Проведение летней Универсиады 2013 года в Казани дало новый толчок для развития детского, юношеского и студенческого спорта не только в Казани, но и по всей стране. В 2012 году наши ученики также принимали участие в индивидуальном и в семейном забеге. Семья Ибрагимовых заняла 3 место в семейном забеге «Кросса наций» в городе Казани. Я надеюсь, что моя система физкультурно- оздоровительной работы в школе обеспечивает рациональную организацию двигательного режима обучающихся, полноценное физическое развитие и двигательную подготовленность обучающихся, способствует повышению адаптивных возможностей организма, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию культуры здоровья.

© 2010-2022