Рабочая программа по технологии 2 класс. Школа России. ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I.Раздел «Пояснительная записка»:

-Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Законы: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); - Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы: - Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобразования и науки России от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 г. № 1047»;

- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Письма: - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 13.04.2015 № 226 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год»

- Приказ отдела образования Администрации Куйбышевского района от 14.04.2014г. №105-ОД «О мерах по выполнению приказа МО и ПО РО от 13.04.2015 № 226 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебной год»»

- Примерной программы по предмету «Технология»

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Крюковской СОШ на 2015-2016 учебный год;

- Учебным планом МБОУ Крюковской СОШ на 2015-2016 учебный год

- Годовым календарным графиком МБОУ Крюковской СОШ на 2015-2016 учебный год

- Учебно-методический комплект:

1. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Е.А Лутцева. - 3-е изд., с уточн. - М.: Вентана _Граф, 2012.

2. Технология: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений «Учимся мастерству» 2 класс: Е.А Лутцева -М.: Вентана-Граф, 2012 г.

3. Е. А. Лутцева Программа «Технология 1-4 классы» - М.: Вентана-Граф, 2011

4. Методическое пособие с поурочными разработками.

5. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России».


-Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.

Цель курса: обеспечить учащимся возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: формирование основ технологического образования, позволяющих, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанных на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Задачами курса являются:

  • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта, и творческих способностей

  • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой-источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

  • Воспитание экологически разумного отношения к природе, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию;

  • Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

  • Расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека



II.Раздел «Общая характеристика учебного предмета»: -Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета

В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции - процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Природная мастерская», «Пластилиновая мастерская», «Бумажная мастерская», «Текстильная мастерская» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

  • использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
III.Раздел «Описание места учебного предмета в учебном плане»: -Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в инвариантной и (или) вариативной частях учебного плана. -Общее количество часов в неделю, класс (классы).

Учебный предмет «Технология» во 2 классе изучается как обязательная часть учебного плана на 2015-2016 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Технология».

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа скорректирована на 33 часа в соответствии с учебным планом МБОУ Крюковской СОШ на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ Крюковской СОШ на 2015-2016 учебный год, расписанием занятий МБОУ Крюковской СОШ на 2015-2016 учебный год.

IV.Раздел «Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета»: Содержание предмета рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания - внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент - на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX - начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.

Одним из результатов обучения технологии является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ведущие ценностные ориентиры Программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современном обществе;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

V.Раздел «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета»:

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Результаты изучения:

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.



  1. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).
Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (определённого знака). Иными словами, оцениваться может всё, а фиксируется только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
  1. Самооценка.
На занятии воспитанник сам оценивает свой результат выполнения задания и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Воспитатель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что воспитанник завысил или занизил их. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы. И это уже задача учителя.
  1. Одна задача - одна отметка.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на занятии решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) - ставятся две отметки.
  1. Портфель достижений.
Личностные достижения воспитанников фиксируются в Портфолио обучающихся. Желательно, чтобы портфолио воспитанника велось в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность обучающегося и воспитателя: воспитанник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а воспитатель даёт рекомендации, какие материалы могут его наполнять.
  1. Уровни успешности.
Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания. Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания - «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме - «отлично». Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение задачи по материалу, не изучавшемуся в группе − «превосходно».

VI.Раздел «Содержание учебного предмета»:

-Наименование разделов. Основное содержание по темам. 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (9ч.) Значение трудовой деятельности в жизни человека - труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа - источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление). Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности - изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч) Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки). 3. Конструирование и моделирование (9ч) Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2ч) Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам

-Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий.

-Направления проектной деятельности обучающихся. Формы и средства контроля (система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме творческих проектов. Отдельных часов для проведения творческих проектов рабочей программой не выделяется.

  1. Творческий проект «Как человек учился мастерству»
Цель: знакомство с зарождением ремесел; создание фотовыставки (выставки рисунков, презентаций) «Ремесла Белгородчины»; создание коллективного проекта «Разнообразие ремесел нашего города»
  1. Творческий проект «Как человек учился делать одежду»
Цель: поиск материала и знакомство с различными видами ткани; работа в группах по созданию коллекций разнообразных тканей; парад одежды «Мы из будущего».
  1. Творческий проект «Конструирование и моделирование»
Цель: поиск материала в книгах, справочниках и журналах об условных обозначениях разных видов спорта; выполнение изображений этих знаков в технике аппликации; создание из работ учащихся «Олимпийского альбома»
  1. Творческий проект «Как человек придумал себе помощников - машины и механизмы»
Цель: знакомство из различных источников (музей, книги, интернет и др.) с механизмами, помогающих человеку; создать фотовыставку (выставку рисунков, презентаций) «Прошлое и настоящее машин и механизмов».

-Использование резерва учебного времени.

VII.Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности»:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

I четверть (9 часов)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

- Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.

С помощью учителя:

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

- при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

- организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

- исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;

- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено

- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

С помощью учителя:

- наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;

- выполнять предложенные на цифровых носителях задания

9

1

Рукотворный мир как результат труда человека

1

04.09

2

Рукотворный мир как результат труда человека

1

11.09

3

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

1

18.09

4

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

1

25.09

5

Природа в художественно-практической деятельности человека

1

02.10

6

Природа и техническая среда

1

09.10

7

Природа и техническая среда

1

16.10

8

Дом и семья. Самообслуживание

1

23.10

9

Дом и семья. Самообслуживание

Творческий проект на тему «Как человек учился мастерству»

1

30.10

II четверть (7 часов)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

15

10

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

1

13.11

11

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

1

20.11

12

Инструменты и приспособления для обработки материалов

1

27.11

13

Общее представление о технологическом процессе.

1

04.12

14

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

1

11.12

15

Разметка деталей

1

18.12

16

Отделение детали от заготовки Творческий проект на тему «Как человек учился делать одежду»

1

25.12

III четверть (11 часов)

17

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

15.01

18

Отделение детали от заготовки

1

22.01

19

Сборка изделия

1

29.01

20

Сборка изделия

1

05.02

21

Графические изображения в технике и технологии

1

12.02

22

Графические изображения в технике и технологии

1

19.02

23

Графические изображения в технике и технологии

1

26.02

24

Графические изображения в технике и технологии

1

04.03

Конструирование и моделирование

С помощью учителя:

- сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;

- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу;

9

25

Изделие и его конструкция

1

11.03

26

Элементарные представления о конструкции

1

18.03

27

Конструирование и моделирование несложных объектов Творческий проект на тему «Конструирование и моделирование»

1

25.03

IV четверть (6 часов)

28

Макеты и модели

- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

1

08.04

29

Игрушки из спичечных коробков

1

15.04

30

Как соединяют детали машин и механизмов. От телеги до машины

1

22.04

31

В воздухе и в космосе

1

06.05

32

В водной стихии

1

13.05

Использование информационных технологий

С помощью учителя:

- наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;

- выполнять предложенные на цифровых носителях задания

2

33

Компьютер в учебном процессе Творческий проект на тему «Как человек придумал себе помощников - машины и механизмы»

1

20.05

VIII.Раздел «Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности»:

-УМК

1. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Е.А Лутцева. - 3-е изд., с уточн. - М.: Вентана _Граф, 2012.

2. Технология: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений «Учимся мастерству» 2 класс: Е.А Лутцева -М.: Вентана-Граф, 2012 г.

3. Е. А. Лутцева Программа «Технология 1-4 классы» - М.: Вентана-Граф, 2011

4. Методическое пособие с поурочными разработками.

5. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России».

-Перечень печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий

1. Словари по технологии.

2.Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника

3. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

4. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

5. Методические пособия для учителя

6. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

7. Слайды, соответствующие содержанию обучения.

8. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

- Интернет-ресурсы

Интернет-источники

edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

ug.ru (Учительская газета)

lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)

intergu.ru (Интернет-государство учителей)

ed.gov.ru (МО РФ)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

  • school2100.ru

  • school-collection.edu.ru

  • window.edu.ru

  • edu.ru

  • Министерство образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru/pro/fgos/

  • Федеральный Государственный Образовательный Стандартstandart.edu.ru/

  • Портал "Начальная школа" nachalka.edu.ru/

  • Портал "Введение ФГОС НОО" nachalka.seminfo.ru/

  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы katalog.iot.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

  • Библиотека материалов для начальной школы nachalka.com/biblioteka

  • Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет metodkabinet.eu/

  • «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

  • Электронные учебные пособия:

  • 1.Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (диск CD-ROM).

- Перечень технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

Технические средства обучения.

1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Персональный компьютер.

3. Образовательные ресурсы (диски).

4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

5. Сканер.

6. Принтер.

- Перечень учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования

1. Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

5. Полки для книг.

- Перечень натуральных объектов

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

- Перечень демонстрационных пособий

1. Таблицы по технологии

2. Дидактический раздаточный материал: карточки по технологии

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

. Наглядные пособия:

1. Организация рабочего места.

- при работе с пластилином
- при работе с бумагой и картоном
- при работе с природным материалом
- при работе с текстилем (ткань, кружево, пряжа)

2. Обработка бумаги и картона.

-Разметка деталей
-Линии чертежа
-Чертеж, эскиз, рисунок
-Разметка деталей с помощью циркуля
-Разметка объемных деталей. Развертка

3. Обработка бумаги и картона

-Ножницы - режущий инструмент
-Приемы резания ножницами
-Деление листа бумаги на части
-Приемы наклеивания бумажных деталей
-Деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть

4. Обработка ткани.
- Строчка прямого стежка и её варианты
- Строчка косого стежка и её варианты
- Строчка петельного стежка и её варианты
- Строчка петлеобразного и крестообразного стежков
- Разметка ткани для выполнения строчек (вышивания)

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Коллекция "Бумага и картон" (демонстрационная)

Коллекция "Хлопок"

Коллекция "Лен"

Коллекция "Шерсть"

-Перечень дополнительной литературы

1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Технология»

2. Примерная программа основного общего образования по технологии

3. Авторские программы по технологии

4. Учебно-методические комплекты к программе по выбранной в качестве основной для проведения уроков технологии

5. Учебники по технологии

6. Рабочие тетради

7. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков по технологии)

8. Методические журналы по технологии

9. Учебно-наглядные пособия

10.Энциклопедии по технологии, справочные пособия

11.Словарь технических терминов


© 2010-2022