Урок - экскурсия по окружающему миру для 3 класса Весенние изменения в природе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - экскурсия: «Весенние изменения в природе»

Цели экскурсии: - познакомить детей с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; с изменениями в жизни растений и птиц с приходом весны; - развивать наблюдательность, мышление, речь; умение работать в группах ; анализировать увиденное и делать выводы; - воспитывать эстетические чувства, экологические навыки. Оборудование: термометры, блокноты, карандаши, лупы, пакеты для мусора, рабочие перчатки, корм для птиц.

Ход экскурсии:

1 стоянка

Апрель - это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.

Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.

Лицом к весне

Потихоньку снег сошёл,

Почернел и стаял.

Всем на свете хорошо:

В роще - птичьим стаям,

На деревьях - лепесткам,

Клейким и пахучим,

В синем небе - облакам,

Лёгким и летучим,

Лучше всех на свете - нам:

По сырой тропинке мы бежим,

Лицом к весне, промочив ботинки.


Так о весне написал поэт Роман Сэф, передав свою теплоту к этому времени года. Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете? (Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…», Алексей Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я.Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…)
Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.
Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.
Какие вы видите признаки весны?

  1. Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.
  2. Определите по термометру температуру воздуха.
  3. Понаблюдайте за облачностью.
  4. Отметьте силу ветра.
  5. Определите, холодная ли вода в водоёме.
  6. Определите, холодная ли почва.
  7. Сравните дневную и ночную температуру воздуха.
  8. Как по продолжительности света изменились день и ночь?

Обобщение: Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист. В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.
2 стоянка
Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой? (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску. Появляются листья у деревьев).

Опыт №1.
Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что увидели? (На коре из трещины выделяется сок. У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворёнными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускают листья.)
Опыт №2.
Рассмотрите в лупу зелёный молодой лист и из нашего гербария засохший осенний лист. Сравните их по весу. (Зелёный лист, несмотря, что он мал по размеру, весит больше, так как в них есть вода и органические вещества.)
Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему? (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах - листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.)
3 стоянка Фронтальное наблюдение за растениями: Перед вами 2 дерева - дуб и ольха. Рассмотрите их. Что интересного вы можете рассказать о них?

(Молодые листья дуба красного цвета, а не зелёного.)

Учитель: - Да, молодые побеги дуба бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными. (Ольха цветёт, хотя листьев ещё нет) Учитель: В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива, орешник. - Какие деревья растут в нашем лесопарке? (Дуб, берёза, ясень, вяз, туя, ель, ольха, рябина, ива, можжевельник) Какие кустарники вы видите? (Крушина, лещина, сирень, чубушник) Чем отличаются деревья от кустарников? ( У дерева только один очень твёрдый стебель - это ствол. А у кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей.) 4 стоянка. Работа в группах. -Сравните листья (1 группа - берёзы и ели, 2 группа - дуба и сосны, 3 группа - осины и можжевельника). Чем они отличаются? (Листья ели, сосны, можжевельника - хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными. А берёза, дуб, осина - лиственные деревья.) Практическое задание: (Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)

  1. Рассмотрите выбранное вами дерево.
  2. Назовите признаки, по которым вы определили, что это дерево.
  3. Рассмотрите общий вид дерева: форму кроны, размеры ствола, окраску коры, окраску молодых листьев)
  4. Зарисуйте общий вид дерева.
  5. Зарисуйте лист.
После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала. - А что вы можете сказать о травянистых растениях? (Земля местами покрыта травой.) -А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву? (Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.)

Наблюдение за птицами. Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите? ( Воробьёв, голубей, грачей. Голуби и воробьи - кочующие птицы, а грач - перелётная птица.) А почему весной прилетают перелётные птицы? (Появляется корм. Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…) - Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.) Учитель: Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей - 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта. Следом подходит день Конона-Огородника, по этому дню можно было предсказать, какое ожидает нас лето. За грачами прилетают жаворонки - 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки. Предпоследний день марта - Алексей - с гор потоки воды. Еще немного и прольет дождь. Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)


Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(И. Бунин)

Домашнее задание: вспомнить народные приметы весны.
Заканчивается экскурсия тем, что дети собирают мусор и выбрасывают его в мусорные контейнеры.



© 2010-2022