Конспект урока: ВЛАСТЬ И НАРОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет : окружающий мир

Дата: 17.03 Класс: 3 «В» Тема урока: ВЛАСТЬ И НАРОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Тип урока: комбинированный Цель урока: ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII - начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII - начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.
Метапредметные: Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Познавательные 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Информационно-технологические ресурсы: интерактивная доска, компьютер.

Основные этапы организации учебной деятельности


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся



Формируемые умения (УУД)

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


Настраиваются на урок.


2.Этап актуализации и пробного учебного действия - Каким людям в современном обществе ставят памятники?


Ученики перечисляют знаменитых людей: обычно называют писателей, космонавтов, героев войн. Постепенно дети приходят к выводу, что памятники можно ставить всем, кто этого достоин, людям разных занятий и профессий

Коммуникативные УУД (3)


3. Постановка учебной проблемы На доске появляется запись: В современной России памятники ставят всем, кто этого достоин. - Во времена Российской империи знаменитым людям тоже ставили памятники. Один из самых известных - памятник императрице Екатерине II. Прочитайте текст на с. 70 от начала до слов «… поэтов, учёных, генералов»). Как вы считаете, достойна ли Екатерине II памятника? Объясните свою точку зрения. Ученики читают текст, приводят доказательства.
- Могла ли Екатерина II в одиночку добиться богатства и славы для страны? (Нет.) Чьим трудом в XVIII веке создавалось благосостояние государства? (Трудом крестьян, ремесленников и т.д.) Они достойны быть на этом памятнике? (Да.) А они там есть? (Нет.) На доске появляется запись: Простых людей на памятниках времён Российской империи нет. - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В современном обществе памятники ставят людям всех занятий и профессий, а во времена Российской империи ставили только императорам и их приближённым?) - Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему во времена Российской империи памятники ставили только императорам и их приближённым?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. - Составим план урока. План (примерный) Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца таблицы.
- Что мы сейчас с вами делали?

- Какое умение формировали?

Ученики высказывают свои предположения. Необходимо подвести их к мысли о том, что разница в отношении к людям отражает разницу в устройстве самого общества (XVIII века и современного). Отсюда переходим к основной цели урока - выяснить, чем общество, государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.

Для наглядности выявленные в ходе урока отличия рекомендуем заносить в таблицу (см. ниже). Можно заполнить её заранее, закрыть листами бумаги, а на уроке только открывать соответствующие ячейки по ходу обсуждения. Первая колонка таблицы заполняется в соответствии с текстом учебника, вторая - с опорой на личные знания учащихся и краткие сведения, сообщённые учителем. На заполнении второй колонки особо заострять внимание не надо, более подробное ознакомление с современной Россией произойдёт позже.



(Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД (4)

Коммуникативные УУД (3)

Регулятивные УУД (1, 3)


4.Совместное исследование проблемы Работа в учебнике. 1. Деление общества на простолюдинов и знать. Работу на этом этапе урока можно проводить, используя схему занятий и профессий, построенную на уроке «Земля и люди Московского государства». В верхней части схемы надпись или значок «бояре» заменяется на «чиновники». Схема вывешивается на доску заранее, названия занятий людей и профессий закрыты листами бумаги.

- Вспомните, люди каких занятий и профессий населяли Российское государство? Вспомните, как с 1721 года назывался правитель России. (Император.) Кого, по сравнению с XVII веком, нет на схеме? (Бояр.) Найдите в тексте на с. 70 первый абзац фрагмента «Знатные люди империи», как стали называть помощников правителя? (Как одним словом назвать правителя, чиновников, дворян? (Знать.) Как назвать остальное население России? Существует ли сейчас деление людей на знать и простолюдинов? (Нет.)

Заполняется первая строчка таблицы.

2. Управление государством.

- Объясните, как вы поняли фразу «Вся власть в России принадлежала императору».

- На нашей схеме значок правителя расположен на самой вершине треугольника. Это ещё раз напоминает нам об исключительной роли императора в государстве, о том, что император был полновластным хозяином в стране. А кто является хозяином страны в современной России? Как это можно изобразить на схеме?

Учитель сообщает детям, что хозяином современной России является сам российский народ. Именно народ выбирает людей, которые будут управлять государством в течение определённого срока, а затем народ будет решать - оставлять этих людей править дальше или заменить на других. В виде схемы это можно изобразить так: … Заполняется вторая строчка таблицы.
3. Взаимоотношения знати и простолюдинов. Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с. 71 (правый) - 72. О чём эти рисунки? Можно ли сегодня увидеть такие сцены? (Нет.) Учитель: - В подписях к рисункам встречается слово «крепостной». Какие слова с корнем «креп» вы знаете?
Предположите, что может обозначать слово «крепостной». Ориентируясь на слова, выделенные жирным шрифтом, найдите в тексте на с. 71 объяснение словосочетанию «крепостное право». Вводится понятие «крепостное право». Если есть время, можно предложить ученикам «нарисовать крепостное право» - создать наглядную модель прикрепления крестьян к земле и к её хозяину. Заполняется третья строчка таблицы.




















(Ученики перечисляют, по мере перечисления бумага со схемы снимается.)

Вводится слово «чиновники», снимается последний лист бумаги.)

(Если ученики затрудняются, вводится слово «простолюдины».)

Заполняется первая строчка таблицы.

Ученики объясняют, опираясь на прочитанный абзац.

(Возможно, ученики затруднятся ответить, хотя какие-то варианты ответов могут прозвучать.)



Заполняется вторая строчка таблицы.



(Крепкий, крепость, прикреплять.)



Заполняется третья строчка таблицы.


Личностные результаты (3) Познавательные УУД (1,2,4,7)

Коммуникативные УУД (3)


5. Этап первичного закрепления К концу урока должна получиться примерно такая таблица:

Некоторые черты государства и общества

России XVIII века и начала XXI века

Россия при Екатерине II

Современная Россия Общество делилось на знать и простолюдинов. Деления на знать и простолюдинов нет.

Вся власть принадлежала императору, он издавал законы, а знать следила за их исполнением. Простолюдины не имели отношения к власти. Власть принадлежит всему народу. Издают законы и следят за их исполнением люди, избранные народом. Существовало крепостное право. Знать использовала простолюдинов, не неся никаких наказаний за проступки перед ними.

Крепостное право не существует. Люди сами выбирают себе профессию, место жительства. У всех равные права и обязанности. Работа в группах. - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?





















(Почему во времена Российской империи памятники ставили только императорам и их приближённым?)

Ответы детей.



Познавательные УУД (1,2,4,7)



6.Этап включения в систему знаний и повторения Работа в учебнике. - Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах. Учитель спрашивает несколько пар. Если остались неохваченные вопросы, учитель может задать их на дом.



Ответы детей.



Познавательные УУД (1)

Коммуникативные УУД (4)

Регулятивные УУД (1)



7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).



Работа в рабочей тетради. Познавательные УУД (1, 4,6)

Коммуникативные УУД (4)

Регулятивные УУД (1)

8.Этап рефлексии учебной деятельности

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Чему научились?

- Кто с ней справлялся легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Какую бы отметку вы себе поставили?

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Ответы детей.

Регулятивные УУД (1)

Познавательные УУД(4,6)

9. Домашнее задание

П. 14(пересказ).







© 2010-2022