Урок литературного чтения по теме «З. Александрова «Родина» в 3 классе. Педагогическая мастерская

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения


Педагогическая мастерская




Тема:

Урок литературного чтения по теме «З.Александрова «Родина» в 3 классе. Педагогическая мастерская


3 класс







Составила и провела

Монголова Любовь Демитеевна

Педагогическая мастерская

«Родина» З.Александрова. 3 класс.

Цели: Познакомить учащихся со стихотворением «Родина» З.Александрова.

Развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение, чувство через разные виды работ.

Повышение эффективности организации групповой работы.

Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине.

Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.

Оборудование: учебник Л.В.Козуля-Смирнова «Ромашка», на флешке песня «Кан Алтай» в исполнении 1. Маташевой, на «Караоке» песня «С чего начинается Родина?», на слайдах фотографии, картинки, тексты, компьютерные рисунки детей, рисунки детей на альбоме, цифровой фотоаппарат.

Орг. момент. Аутогенная тренировка. Настрой (на слайде) Учитель. - Скажем хором: «Мы внимательны!». «У меня хорошее настроение». «Все будет хорошо! Мы будем довольны!» Фразы повторяются 1-2 раза мысленно или в слух с улыбкой. Это позволяет ребенку утвердиться в мысли, что день принесет ему удачу.

1. Индуктор. (звучит музыка, песня «С чего начинается Родина?»)

- Сегодня мы начнем урок с песней «С чего начинается Родина».

Дети, гости поют вместе с учителем. Под музыку последнего столбика говорит учитель под музыку:

-Вы закройте глаза и представьте: над нами голубое безграничное небо. А под ногами земля. Земля, на которой мы родились, на которой родились наши мамы, папы, бабушки, дедушки. Это наша Родина. Подумайте и скажите, с чего же она начинается?

Откройте глаза.

- Что при слове родина вспоминаете вы? Что такое Родина? (ответы детей)

- Какие вы слова можете подобрать, чтобы выразить слово «Родина?

Родина-это…. Напишите эти слова.

2. Самоконструкция. (дети конструируют словарный ряд)

-Прочитайте ваши слова. Давайте пополним наш список словами других детей, понравившимися вам.

Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других детей)

- Выберите из списка одно слово, на ваш взгляд самое родное, которое больше подходит к слову «Родина» и запишите его в центре строки.

Выбор. (дети читают выбранное слово).

Итог: Родина- это … .(прочитать выбранные слова детей.

3. Объявление темы. Слайд.

- Как вы уже прочитали, темой нашего урока будет тема «Моя Родина».

Прочитайте название темы: про себя, шепотом, с удивлением, с восторгом, с нежностью.

Именно такие чувства испытывали многие поэты и писатели, когда говорили о Родине.

Давайте послушаем строки, которые они посвятили Родине.

Дети читают стихи, которые записаны на карточках.

Родина.

«Родина» - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно,

Чистая прозрачная до дна.

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне на распев,

Где звезда на ставеньку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли -

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

М.Пляцковский.

Г.Малтина.

Кош-Агач. Родина моя

Здесь климат суров,

Здесь царство ветров,

край полета горных орлов.

Здесь к Родине в сердца народа

Лебединая верность живет.

Здесь, на этой земле,

Бесконечно родной,

Люди - с чуткой, доброй душой.

Здесь начало моего земного пути,

Здесь увидела свет.

Чувства эти в себе берегу

И улыбку Родины я узнаю.

Паслей Самык.

В Кош- Агачских степях

Злые ветры свистят.

Там белки, как клинки

В синей дали блестят.

Там на землях песчаных

Отары пасет

Богатырский ( а значит и добрый)

Народ.

Не лесами ты славен,

Степь - суха и пуста.

Вся в народе,

Вся в людях

Твоя красота.

Слайды ( фотоэтюд природы Кош-Агача, Республики Алтай ).

- В своих стихах поэты говорили о том, как они любят свою Родину. Для каждого из них Родина - это что? (родная природа, народ).

Еще одной из таких писательницей является З. Александрова. (Биография, портрет). Слайд ( автор и название текста)

Она написала стихотворение «Родина». (стр. 127.)

Словарная работа.

Слайд (на мониторе слова: в памяти встаёт, бугор, лужи, вольная степь, целина ). (дети работают над содержанием слов и придумывают предложения)

Подготовительная работа. Слайд.

Читайте правильно:

Скромность - скромница

Ромашка - ромашковый

Радость - радостный

- Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, что же для неё обозначает слово «Родина?»

Чтение стихотворения учителем.

После прочтения следует выдержать паузу, чтобы дети лучше осмыслили, представили, прочувствовали услышанное ими.

- Что хотите сказать?

Самостоятельное чтение стихотворения.

- Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, представьте себя на месте писательницы и узнаете, что же для неё обозначает слово «Родина»?

Работа над содержанием.

- Что для неё обозначает слово «Родина»?

- Прочитайте ещё раз, найдите понравившееся вам место. И прочитайте это место так, как бы прочитала это место писательница. Постарайтесь увидеть то, о чем вы читаете.

-Если бы вы были художниками, то какое место вам удалось бы нарисовать? Я и гости хотим увидеть ваш рисунок. (выборочное чтение)

Физминутка.

Зайцы скачут: скок-скок-скок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнулся, разогнулся.

Два - нагнулся, потянулся.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три хлопка.


- Задания по группам: Слайд.

1 группа. Постараться выучить наизусть по столбику. Прочитать наизусть так, чтобы получилось целое стихотворение.

2 группа. Постараться выучить по две строчки.

3-4 группы. Выразительное чтение по столбику.

Проверка задания.

- Проверьте друг друга. Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища? Как вы думаете, кто может защитить честь группы? Предлагайте. (проверить по одному ученику) Аплодисменты.

- Давайте, ребята, найдем основную мысль стихотворения.

Слайд:

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

-Как называется наша большая Родина? Её столица?

Если сложить все маленькие родины детей, то получается наша большая Родина. Вы согласны со мной?

4. Разрыв.

- Да, говоря о Родине, мы не можем не сказать о нашей малой Родине.

Слайды. Компьютерные рисунки детей, рисунки детей на альбоме о малой Родине.

- Я тоже очень люблю свою Родину, горжусь, любуюсь ею. Но я красиво не пишу и не рисую. Поэтому красивые места фотографирую. Можно, я их для вас демонстрирую? Поделитесь со мной впечатлениями.

Слайд. (фотографии на цифровом фотоаппарате)

Не только писатели, поэты пишут о красоте своей Родины. Ее рисуют художники. У художников - краски, у поэтов - слова, а у композиторов - песни. Наша алтайская певица 1ергелей Маташева споет нам сейчас песню «Кан Алтай». Её мы сейчас и прослушаем.

Закройте глаза. Побудьте наедине с композитором и его музыкой.

(звучит музыка)

- Что вы ощутили?

А теперь продолжите эти предложения: слайд

В

П Я слышу …

Р Я вижу …

И Я радуюсь…

Р

О

Д

Е

5. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)

Социоконструкция (пополнение слов)

6. Пластика. Такое удивительное зрелище! А теперь, ребята, закройте глаза, вдохните полной грудью воздух, и глаза сами собой закрываются от удовольствия. Мы чувствуем запах… Запах этот очень чудесен, в нем есть и свежесть озер и тонкий едва уловимый аромат цветов и, что особенно выделяется запах полыни. Шум реки, крики чаек, поддувание ветерка - лучшая музыка природы. 7. Самоконструкция. Социоконструкция. В нашем районе живут удивительные люди, у них у каждого своя работа, жизнь. И все они любят эту прекрасную землю- свою Родину. Я думаю, что красота действительно спасёт мир, а сбережённая красота природы вечна! А вы наслаждайтесь красотой своей Родины, берегите её и любите. А теперь я вам предлагаю дома написать мини-сочинение «Каким я вижу Теленгит- Сортогой». 8. Сочинение. Афиширование. Красивые сочинения у вас получатся, я знаю. А знаете ли, что красота - это национальное сокровище, национальное достояние. Это значит наше достояние - и небо, и облака, и реки, и цветы. И сегодня в ваших душах родилась любовь к Родине, к её красоте. Давайте сохраним её, научимся видеть красоту вокруг нас, научим видеть её других людей. 9. Рефлексия.

Диалог с писательницей.

-Что вам хочется сказать писательнице? Наш урок подходит к концу. Если хотите, то можете высказать свое впечатление об уроке. Оценку за урок вы можете поставить себе сами в дневниках, взяв соответствующую карточку: кружок - «5», квадрат - «4», треугольник - «3». Фотографирование детей, получивших оценку «5» вместе с гостями. Я благодарю вас за работу. Урок окончен. Слайд. Спасибо за урок. Слайд (домашнее задание)

Д\З: Стр.127. 1 группа - выучить наизусть стихотворение.

2 группа - выучить наизусть 2 столбика

стихотворения.

3-4 группы - выразительное чтение.

© 2010-2022