- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миннехузина И.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса на 2013/2014 учебный год составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г)
-
Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам)
-
Учебного плана образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год, а также планируемых результатов начального общего образования
Для реализации Рабочей программы используется учебник: - О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Учебник.-М.: АСТ, Астрель, 2012. УМК «Планета знаний». Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по изобразительному искусству. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Цели программы:
- развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-тех-нологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий - наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
- представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
Образовательные задачи
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
- освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
- формирование первоначальных конструкторско-тех-нологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
- знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.
Воспитательные задачи
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
- развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
Развивающие задачи
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
- развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
-
развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
-
развитие коммуникативной культуры ребёнка;
-
развитие пространственного мышления;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-
Основные содержательные линии
-
1.Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
-
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
-
3.Конструирование и моделирование.
-
4.Практика работы на компьютере.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №34» на изучение технологии во 2 классе отводится 1час в неделю, 34 учебных недели согласно годовому календарному учебному графику.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда,
СОДЕРЖАНИЕ (34 ч.)
Тема
Кол-во часов
Элементы содержания
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Фор-мируются и развивают-ся
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира разных народов России и Татарстана. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия жителей Татарстана. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации, её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Элементарная творческая и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
23
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
Творческая мастерская
8
Студия вдохновения
8
Поделочный ералаш
7
Конструирование и моделирование
10
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.
Конструкторское бюро
10
Практика работы на компьютере
1
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам
Поделочный ералаш
1
Итого
34
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов по образцу
- решение доступных конструкторско-технологических задач ,творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Планируемые результаты освоения программы по технологии
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
-
положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
-
уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
-
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
-
эмоционально-ценностное отношение к результатам труда. Учащиеся получат возможность для формирования:
-
чувства сопричастности к культуре своего народа;
-
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
-
положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий;
-
представлений о роли труда в жизни человека;
-
адекватной оценки правильности выполнения задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
-
правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
-
соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
-
различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
-
определять детали и конструкции (деталь - составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
-
устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
-
называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);
-
использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
-
понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
-
понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
-
называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
-
правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
-
различать материалы и инструменты по их назначению;
-
выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
-
эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
-
выполнять комбинированные работы из разных материалов;
-
выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край;
-
экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
-
определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
-
выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
- вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания;
- изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
понимать цель выполняемых действий,
-
понимать важность планирования работы;
-
с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
-
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
-
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;
-
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
-
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
-
решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
-
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
-
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
-
различать и соотносить замысел и результат работы;
-
включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
-
вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
-
продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
-
различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
-
характеризовать материалы по их свойствам;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
-
группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
-
конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
-
анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
-
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
-
сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
-
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
-
выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;
-
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
-
задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.
Критерии оценки
учащихся по технологии
«5»
(отлично)
«4»
(хорошо)
«3»
(удовлетворительно)
«2»
(неудовлетворительно)
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы
80% заданий выполнено верно , либо неполные , неточные ответы к отдельным заданиям.
60% заданий выполнено верно , либо неполные , неточные ответы ковсем заданиям.
Менее 60% заданий выполнено верно
В соответствии с требованиями ФГОСТ, введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Оно позволяет проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя.