Рабочая программа по музыке, 1 класс Начальная школа XXI века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа по музыкальному искусству

1 класс

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного стандарта начального общегообразования по предметным областям «Искусство. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью

уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям,

музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования

осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Предмет музыка изучается в начальной школе

135 часов,

из расчета 1 часа неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе 33 часа, во 2,3,4 классах по 34часа в каждом.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе

заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Результаты освоения учебного предмета:

изучение музыки позволяет достичь личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование основ национальных ценностей российского общества;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1)Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях

неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения

коммуникативных и познавательных задач;

8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое

выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительнос ти (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного

предмета «музыка»;

15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами;

16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная

музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и

современная музыка При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста.

Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

В качестве методологического

основания концепции учебного курса

«Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

1. преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

2. возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

3. деятельностное освоение искусства;

4. проникновение в природу искусства и его закономерностей;

5. моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же

видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве. Объединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования

музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата..

Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить,

выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика,

процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными

средствами, становится важнее законченного результата, особенно на

начальных этапах вхождения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его

существования, ведущим фактором духовного становления личности.

К концу обучения в 1классе обучающиеся научатся:
*Воспринимать музыкальные произведения, проявлять готовность живо «впитывать» музыкальные впечатления. *Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки. *Узнают о способности и способа: голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением, воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.
Решать учебные и практические задачи:
*Выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, живого и неживого в окружающем мире. *Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и др.) *Различать характер музыки. Выделять её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности. *Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Содержание программы

Идея первого года обучения - дать обобщенный образ музыки, который раскрывается в трех содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести ребят к осознанию (пока еще интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребенка», а наоборот - ребенок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего

самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его

бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путем погружения в музыкальные образы как определенным образом организованную «звуковую материю» путем прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия - методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщенные виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.

Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой

музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально дается в несколько большем объеме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтениям и уровню музыкального развития детей конкретного класса.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого

присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к

пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне - рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Основная идея содержания третьего года обучения - отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения,

передачи духовных ценностей.

Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.

Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно

протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.

Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной

музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).

Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Основная идея содержания четвертого года обучения - развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется

взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила»

зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран.

Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.

На конец начального обучения обобщается вся проблематика начальной школы - от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Проблематизация содержания музыкального образования

1 класс (33 ч)

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально- языковых и образно- эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально- художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений- добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна- в музыке отражен весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых

(камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Язык музыки (6 ч)

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метро- ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Резерв 3 часа.

Тематическое планирование

Искусство (Музыка), 1 класс (33часа), «Начальная школа ХХ1 века»

№ п/п

Тема

урока

Тип

урока

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Характеристика деятельности учащихся

Инструментарий оценки достижения планируемых результатов

1.

Исследование звучания окружающего мира: природы, инструментов, самого себя.

Формирование новых знаний.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Показать значимость народной музыки в творчестве.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Узнают о способности и способах (голосом, движением ) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Какое место занимает музыка в твоей жизни?

Какая национальная музыка звучит в твоём селе?

Расскажи о каком-нибудь музыкальном инструменте.

2.

Исследование звучания окружающего мира: природы, инструментов, самого себя.

Комбинированный.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Бывая часто на природе, какие звуки вы слышали, можете как-то воспроизвести их.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

3.

Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типичных музыкально-языковых и образно-музыкальных сфер.

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

4.

Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типичных музыкально-языковых и образно-музыкальных сфер: «маршевый порядок».

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

5.

Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типичных музыкально-языковых и образно-музыкальных сфер: «человек танцующий».

Комбинированный.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

6.

Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типичных музыкально-языковых и образно-музыкальных сфер: «песенное дыхание»

Формирование новых знаний.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Учить анализировать услышанную музыку, узнавать знакомые мелодии, образы.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

7.

Эксперементируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства.

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Обобщение полученных знаний.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Узнают о способности и способах (голосом, движением ) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

8.

Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Комбинированный.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Углубление знаний о музыкальном искусстве.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

9.

Образ музыки: «Музыкант играл на скрипке».

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Обобщение полученных знаний.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

с.4-с.5 Учебника;

с.8 -с.9 Учебника: Как умеют руки эти звуки извлекать?

10.

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть в музыке.

Формирование новых знаний.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Углубление знаний о музыкальном искусстве.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания др. людей.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

11.

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - любовь и ненависть, прекрасное и безобразное в музыке.

Формирование новых знаний.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

12.

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - день и ночь, осень и весна в музыке.

Комбинированный.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Учить анализировать услышанную музыку, узнавать знакомые мелодии, образы.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Узнают о способности и способах (голосом, движением ) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

13.

Родина музыки: «Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку…».

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

Расскажи по портрету о выдающемся композиторе (П.И.Чайковский);

С.13 - с.14 Учебника, ответы на вопросы.

14.

«Прогулка была временем сочинения».

Урок - путешествие.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Углубление знаний о музыкальном искусстве.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Угадать мелодию , которая подходит к художественному произведению (осень, зима, весна, лето).

С.17, беседа по картине.

15.

«Где найти песню и как её искать»

Комбинированный.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Где вы можете найти песню?

Исполнение попевок.

Какую колыбельную вам в детстве исполняла мама?

16.

«Танец - это что?»

Комбинированный.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Показать значимость народной музыки в творчестве.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Когда появляется желание танцевать?

Поговорим о пляске: с.24 -с.25 Учебника.

17.

«Почему марш - это марш?»

Комбинированный.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Учить анализировать услышанную музыку, узнавать знакомые мелодии, образы.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических чувств.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Зачем марш нужен человеку?

Как услышать марш?

Вход в класс под музыку марша.

18.

«Мимолётности»

Формирование новых знаний.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

С.34 Учебника, что за мимолётности описаны в стихотворении К.Бальмонта?

19.

Музыка живая. «Каждый композитор - художник».

Формирование новых знаний.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Показать значимость народной музыки в творчестве.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

20.

«Играем обычный день».

Урок - путешествие.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизации.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

«Слышим звуки города», с.42 -с.43 Учебника.

Проигрываем день:

«Ах, вы, сени, мои, сени»,

«Осень, непогодушка»,

«Скажи, мотылёк»,

«Аве Мария».

21.

«Идём в театр».

Комбинированный.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизации.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Узнают о способности и способах (голосом, движением ) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

с.52 - 53 Учебника, знакомство с театром, язык театра (слово, жест, интонация).

С.54 -с.55 Учебника, артисты театра.

22.

Театр. «Хочу петь в опере».

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Показать значимость народной музыки в творчестве.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

С.56 - с.57, «В театре слушаем оперу».

Слушаем: сцена из оперы М.И.Глинка «Руслан и Людмила».

23.

«Хочу танцевать в балете».

Урок - путешествие.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Учить анализировать услышанную музыку, узнавать знакомые мелодии, образы.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Путешествие по станциям:

«Полонез»

«Марш».

«Полька».

«Вальс».

«Мазурка».

24.

«Симфония».

Формирование новых знаний.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Углубление знаний о музыкальном искусстве.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

Слушай 4 Симфонию П.И.Чайковского.

25.

Многообразность и многообразность отражения мира в конкретных жанрах.

Комбинированный.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизации.

Учить анализировать услышанную музыку, узнавать знакомые мелодии, образы.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

26.

Обобщение: «Содержание и формы бытования музыки».

Комбинированный.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Обобщение полученных знаний.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

27.

Музыкально-выразительные средства: лад, тембр, регистр.

Формирование новых знаний.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Учить анализировать услышанную музыку, узнавать знакомые мелодии, образы.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Определи характер музыки, меняется ли настроение человека?

28.

Музыкально-выразительные средства: музыкальный инструментарий.

Формирование новых знаний.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Узнают о способности и способах (голосом, движением ) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

С.82 -с.83, беседа.

29.

Язык музыки. «Путешествие в деревню»

Урок - путешествие.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Какие музыкальные произведения звучат на празднике «Масленица»?

Исполнение песен о берёзке.

30.

«В свете ж вот какое чудо»

Комбинированный.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений.

Углубление знаний о музыкальном искусстве.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Различают характер музыки, её интонационные особенности.

Какие чудеса происходили в сказках?

Слушаем музыкальные произведения.

31.

«Хочу быть композитором».

Комбинированный.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, религий.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

32.

Музыкально-выразительные средства. Введение в язык музыки.

Комбинированный.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Расширение знаний о музыке, использование её профессиональными композиторами.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности. Овладение начальными сведениями о культурных явлениях.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальной ценности.

Ориентация в многообразии музыкальных жанров.

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

33.

Обобщающий урок: «Поговорим о музыке».

Урок - путешествие.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении произведений.

Обобщение полученных знаний.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, импровизации, художественном движении).

Слушание музыкальных произведений выдающихся композиторов.

Материально-техническое обеспечение

учебного предмета «Искусство (Музыка)»

Книгопечатная продукция

  1. Стандарты 2 поколения «Примерные программы по учебным предметам», Москва, «Просвещение», 2011г.

  2. Программа «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,

Москва, «Просвещение», 2011г.

  1. Учебник «Музыка», 1класс, авторы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, Москва, «Вентана-Граф», 2011г.

  2. «Энциклопедический словарь юного музыканта», Москва, «Педагогика», 1985г.

  3. Музыкальная фонетика в школе», автор: С.А.Карцева, Москва, «Просвещение», 1976г.

  4. «Учите детей петь», авторы: Т.М.Орлова, С.И.Бекина, Москва, «Просвещение», 1988г.

  5. Поурочные планы для учителя, автор: Ю.Д.Изместьева, Волгоград, «Учитель», 2003.

Печатные пособия.

Портреты выдающихся музыкантов, деятелей культуры.

Информационно-коммуникативные средства

Диски с записями детских песен, выпуск 20011г.

Аудиокассеты: «Музыка» для 1класса, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, «Просвещение».

Технические средства обучения

Компьютер (компьютерный класс).

Магнитофон.

Оборудование класса

Ученические столы, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Учительский стол. Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий. Настенная доска, держатели для карт.


© 2010-2022