Конспект открытого урока по обучению грамоте по теме: Прописная буква Ё

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

1. Образовательные:

- учить письму заглавной буквы Ё, соединению ее с другими буквами;

- продолжить работу по формированию умения списывания с печатного текста.

2. Развивающие:

- развивать речь учащихся, фонематический слух, моторику мышц пальцев рук, безотрывное письмо.

3. Воспитательные:

- воспитывать положительное и осознанное отношение к урокам письма;

- воспитывать бережное отношение к красоте русской природы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

- образец написания буквы Ё (таблица);

- иллюстрации: Незнайка, снегоход;

- карточки со словами:

Ёлочка

лесу

в

растет

- разрезные слоги;

- фонограмма песни «В лесу родилась ёлочка».

Ход урока


  1. Организация урока. Мобилизующий этап - 2 мин.

Прозвенел у нас звонок.

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

- Ребята, какие буквы вы уже умеете писать? (Дети называют буквы)

- Давайте вспомним встречу праздника Нового года. Без чего не может обойтись этот праздник? (Без Деда Мороза, Снегурочки и ёлки).


  1. Актуализация знаний - 7 мин.

-А какую новую букву вы изучили на уроке обучения грамоте?

(Букву Ё).

- Какое из вышеперечисленных слов, без которых не может пройти новогодний праздник, вы начнете писать с буквы Ё? (Ёлка).

А. Прочитайте слова:

ёрш - ёршик, ершиться;

ёж - ёжик, ёжиться;

ёлка - ёлочка, еловая.

- Как вы понимаете смысл слов «ершиться» и «ёжиться»?

- Прочитайте с доски предложения.

«Ёж спит в норке». «Ёрш плескался в воде». «Ёлка росла на полянке».

- Что общего у этих предложений? (Первое слово каждого предложения начинается с заглавной буквы Ё).

- Умеем ли мы с вами писать заглавную букву Ё?

- Сегодня на уроке будем учиться писать новую букву. Писать каждую букву надо аккуратно и красиво. Каждое слово - это «необычное кружево» из букв.

- Напомните мне, с какой новой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? ( Буква Ё).

- А в чем секрет этой буквы? (Обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы).

- Назовите эти звуки. [й, о]

Гимнастика для глаз.

- Ваши глаза трудились. Теперь им нужно отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.

Б. Штриховка.

- К нам сегодня на урок пришел Незнайка. Однажды с ним случилась такая интересная история. В новогоднюю ночь Незнайка собрался к своим друзьям, которые жили за дальним лесом. Дорога была трудная и заснеженная. Нарисуем Незнайке такой вид транспорта, который поможет легко передвигаться по дороге. Это будет снегоход - механические сани с двигателем.

В. Релаксация. Рисование узора «Лес».

- Снегоход мчится быстро. Мимо мелькают высокие и низкие деревья. Дорога то поднимается, то опускается. Нарисуем лес, который можно увидеть по дороге. (Самостоятельное рисование леса)

Г. Повторение письма букв е, ё.

На пути Незнайке встретился сугроб, а в нем спрятались буквы. Одни буквы красные, а другие синие.

- Угадайте какие это буквы? (Гласные - красные, а другие - синие, это буквы, которые обозначают согласные звуки)

- Назовите гласные буквы. (е,ё)

- Как отличить букву е от буквы ё?


  1. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала - 3 мин.

Работа над формой заглавной буквы Ё.

- В сугробе спряталась еще какая-то буква.

- «Как тебя зовут?»- спросил Незнайка. ( Буква Ё )

Е и Ё - родные сестры,

Различить сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

- Расскажите, дети, все о букве Ё. ( Буква Ё - хитрая, так как обозначает два звука [ Й, О ] в начале слова и после гласного, обозначает мягкость согласного звука в слоге-слиянии.)

Физминутка.

- Сейчас, ребята, отдохнем и вспомним новогоднюю ёлочку.

У маленьких детишек ёлочка большая

( руки поднимают над головой )

Огоньками и шариками ёлочка сверкает

( поворачивают ладони вправо и влево)

Ай да ёлочка, погляди, погляди

( дети хлопают в ладоши )

Деткам, ёлочка, посвети, посвети.

( притопывают ногами ).

Не коли нас ёлочка

Веточкой лохматой

( грозят пальчиком)

Убери иголочки

( руки вытягивают вперед)

Дальше от ребяток.

(приседания)


  1. Усвоение новых знаний - 13 мин.

- Ребята, рассмотрите внимательно букву Ё и расскажите, из каких элементов она состоит.

- Сколько их? ( У буквы Ё - два полуовала и две точки сверху.)

- Незнайка хотел объехать букву Ё, но она не отпустила его. Посадила на самый верх и держит. Тогда Незнайка решил опуститься по букве и ехать дальше к своим друзьям.

- Незнайка был на самом верху. Поставим пальчик на модели - буквы на то место, где сидит Незнайка. Потом опустимся по полуовальной голове буквы, потом - по закругленной спинке. ( Показ учителя)

- Что такое? Не отпускает буква Незнайку. Почему? ( Забыл он две точки над буквой поставить.)

- Но буква все равно не отпускает его. Она говорит: «Я отпущу тебя, если ребята научатся красиво и правильно меня писать».

- Ребята, поможем Незнайке! Тогда посмотрите, как пишется эта буква. ( Показ и объяснение написания заглавной буквы Ё учителем на доске; имитация написания буквы в воздухе; письмо буквы по образцам; самостоятельное письмо; исправление ошибок).


  1. Закрепление изученных знаний - 7 мин.

А. Давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

На доске из букв разрезной азбуки слова: ель - ёлка - ёлочка

(Дети закрывают глаза, слова постепенно изменяются).

- Объясните смысл этих слов.

- Какое слово больше подходит к схеме? ( ёлка )

- Докажите, почему? (Дети выполняют под руководством учителя слого-звуковой анализ слова ёлка).

- Соотнесите слово и схему слова ёлка.

- Сколько слогов?

- Назовите ударный слог.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько всего букв в этом слове?

- Почему звуков больше, чем букв?

- Запишите эти слова с комментированием. ( Запись слов)

Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, ваши руки устали. Выполним гимнастику для пальчиков.

- Похлопайте в ладоши вначале тихо, затем громче, громче, а потом снова тише, тише.

- Постучите в кулачки.

- Разомните каждый пальчик.

Б. Списывание с печатного текста.

- В лесу Незнайка кроме елей, встретил и другие деревья. Соберите название деревьев из слогов.

О РЕ НА

БЕ БИ ЗА

РЯ СИ НА

- Запишите эти слова. ( Самостоятельная работа )

В. Составление предложения.

- Ребята, какие слова вы записали? (Береза, осина, рябина).

- Веточки деревьев поднялись вверх и рассыпали карточки со словами. Они дали Незнайке задание: составить предложение из этих слов, расставив карточки по порядку.

Ёлочка

лесу

растет

в

«Ёлочка растет в лесу».

( Дети составляют предложение, читают его и записывают с проговариванием).

- А как по-другому можно построить предложение?

( Растет в лесу ёлочка. В лесу растет ёлочка. Ёлочка в лесу растет. Растет ёлочка в лесу. )

- А какую новогоднюю песенку про ёлочку вы знаете?

- А вы знаете, кто для вас написал эту песню?

Когда-то очень давно Р.А. Кудашева написала это стихотворение для детей. Из этого стихотворения взяли отдельные куплеты и получилась песенка про ёлочку. Давайте ее споем.

(Дети под фонограмму исполняют песню).


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия - 3 мин.

Учитель: Как вы думаете, ребята, помогли ли вы Незнайке справиться с заданиями?

- Благодаря вам он вовремя добрался до своих друзей. Ему очень понравилось у вас на уроке. О чем он расскажет им? Подумайте и скажите, что ему могло понравиться больше всего?

- А чтобы у него вызвало при письме затруднение, если бы он писал вместе с вами?

- Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.

© 2010-2022