Интегрированный урок: чтение, музыка, ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок чтения, музыки, ИЗО

Интегрированный урок чтения, музыки, ИЗО с использование средств ИКТ.
Класс: 3.
Программа: «Школа России».
Учебник: «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Тема урока: «Познакомьтесь: Михаил Юрьевич Лермонтов»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова .
Задачи:
1. Предметные

-дать первоначальные сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;
-познакомить со стихотворениями автора;
-учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью;
-формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;

- показать взаимосвязь литературы и искусства

2. Метапредметные
-способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы;
-расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, прививать интерес к литературе;
-развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме, сравнивать произведения живописи , музыки и литературы.

3. Личностные
-воспитывать культуру чтения, слушания, речи, общения друг с другом, с книгой;
-чить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: электронная презентация Power Point, толковый словарь Даля, карточки для словарной работы, свеча, папки по музыке, наборы цветной бумаги, музыкальное сопровождение: романсы А. Варламова «Горные вершины», «На севере диком» А. С. Даргомыжского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель начальных классов:

- Мы рады приветствовать всех на уроке литературного чтения и искусства. Сегодня у нас необычный урок, мы будем работать вместе с учителем музыки и ИЗО

-Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, карточки, набор цветной бумаги, папки по музыке и листочки для рефлексии.

- Ребята, возьмите листок настроения и поставьте цифру у той картинки, которая соответствует вашему настроению сегодня на уроке.
2. Сообщение темы урока:
Играет музыка, на экране появляется портрет Лермонтова
Слайд 1
(Учитель читает стихотворение)
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,

- Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек загадка!

- На протяжении многих уроков мы знакомились с творчеством великих русских поэтов и писателей.

-А теперь посмотрите на слайд, может кто-нибудь знает фамилию этого известного человека? Правильно. Это Михаил Юрьевич Лермонтов.

В каждой стране, у каждого народа есть свои самые любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью, а книги, написанные ими, - лучшие друзья человека. К таким писателям принадлежит и Михаил Юрьеви Лермонтов, портрет которого вы видите сейчас на экране.

-Ребята, скажите какова тема сегодняшнего урока.

Слайд 2. (тема)

- Определите цель урока. (познакомиться с творчеством Лермонтова)

Слайд 3.(цель)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (выразительно читать, знакомится с биографией поэта, находить средства выразительности)

- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (чтобы уметь правильно и красиво говорить)

Молодцы,на уроке мы прикоснёмся к творчеству великого русского поэта, встретимся с его замечательными стихами.


- Давайте заглянем в прошлое и поговорим о биографии поэта.

- Дома вы самостоятельно исследовали жизнь поэта, читали статьи и материал учебника.

- На партах у вас лежат листочки с вопросами. Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа должна рассказать об одном эпизоде из биографии Лермонтова.

1 группа - детство

2 группа - поэт и бабушка

3 группа - обучение Лермонтова

4 группа - Кавказ

5 группа - итог жизни поэта

На подготовку вам даётся 2 минуты.

Слайд 4. (детство)

-Итак, посмотрите на слайд. К вопросу какой группы подходит этот слайд? (1 группа)

Слайд 5.( с бабушкой)

- Следующий слайд и ответ 2 группы

Слайд 6 (обученеие)

-Слайд и 3 группа

Слайд 7 (Кавказ)

-Слайд и ответ 4 группы

Слайд 8 (итог жизни)

-Слайд и ответ 5 группы
Вывод
Лермонтову было двадцать лет, когда он окончил военную школу. Ему предстояла жизнь блестящего гвардейского офицера. Это был сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий.
- Ребята, как вы понимаете слово «одинокий» и «одиночество»?
- Пока вы думаете, Никита и Оля найдут определения в словаре, (уточнить, на какую букву начинаются слова «одинокий», «одиночество», заслушать ответы).

- Итак, как вы понимаете слово «одиночество»?

(выслушать ответы, что такое одиночество).
- Скажите, может ли быть одиноким великий человек? (ответы учеников)

Сегодня мы должны ответить на этот вопрос, а помогут нам в этом его стихи.
А сейчас мы будем работать с учебником
- Откройте учебник на с.144 найдите стихотворение «Горные вершины» это стихотворение написал немецкий поэт ГЁТЕ, а М.Ю. Лермонтов его перевёл.

Самостоятельно прочтите первое стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении?

(«Горные вершины» - первичное жужжащее чтение).

- Каковы ваши впечатления от прочитанного?

-Какое настроение возникает при чиении стихотворения? (мне стало хорошо, спокойно)

- Ребята, что необходимо, чтобы вы прочитали стихотворение ещё выразительнее? (представить картины)

-Что представили?

- Если это стихотворение, что здесь должно быть? (рифма, ритм)

- Найдите рифмующие слова.

-Итак, какой темп мы выберем при чтении? (медленный) Почему?

- Прочитайте. (1 ученик)

-Какие приёмы и средства выразительности используют поэты в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворение)

-Найдите олицетворение (спят вершины)

- Кто может найти эпитеты?

-Для чего их использует поэт?


Учитель музыки и ИЗО:

-Различные настроения, чувства можно передать не только с помощью поэзии, но и другими средствами. Как вы думаете, как?....( Подсказка у вас на столах - при помощи цвета)

-Представьте, что вы - художники, вам нужно нарисовать картину к стихотворению «Горные вершины».Что вы нарисуете? (горы)

-А какими цветами вы раскрасите картину?(дети поднимают руки)

Я вижу, что вы готовы её раскрасить!

-На каждой парте лежат листы цветной бумаги. Выберите цвета для своей картины. (работа в парах)

-Давайте проверим, какими цветами вы раскрасите картину (Взаимоконтроль - вызвать к доске детей )

-Ребята, вы согласны с предложенными цветами? Как одним словом мы назовём эти цвета? (тёмные, тусклые)

-Почему вы выбрали эти цвета? Какие слова в стихотворении вам помогли подобрать цвета? (во тьме ночной) -Лермонтовские стихи - готовая картина, её хочется нарисовать. Вглядитесь в эти картины.

Слайд 9 ( с картинами)
Их нарисовал Михаил Юрьевич. Одновременно с сочинением стихотворения он создавал и картины. До наших дней дошли картины Лермонтова. Это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков.

-Итак, в роли художника вы побывали. А теперь представьте, что вы композиторы. Какую музыку по характеру, настроению вы бы сочинили к этому стихотворению? Воспользуйтесь словарем эмоций (папка)

-А какие средства выразительности вы бы использовали?(папка)

- Стихи М. Ю. Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами . Кто знает, что такое романс? Найдите значение этого слова в музыкальном словаре. (папка).

-На стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» композитор Александр Варламов написал романс «Горные вершины». Давайте его послушаем.

Слушание романса

-Правильно ли мы определили средства выразительности ?

Учитель начальных классов:

- А теперь давайте ещё раз прочитаем стихотворение с той интонацией, которую мы все вместе определили.

ФИЗМИНУТКА

Работа над 2-ым стихотворением
- Перейдем ко второму стихотворению «На севере диком…»

- Послушаем звукозапись и постараемся представить картину, описанную автором

- Какое настроение поэта вы почувствовали? (грустное, печальное, лирическое)

-Какие чувства у вас возникли? (чувство грусти, печаль, одиночество, жалость)

Лирические стихи отражают не события, а душевные переживания поэта, его настроение.
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения?
-Может быть, вас что-то заставит задуматься, что-то удивит или заставит переживать.

-А сейчас постарайтесь прочитать так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.

(каждый читает стих-е)

-Что представилось вам в первых двух строках и какие строчки вам помогли представить картину? (в холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле неё ничего нет, север дикий одиноко)

-Что дальше говорит автор о сосне? (сосна дремлет, качаясь, а снег на ней как богатая одежда)

- Что происходит с сосной? (ей снится сон, что она далеко, в пустыне долёкой)

-Как вы думаете, может ли сосне снится сон? (нет, сны снятся людям)

-Как называется такой приём в стихотворении, когда неживые существа наделены качествами живых (олицетворение)

-Как автор называет пустыню? (в том крае, где солнца восход)

- О чём говориться в последних строчках? (что пальма в пустыне тоже одна и ей грустно)

Словарная работа

-Найдите непонятные слова

Уточните значение этих слов в учебнике.

Слайд 10 (риза, утёс)

РИЗА- верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.

Утёс - высокая скала

-Как вы считаете, скакой целью автор написал это стихотворение? (чтобы передать свою печаль, одиночество, грусть, мечту о родной душе).

Учитель музыки и ИЗО:

- Рассмотрите репродукцию с картины Ивана Шишкина на с.145. Почему же так совпало - стихотворение Лермонтова и картина Шишкина? Дело в том, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова в петербургском издательстве готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта. Для создания иллюстраций издатель пригласил несколько художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.

И. И. Шишкин оформлял стихотворение «На севере диком…» . Эта работа настолько заинтересовала художника, что он решил создать картину, где была бы изображена одинокая зимняя сосна. Картина так и называется « На севере диком…»
-Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Одиночество)
-Да, картина передаёт те же чувства, что и в стихотворении, но только другими средствами - средствами живописи.

-Какие средства использовал художник? Найдите в папке.( работа в парах)
А теперь представьте - на скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить, обломать, согнуть.
С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег прогибает нижние ветки почти до земли.
А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой.
-Как вы думаете , можно ли сочинить романс?

-Проникновенность и лиризм стихотворения привели к тому, что вдохновили на создание музыки к нему более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков,С. В. Рахманинов и мн.др.

Давайте послушаем романс «На севере диком» композитора Александра Сергеевича Даргомыжского и мысленно пропоём его.

Слайд 11(картина Шишкина)

Слушание романса.

- Совпадает ли романс и картина по настроению с этим стихотворением? Какое настроение было у вас, когда вы читали? Чувствовали вы, что сосна одинока? А совпадают ли по настроению, стихи, картины и романсы (Да )

- Какое у этих произведений настроение .

Учитель начальных классов:

Отметьте на листочке настроений цифрой 2
-Какая основная мысль этихпроизведений? Одиночество
Итог урока.
Сегодня мы говорили о жизни русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Каким же был великий поэт? Как вы поняли из произведений, поэт был одинок.)

-С кем сравнивал себя поэт? (с утесом, сосной).
-Почему он был одинок?
-Человек чувствует себя одиноким, когда близкие уезжают, покидают нас, умирают. Одиночество - самое большое несчастье, но его можно и нужно преодолевать.

-Давайте прочитаем стихотворение с интонацией одиночества.

Чтение стихотворение

Итог урока.

Слайд 12 (книга)

-Произведения Лермонтова читали наши деды и прадеды, читаем их и мы. Каждое новое поколение читает их по-новому, но всех одинаково волнуют и судьба Лермонтова и его стихи, всегда прекрасны, всегда проникнуты непримиримой ненавистью к насилию, страстной любовью к родине, к родному народу. - А теперь поделитесь своим впечатлением от урока. Слайд 13 (рефлексия) Рефлексия - С каким настроением вы уйдете с урока? Отметьте своё настроение на листочке цифрой 3 (Эмоциональная рефлексия) - Захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями Лермонтова? Слайд 14 (Д\З) Домашнее задание
Я, надеюсь, вам понравились романсы и стихи поэта. Домашнее задание будет на выбор. -выучить любое стихотворение наизусть - чтение других стихов Лермонтова - нарисовать рисунок.
После урока может быть, вы захотите ещё раз послушать романсы или у вас появится вдохновение на сочинение собственных стихов.
Заключение. - Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди. Через всю жизнь пронесете вы в душе и памяти стихи и образ этого человека. - Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. - Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.

Слайд 15(спасибо)
-Спасибо за урок.

6



© 2010-2022