Рабочая программа по математике (Моро) - 4 класс по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Городецкая средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Городецкая СОШ

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Городецкая СОШ

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике в 4 классе

на 2015-2016 учебный год

Шупиковой Валентины Михайловны

учителя начальных классов высшей категории





д. Городцы,

2015 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по математике разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО», Основной образовательной программы МБОУ Городецкая СОШ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе УМК «Школа России». Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика учебного предмета Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение иделение).На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение математики в 4 классе отводится всего 136 ч, по 1 часу в неделю (34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально - волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда. Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России», так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности учебного предмета математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов, и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

понимание значения математических знаний в собственной жизни;

понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

начального представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;

осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях - самостоятельно;

выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные

Обучающийся научится:

устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

стремление полнее использовать свои творческие возможности;

общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Обучающийся получит возможность научиться:

умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся научится:

образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;

сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.

Обучающийся получит возможность научиться:

классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 5 действий (со скобками и без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Обучающийся научится:

анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

составлять план решения задачи в 2 - 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Обучающийся получит возможность научиться:

сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Обучающийся научится:

обозначать геометрические фигуры буквами;

различать круг и окружность;

чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Обучающийся получит возможность научиться:

различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся научится:

измерять длину отрезка;

вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Обучающийся научится:

анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

читать несложные готовые таблицы;

понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Содержание учебного курса

Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

  • Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а - b, a b, c : d (d 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.)

Содержание 4 класс

Числа от 1 до 1000. Повторение (13ч) Нумерация - 1ч. Четыре арифметических действия - 10ч. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм - 1ч. Повторение пройденного и проверка знаний - 2ч.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11ч)

Новая счётная единица - тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов. - 10ч.

Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» - 2ч.

Величины (12ч)

Единица длины километр. Таблица единиц длины - 2ч.

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки - 3ч.

Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы - 1ч.

Время. Единицы времени: секунда, век.

Таблица единиц времени - 2ч.

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события - 1ч

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» - 2ч.

Сложение и вычитание (11ч)

Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел - 3ч.

Сложение и вычитание значений величин - 2ч.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме - 2ч.

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности - 1ч.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» - 2ч.

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов - 2ч.

Умножение и деление (74ч)

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное - 11ч.

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями (3ч)

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное (3ч)

Решение текстовых задач (2ч)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2ч)

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1ч)

Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние - 4ч.

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние (4ч)

Умножение числа на произведение - 12ч.

Умножение числа на произведение. Устные приёмы умножения вида 18 ∙ 20, 25 ∙ 12. Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями (7ч)

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи, задачи-расчёты, математические игры (2ч)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2ч)

Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» (1ч)

Деление числа на произведение - 11ч.

Устные приёмы деления для случаев вида 600 : 20, 5600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (6ч)

Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях (3ч)

Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1ч)

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1ч)

Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число - 16ч.

Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число (11ч)

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям (3ч)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1ч)

Контроль и учёт знаний (1ч)

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число - 23ч.

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число (11ч)

Проверка умножения делением и деления умножением (5ч)

Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида: вершины, грани, рёбра куба (пирамиды). Развёртка куба. Развёртка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды (4ч)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (3ч)

Итоговое повторение. Контроль и учёт знаний - 12ч.

Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание. Арифметические действия: умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Итоговый контроль.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

(4 час в неделю-136 часов в год)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Повторение (13 ч)

Нумерация (1 ч) Четыре

арифметических действия (9 ч)

Столбчатые диаграммы (1 ч)

Знакомство со столбчатыми

диаграммами. Чтение и составление

столбчатых диаграмм.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч)

Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно?

Неверно?» (1 ч)

Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре.

Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

Числа, которые больше 1 000 Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица - тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 000 раз.

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов (9 ч)


Наш проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 ч).

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона,

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена

числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать

пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.

Собирать информацию о своем городе (селе) и на этой

основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Величины (15 ч)

Единица длины - километр. Таблица единиц длины (2 ч)

Единицы площади - квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью

палетки(3 ч)

Масса. Единицы массы - центнер, тонна. Таблица единиц массы (2 ч)

Повторение пройденного/ «Что узнали. Чему научились»/ (3 ч)

Время. Единицы времени - секунда, век. Таблица единиц времени (4 ч)

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события (1 ч)

Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные - в более мелкие).

Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие.

Приводить примеры и описывать

ситуации,

требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

Сложение и вычитание (11 ч)

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел (11 ч)

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел (3 ч)

Сложение и вычитание значений величин (2 ч)

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме (2 ч)

Задания творческого и поискового характера / «Странички для любознательных»/ (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (2 ч)

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов (1 ч)

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Умножение и деление (74 ч)

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное (11 ч)

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями (3 ч)

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное (3 ч)

Решение текстовых задач (2 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (2 ч)

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)/. Анализ результатов (1 ч)

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Зависимости между величинами: скорость, время,

расстояние (4 ч)

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Решение задач с величинами: скорость, время,

расстояние (4 ч)


Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.


Умножение числа на произведение (13 ч)

Умножение числа на произведение. Устные приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями (9 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (2 ч)

Взаимная проверка знаний /«Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»/. Работа в паре по тесту «Верно?

Неверно?» (2 ч)

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Решать логические задачи, задачи- расчеты, составлять план успешного ведения математической игры.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Деление числа на произведение (13 ч)

Устные приемы деления для случаев вида 600 : 20 ,

5 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

(6 ч).

Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях (3 ч)

Наш проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий (2ч).

Повторение пройденного / «Что узнали. Чему научились»/ (1 ч)

Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов (1 ч)


Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

Составлять план решения. Обнаруживать допущенные

ошибки.

Собирать и систематизировать

информацию по разделам.

Отбирать, составлять и решать

математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать

результаты работы.

Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число (13 ч)

Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число (10ч)

Решение задач на нахождение неизвестного по двум

разностям (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (1 ч)

Контроль и учет знаний (1 ч)

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число (20 ч)

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число (10 ч)

Проверка умножения делением и деления умножением (4 ч)

Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.

Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды (1 ч)

Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (5 ч)

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления

многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.

Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.

Моделировать разнообразные ситуации

расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.


Итоговое повторение (10 ч) Контроль и учет знаний (2 ч)


Оценивать результаты усвоения учебного материала за 4 класс, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях


Календарно тематическое планирование

136 ч (1ч в неделю)

п\п

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Раздел «Числа от 1 до 1000». Повторение - 13 час.

1.

Нумерация. Счёт предметов. Разряды. С.3-5.



2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий. С.6-7



3.

Нахождение суммы нескольких слагаемых. С.8.



4.

Приёмы письменного вычитания трёхзначных чисел. С.9.



5.

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. С.10.



6.

Умножение на 0 и на 1.С.11.



7.

Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные. С.12.



8.

Приём письменного деления на однозначное число. С.13.



9.

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число. С.14.



10.

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. С.15.



11.

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. С.16-17.



12.

Закрепление пройденного материала. Тест.



13.

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000»



Раздел «Числа, которые больше 1000». Нумерация - 11 час.

14.

Анализ контрольной работы. Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. С.21-23.



15.

Письменная нумерация. Чтение многозначных чисел. С.24.



16.

Письменная нумерация Запись многозначных чисел. С.25.



17.

Натуральная последовательность трехзначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. С.26.



18.

Сравнение многозначных чисел. С. 27.



19.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. С.28.



20.

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. С.29.



21.

Класс миллионов и класс миллиардов. С.30.



22.

Повторение изученного материала. Контрольный математический диктант.



23.

Контрольная работа по теме «Нумерация».



24.

Работа над ошибками. Запуск проекта: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» с.32-33



Величины-15 час

25.

Единица длины - километр. Таблица единиц длины. С.36-38



26.

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. С.39-40



27.

Таблица единиц площади. С.41-42



28.

Определение площади фигуры с помощью палетки. С.43-44



29.

Единицы массы: центнер, тонна. С.45.



30

Таблица единиц массы. С.46.



31.

Итоговая контрольная работа за 1 четверть



32.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного материала «Что узнали. Чему научились». С.53-57.Тест.



33.

Единицы времени: год, месяц, неделя. С.47.



34.

Единица времени - сутки. С.48.



35.

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. С.49



36.

Единица времени - секунда. С.50



37.

Единица времени - век. С.51



38.

Таблица единиц времени. С.52.

Проверочная работа по теме «Величины».



39.

Защита проекта: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». Тест.



Сложение и вычитание - 11 час

40.

Устные и письменные приёмы вычислений. С.60



41.

Приём письменного вычитания для случаев вида 8000 - 548, 62003 - 18032. С.61



42.

Нахождение неизвестного слагаемого. С.62



43.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. С.63



44.

Нахождение нескольких долей целого. С.64-65



45.

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. С.66



46.

Сложение и вычитание значений величин с.67



47.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. С.68



48.

Повторение изученного материала. «Что узнали. Чему научились». С.69-75. Проверочная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание». С.68



49.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»



50

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Закрепление изученного материала. С.69-75. Тест.



Умножение и деление-74 ч

51.

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. С.76



52.

Письменное умножение многозначного числа на однозначное. С.77



53.

Умножение на 0 и 1. С.78



54.

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. С.79. Математический диктант.



55.

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. С.80.



56.

Деление многозначного числа на однозначное. С.81.



57.

Письменное деление многозначного числа на однозначное. С.82.



58.

Письменное деление многозначного числа на однозначное. С.83.



59.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. С. 84.



60.

Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули. С.85.



61.

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.



62.

Работа над ошибками. Решение задач на пропорциональное деление. С.86.



63.

Письменное деление многозначного числа на однозначное. С.87.



64.

Решение задач на пропорциональное деление. С.88.



65.

Деление многозначного числа на однозначное. С. 89.



66.

Деление многозначного числа на однозначное. С. 90. Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».



67.

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». С.91-97. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».



68.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»



69.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач. С.4



70.

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. С.5



71.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. С.6



72.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. С.7



73.

Решение задач на движение. С.8

Проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние»



74.

Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. С.12.



75.

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. С.14.



76.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. С.15.



77.

Решение задач на одновременное встречное движение . С.16.



78.

Перестановка и группировка множителей. С.17



79.

Повторение изученного материала. «Что узнали. Чему научились». С. 20-23. Проверочная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».



80.

Деление числа на произведение. С.25.



81.

Деление числа на произведение. С.26.



82.

Деление с остатком на 10, 100, 1 000. С.27.



83.

Составление и решение задач, обратных данной. С.28



84.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. С.29



85.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. С.30.



86.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. С.31.



87.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. С.32.



88.

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. С.33.



89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. С.34. Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».



90.

Повторение изученного материала. «Что узнали. Чему научились». С.35-37. Контрольный математический диктант.



91.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».



92.

Работа над ошибками. Запуск проекта: «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий». С.40-41.



93.

Умножение числа на сумму. С.42.



94.

Прием устного умножения на двузначное число. С.43.



95.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное. С.44.



96.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное. С.45.



97.

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. С.46



98.

Решение текстовых задач. С.47



99.

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.



100

Работа над ошибками. Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. С.48.



101

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное, в записи которых есть нули. С.49



102

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное в случаях, когда в записи первого множителя есть нули. С.50.



103

Письменное умножение на двузначные и трехзначные числа. С.51.



104

Повторение и закрепление пройденного материала. «Что узнали. Чему научились». С. 54-56. Защита проекта: «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий».



105

Письменное деление многозначного числа на двузначное. С.57.



106

Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком. С.58.



107

Прием письменного деления многозначного числа на двузначное. С.59.



108

Прием письменного деления многозначного числа на двузначное по алгоритму. С.60.



109

Прием письменного деления на двузначное число. Изменение пробной цифры. С.61.



110

Прием письменного деления многозначного числа на двузначное. С.62.



111

Решение задач. Закрепление изученного материала. С. 63.



112

Письменное деление на двузначное число (закрепление). С. 64.



113

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. С. 65.



114

Письменное деление на двузначное число (закрепление). С.66. Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число».



115

Повторение и закрепление пройденного материала. «Что узнали. Чему научились». С.67, 70-71.



116

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»



117

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. С.72



118

Прием письменного деления многозначного числа на трёхзначное. С.73.



119

Деление на трёхзначное число. С.74



120

Проверка умножения делением и деления умножением. С.75



121

Проверка деления с остатком. С.76



122

Проверка деления. С.77



123

Повторение пройденного материала: «Что узнали. Чему научились». С.82-85. Контрольный математический диктант.



124

Итоговая контрольная работа за учебный год.



Итоговое повторение -12 ч

125

Работа над ошибками. Повторение изученного . С. 86-113.



126

Комплексная контрольная работа.



127

Нумерация. Выражения и уравнения. С.86-89.



128

Арифметические действия. С.90-91.



129

Умножение и деление. С.92-93.



130

Порядок выполнения действий. С.94.



131

Величины. С.95.



132

Геометрические фигуры. С.96



133

Решение задач. С.97.



134

Решение задач. С.100-103.



135

Проверим себя и оценим свои достижения. С.114-115.



136

Решение задач. С.104-113.




Описание материально технического обеспечения образовательного процесса


Книгопечатная продукция


Анащенкова С.В. и др. Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение 2011

Учебники 1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., Математика: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. 4 класс в 2 ч., ч.1. - М.: «Просвещение», 2014 2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., Математика: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. 4 класс в 2 ч., ч.2. - М.: «Просвещение», 2014

Рабочие тетради 1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь 4 класс в 2 ч., ч.1. - М.: «Просвещение», 2014 2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь 4 класс в 2 ч., ч.2. - М.: «Просвещение», 2014

Методические пособия для учителя


  1. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике к УМК Моро М.И. и др. (Школа России) М.: Просвещение). 4 класс. М.: ВАКО, 2014

  2. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 4 класс. М.: ВАКО, 2014

  3. Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. М.: ВАКО, 2014

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM)


Технические средства


1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Проектор.

6. Экран.

Демонстрационные пособия

1. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки).

2. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра).

3. Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.

4. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.



© 2010-2022