Применение приемов критического мышления на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение приемов критического мышления на уроках в начальной школе.


Качество знаний учащихся непосредственно зависит от того, насколько подготовлен сам учитель и насколько он владеет приемами обучения.

А.Байтурсынов
В мире всё больше распространяются демократические процессы, поэтому становится очевидным тот факт, что молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативные мнения и принимать правильные решения. Поэтому время требует от учителей качественного изменения мотивации учащихся к обучению, способствующей превращению интереса в достаточно устойчивое личностное образование. Не всегда учителей и учеников удовлетворяет традиционный подход к обучению, когда педагог, пропуская содержание урока через себя, невольно навязывает учащимся те или иные умения и навыки. Хорошее усвоение нового материала на уроке - это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике. Но как научить детей младшего школьного возраста мыслить более продуктивно? Какие при этом использовать методы и приемы, которые помогли бы усовершенствовать мыслительные способности учащихся? Мы все знаем, что мышление можно развивать, значит, развивать умение думать. Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям. Необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнения, умение его отстоять и аргументировать дает технология «Критическое мышление через чтение и письмо», авторами которой является Дженни Стал, Куртис Мередит, Чарльз Темпл. Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить». Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. Качество усвоения учебного материала, прежде всего, зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Любое новшество встречается всегда осторожно, при этом ему сопутствует одобрение или сопротивление. Как для каждого учителя начальных классов, так и для меня больным является вопрос: «Как сделать свои уроки более увлекательными?» Лишь познакомившись с технологией критического мышления, я пришла к выводу, что её использование позволяет сделать урок более оживленным, увлекательным. Повышаются у детей активность, внимание, восприятие. Эта технология не дает забывать о том, что направлена на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы, которые дадут одинаковый результат. Будет ли это объяснение или рассказ, усвоение материала по учебнику или самостоятельная практическая работа - все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Своеобразна структура урока по критическому мышлению. Чтобы пробудить интерес, необходимо заинтересовать учащихся. Отсюда первая стадия урока - вызов, побуждение, актуализация. Создание интереса - побуждение к активной деятельности. Актуализация - это воссоздание всего, что учащийся знает по данной теме. Ученик сам определяет уровень своих знаний. Вторая стадия - реализация, осмысление полученных знаний, выработка умений применять полученные знания. Это основная часть урока, так как нужно всегда помнить учителю о том, что главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом. И третья стадия - рефлексия, самооценка, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям. Критическое мышление помогает учащимся добывать на уроках новые знания, пропуская их через собственный опыт под неназойливым руководством учителя, у которого появляется возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать возможность выразить себя. Наиболее эффективными, на мой взгляд, после проведения ряда уроков в своем классе, являются такие стратегии «Критического мышления» как кластер, синквейн, диагностика знаний с применением методов ЗХУ (знаю-хочу знать - узнал), инсерт. Опыт коллективной работы необходим в дальнейшем для формирования у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности. Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, стать его союзником и соратником. Только в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывая при этом мнение других. Уроки, проведенные в рамках технологии критического мышления, помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активней. И в конечном результате, успешной. Во время практики в школе во 2 классе я применяла разные методы и приемы критического мышления. Эту технологию можно применять на разных уроках. Я остановилась на уроках познания мира и самопознания. Почему? Потому что прошел только месяц с начала учебного года, дети еще полностью не адаптировались. И остановиться на более серьезных предметах просто невозможно. На уроках познания мира, которые предполагают деятельностный, исследовательский, личностно-ориетированный подход к изучению окружающего мира, ученик станет исследователем, добытчиком, мыслителем. Роль моя, как учителя, организовать, направить, научить добывать знания при работе с информацией. Поэтому я применяла мозговой штурм. Этот прием позволяет активизировать школьников, помогает разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Ребенок может говорить, не заключая себя в рамки правильного или неправильного ответа. Здесь принимаются любые мнения, готовые помочь найти выход из затруднения. Заслушав вопрос и задумавшись над ним, дети стали высказывать свои мнения. Ответы были разными. И для того, чтобы найти более подходящий ответ, мною было предложено задание на составление синквейна на тему «Вода». Составление синквейна учит школьников резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать в конце учебной деятельности. Работа была проведена в парах, в результате составлены хорошие синквейны. У учащихся первоначально сформировалась структура его составления, что способствует заинтересованной и продуктивной работе, повышается интерес, вовлеченность учащихся в учебный процесс. Применяемые фразы и ассоциации соответствуют возрастным особенностям учащихся, а так же уровню владения словарным запасом. Его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю - хочу знать - узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно. Применялся элемент критического мышления кластер. Кластер - графическое изображение, составленное в результате групповой работы. Эта работа позволяет каждому ребенку свободно и открыто осмыслить проблематику урока, стимулирует мыслительную деятельность. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определенном порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить его в виде растения, домика, животного. При анализе применения кластера был сделан вывод: данный элемент критического мышления понят учащимися, он стимулирует творческие способности, активизирует развитие диалога в группе. Инсерт - в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. «Галочкой» отмечается то, что уже известно учащимся, знаком «минус» - то, что противоречит их представлению, знаком «плюс» помечается то, что является интересным и неожиданным. Работая с детьми младшего школьного возраста, на уроках познания мира, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление- значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию критического мышления. Важно в ней выделение трех обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Уроки познания мира я стала строить по схеме «вызов- осмысление содержания - рефлексия». Мотивационная стадия вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция - выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использовала приемы: 1 рассказ-предположение по ключевым словам; 2 верные и неверные утверждения. По теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения: 1 воздух имеет определенную форму; 2 воздух невозможно сжать; 3 в воздухе возможно услышать какие-либо звуки; 4 воздух не имеет массу; 5 воздух не может сохранять тепло Учащиеся вспоминают все, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребенок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем по паре, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ их выслушает, не будет над ним смеяться, при необходимости поможет или объяснит. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в своих силах, в то, что они тоже что-то знают и умеют. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития. Обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы. При делении класса на группы давать группам задания, дифференцированные по трудности и по объему учебного материала. Постановка моей цели на уроках, проведенных во время школьной практики: Учить критически мыслить, Активизировать ранее полученные знания; Анализировать собственную деятельность и деятельность учащихся Создать условия для развития способности учащихся выделять главное из материала. Работая с учащимися 2 класса, я поняла, что вначале, когда я стала применять элементы новой технологии, у учащихся складывалось ощущение непонимания того, чего от них хотят. Но с каждым уроком постепенно, в течение следующих уроков, понимание стало проявляться. Учащиеся, пусть вначале еще робко, но стали принимать решения. Естественно, стало меняться мышление. Оно проявлялось творчески и рефлексивно. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, то есть речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН всегда будут актуальны для начальной школы, так как они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания. И, следовательно, будет гибче мышление ребенка. Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий и методов. Применяя на своих уроках новые формы, методы, технологии, мы даем возможность ученику мыслить, а не просто сидеть на уроке, предлагать свое мнение, пусть оно и неверное, обсуждать разные варианты решения, взаимообучать детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Такого рода работа обязательно даст положительные результаты.

Оксана Шадрина

Учитель начальных классов


© 2010-2022