Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Избердеевская начальная школа-детский сад»


Рассмотрена и рекомендована Утверждаю к утверждению Директор МБОУ «Избердеевская педагогическим советом НШДС» протокол № ____от _____2014 г. ____________Е.Н. Припадчева

Приказ № _____ от ________2014 г.



филиал МБОУ «Избердеевская НШДС» в с.Петровское



Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса





Разработчик :

учитель начальных классов

Куприкова Елена Вячеславовна







с.Петровское

2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса филиала МБОУ «Избердеевская начальная школа-детский сад» в с.Петровское.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, Программы авторов Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство».

Концепция программы предполагает использование принципиально новых дидактических основ организации образовательного процесса деятельностного типа.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цели обучения:

В результате изучения курса изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств:

изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами

художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 3 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России - Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Формы и способы контроля образовательных результатов

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у детей интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

  1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чѐм особенности их собственных работ.

  2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

  3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объѐм заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий определялся, исходя из уровня знаний и возможностей учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Общая характеристика курса

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности».

Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего - 135 ч.

На изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 ч).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий

и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  1. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные:

3.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен: знать/понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

  • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

  • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

  • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

  • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

  • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины

(лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора); уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

  • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением; • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

  • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике

аппликации из бумаги, ткани;

  • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

  • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

  • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

  • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

  • воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.









Содержание учебного курса

Ведущая тема года:

ЗЕМЛЯ ДЛЯ ВСЕХ ОДНА, А ИСКУССТВО - ТАКОЕ РАЗНОЕ

Основы художественного изображения

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.

Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:

с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге; с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);

по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие; по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.

Опыт художественно-творческой деятельности:

изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»); изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению

(«Каждая изба удивительных вещей полна»); изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки зимы; составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды. Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов

(геометрический, растительный и зооморфный). Опыт художественно-творческой деятельности:

ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках

регионального своеобразия памятников архитектуры; ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева - токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда; ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием

(имитация) на уроках труда и росписью;

ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»); ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами

(лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);

продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;

знакомство с особенностями театрального исторического костюма - княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);

ознакомление с искусством павловских шалей. Плат - головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы - «огурец», «перец»,

«опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка; ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические - квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья - квадрат - символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная - со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная - с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.



Учебно-тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Земля одна, а цветы на ней разные (8 часов)

1. Цветовые нюансы и контрасты. Земля одна , а цветы на ней Находить в окружающей действительности

Рисование с натуры осенних разные. изображения, сделанные художниками.

цветов (акварель, гуашь) Рассуждать о содержании рисунков, сделанных

детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2. Русские лаки. Повтор мотивов традиционных узоров: веточка с листьями и цветок лилии (гуашь).

В жостовском подносе - все цветы России. Русские лаки

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3. Роспись подноса цветочным О чем может рассказать русский Использовать пятно как основу изобразительного узором (гуашь). поднос. образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору - находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

4. Натюрморт. Цвет и форма.

Рисование с натуры натюрморта

«Славный урожай» (гуашь,

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт «Славный урожай».

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.


акварель, цветные карандаши).


Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

5. Орнамент и форма. Эскиз украшения воздушного змея (материалы по выбору).

Лети, лети, бумажный змей! Орнаменты народов мира.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

6. Лоскутная мозаика. Эскиз Чуден свет. Мудры люди. Дивны Соотносить цвет с вызываемыми им предметными орнамента для лоскутного коврика их дела. ассоциациями (что бывает красным, желтым и (акварель, гуашь, фломастеры). т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

7. Пейзаж. Пространство и цвет.

Композиция «Родные просторы»

(акварель, гуашь)

Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет.

Понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

8. Растяжение цвета в гжельском мазке. Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики

Родные края в росписи гжельской майолики.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.


Что ни город, то норов (8 часов)

1. Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья: полотенца, причелины; знаки солнца, воды, земли (карандаш, перо)

Двор что город, изба что терем.

Изба, что терем.

В мире народного творчества.

Наблюдать и эстетически оценивать узоры образцов деревянного зодчества.

Создавать свои узоры для расписных полотенец.

2 .Деревянное зодчество России. То ли терем, то ли царев дворец. Находить примеры декоративных украшений в

Изображение терема для окружающей действительности .

сказочных героев (материалы по Наблюдать и эстетически оценивать украшения в выбору) природе.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

3. Живая природа: форма и цвет. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

4. Натюрморт из предметов крестьянского быта. Свет и тень (акварель)

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт.

Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д.

5. Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений

(перо, тушь, белая гуашь)

Русская зима. Пейзаж в графике.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.)

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

6. Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору)

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира.

Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

7. Карнавальное шествие (материалы по выбору).

Зима - за морозы, а мы - за праздники. Карнавальные фантазии.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки,



карнавальные головные уборы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

8. Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материалы по выбору)

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.

В каждом посаде в своем наряде (10 ч.)

1.Орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм (фломастеры, цветные карандаши)

В каждом посаде в своем наряде. Узоры-обереги в русском народном костюме.

Рассматривать и сравнивать, знать различные виды костюмов предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений



2. Сценический костюм героя. Эскиз исторического или театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры)

Жизнь костюма в театре.

Сценический костюм героя.

о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

3. Исторические памятники архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь)

Россия державная. В мире народного зодчества. Памятники архитектуры.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей они состоят

4. Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость» (материалы и техника по выбору)

Город чудный. Памятники архитектуры.

Наблюдать постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции.

Анализировать формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая




работа или индивидуальные работы).

5. Сюжетная композиция на заданную тему (материалы и техника по выбору)

Защитники земли Русской.

Создавать сюжетную композицию, уметь выбирать материалы для работы.

6. Женский портрет (материалы и техника по выбору)

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

Рисовать женский портрет, уметь передавать характер и настроение героя.

7. Сюжетно-декоративная Широкая Масленица. Сюжетно-Рассматривать и сравнивать реальные здания композиция (материалы и техника декоративная композиция. разных форм.

по выбору). Придумывать и изображать фантазийные дома (в

виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми

мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

8. Деревянная игрушка. Зарисовки народных деревянных игрушек (материалы и техника по выбору)

Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовка игрушек.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

9-10. Декоративно-сюжетная композиция: иллюстрация к сказке.

Герои сказки глазами художника.

Декоративно-сюжетная композиция.

Передавать в рисунке характер героев, использовать различные цветовые гаммы для раскрашивания рисунка.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине (7 ч.)

1. Морской пейзаж. Рисование по наблюдению, по памяти картины весенней навигации (акварель, карандаш, фломастер)

Водные просторы России. Морской пейзаж. Линия горизонта. Колорит.

Любоваться красотой морского пейзажа.

Умение использовать в рисунке свои наблюдения.


2. Русская набойка. Повтор, вариация и импровизация по мотивам цветочной композиции павловских узоров (акварель, гуашь, фломастер)

Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка. Традиции мастерства.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работ .

Анализировать деятельность Мастера

3. Декоративно-сюжетная композиция на заданную тему

(акварель, фломастеры)

В весеннем небе - салют Победы.

Декоративно-сюжетная композиция.

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

4. Символическое изображение: герб родного села, города (гуашь, фломастер).

Гербы городов Золотого кольца

России. Символические изображения: состав герба.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

5. Натюрморт: цвет и свет. Сиреневые перезвоны. Натюрморт. Учиться поэтическому видению мира.

Рисование с натуры или по Любоваться красотой природы.

представлению увиденных Наблюдать живую природу с точки зрения трѐх

произведений сирени (акварель, Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов

гуашь, мелки) художественной деятельности

6. Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь,

У всякого мастера свои фантазии. Орнаменты народов мира.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй,

фломастер)


лето!» (работа гуашью).

7.Выполнение проектов на тему по выбору учащихся.

Наши достижения. Проект «Я знаю. Я могу»

Умение планировать, ставить цель деятельности, оценивать свою работу

Календарно-тематическое планирование



№п/п

Тема урока

Содержание

Планируемый результат

(в соответствии с ФГОС)

Сроки

понятия

предметный результат

УУД

Личностный результат

План

Факт

1 триместр (10ч)

1.

«Чужие цветы краснее, а свои милее». Натюрморт. Цвет и свет.

Что такое натюрморт? Способствовать развитию воображения, творческой фантазии. Формировать различные приемы работы кистью в передаче образа осенних цветов.

Натюрморт, цвет, свет, контраст, мазок длинный и короткий, прием работы «по-сухому», прием живописи «по-сырому».

Различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состоянии и свое отношение к природе.

Познавательные: Воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства.

Коммуникативные: Проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу.

Регулятивные: Используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе, художественный вкус и способность к эстетической оценки.

03.09

2.

«В жостовском подносе все цветы России». Русские лаки.

Что такое жостовская роспись? Способствовать формированию представления об орнаменте и его элементах.

Народный художественный промысел, жостовская роспись, «подмалёвок», «тенёжка», «бликовка», «чертёжка», «посадка семенцов».

Проявляют интерес к художественным традициям своего народа, овладевают художественным вкусом.

Познавательные: Понимают значение искусства в жизни человека и общества; воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства.

Коммуникативные: Умеют обсуждать коллективные результаты художественной творческой деятельности.

Регулятивные: Используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений.

10.09

3.

«В Жостовском подносе все цветы России».

О чем может рассказать русский расписной поднос?» Способствовать ознакомлению учащихся с художественным промыслом Жостова, с особенностью росписи и вариантами построения цветочных композиций.

Народный художественный промысел, жостовская роспись, узор, замалёвок, тенёжка, прокладка, привязка, орнамент, композиция «ветка с угла», «букет», «венок», «уборка».

Овладевают художественным вкусом, видят и понимают проявления художественной культуры вокруг.

Познавательные: Осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности.

Коммуникативные: Проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные: Моделируют новые образы путем трансформации известных.

Умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

17.09

4.

«Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Способствовать систематизации знаний о жанрах изобразительного искусства, расширению знаний о натюрморте.

Натюрморт, цвет, форма, «холодные», «теплые» цвета, пятно, длинные и короткие мазки, многоцветность, объемность, освещенность

Овладевают художественным (эстетическим) вкусом.

Познавательные: Осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности

Коммуникативные: Умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: Используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

24.09

5.

Лети, лети бумажный змей! Орнамент народов мира

Что такое зеркальная симметрия? Способствовать ознакомлению учащихся с орнаментами народов мира на примере бумажного змея.

Композиция, зеркальный и симметричный орнаменты, форма, эскиз украшения.

Научатся создавать эскиз воздушного змея и орнамент для его украшения.

Регулятивные: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному плану учителем.

Познавательные: Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении орнаментов, отстаивать собственное мнение.

Уважают творчество народных мастеров.

01.10

6.

Лоскутная мозаика.

Что такое лоскутное мастерство? Способствовать ознакомлению детей с крестьянским рукоделием - лоскутным шитьем, с основными элементами орнаментов лоскутной мозаики.

Лоскутное шитье, орнамент, лоскутная мозаика, тоновое растяжение цвета.

Научатся композиционному мышлению и воображению на основе творческих принципов народного искусства.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: наблюдать, читать ритм, цветовой строй, композиционные приемы в многообразных изделиях из текстиля.

Коммуникативные: Умеют использовать образную речь, составляя описания изделий.

Эмоционально воспринимают произведения народного искусства, выполненные из текстильных материалов

15.10

7.

Живописные просторы Родины.

Что такое пейзаж? Ознакомление с жанром живописи пейзажем, законами композиции. Знакомство с творчеством И.Шишкина.

Пейзаж, законы линейной перспективы, пространство и цвет, законы воздушной перспективы.

Научатся рисовать пейзаж по одной из предлагаемых композиционных схем с передачей пространства на плоскости

Регулятивные:

Оценивать и анализировать результат своего труда.

Познавательные: Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей.

Коммуникативные: Умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре.

Эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства.

22.10

8.

Русская керамика. Гжельская майолика.

Что такое майолика? Познакомить с русской керамикой, сюжетной и орнаментальной росписью керамических изделий, гжельской майолики.

Гжель, майолика, глазурь, роспись, панно, изразцы, керамика, квасник, кумган

Познакомятся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - русской майолики.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства.

Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации и импровизации узоров при выполнении творческой работы.

Коммуникативные: умеют активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении.

Видят красоту реальной действительности путем наблюдения природы.

29.10

9.

В мире народного зодчества. Изба

Что такое деревянное зодчество? Познакомятся с красотой деревянного зодчества на примере русской избы с единством ее конструкции и декора, орнаментальной символикой.

Архитектура, зодчество, причелина, полотенце, красные окна, охлупень, конек.

Научатся выполнять декоративную композицию по мотивам резного убранства фасадов избы

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Уважительно относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства

05.11

10.

В мире народного зодчества. Терем.

Что такое архитектура?

Познакомятся с красотой зодчества на примере русского тереме, с орнаментальной символикой.

Архитектура, терем, подруб, горница, сени, башни, чердак, светелки, галерея, гульбища, перила, купола.

Научатся выполнять зарисовку отдельных элементов конструкции дома-терема, рисовать сказочный терем.

Регулятивные: планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте архитектурных сооружений.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями.

Уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к России

12.11

2 триместр (11ч)

11.

Живая природа. Форма и цвет.

Что такое анималистический жанр? Познакомятся с анималистическим жанром в изобразительном искусстве.

Анималистический жанр, анималисты, техника рисования «по-сырому».

Научатся видеть характерные особенности пернатых, рисовать птиц.

Регулятивные:

Организовывать свое рабочее место.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках наступающей зимней поры.

Коммуникативные: участвовать в коллективных обсуждениях.

Эстетически воспринимают красоту мира птиц.

26.11

12.

«Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт.

Что такое натюрморт?

Расширять знания о жанре натюрморта.

Самовар, натюрморт, оттенки (теплые, холодные).

Научатся рисовать натюрморт с передачей светотеневых эффектов, выявлением объема предметов.

Регулятивные: адекватно оценивать результаты своего труда.

Познавательные: осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов.

Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания.

Эмоционально воспринимают мир старинных вещей, окружающих человека испокон веку.

03.12

13.

Пейзаж в графике. Русская зима.

Что такое графика?

Познакомятся с графически пейзажем, с творчеством художников-графиков, с хроматическими и ахроматическими цветами.

Графический пейзаж, контрастные цвета, хроматические и ахроматические цвета.

Научатся передавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия.

Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя.

Коммуникативные: уметь выражать свое мнение.

Связывают свои наблюдения за зимними приметами родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства

10.12

14.

Орнамент народов мира. Север.

Что такое орнамент? Способствовать формированию познавательного интереса к народной культуре посредством изучения орнамента народов Севера на примере украшения зимней одежды.

Орнамент растительный и геометрический, сетчатый, меховая мозаика.

Научатся создавать эскиз украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: умение вступать в обсуждение.

Проявляют интерес к предмету, эстетически воспринимают окружающий мир

17.12

15.

Карнавальные новогодние фантазии.

Как возник праздник Новый год? Познакомятся с историей возникновения праздника Нового года, работой художников-модельеров, дизайнеров.

Эскиз, цвет, мазок, композиция, палитра.

Научатся различать сюжетно-тематические композиции среди других жанров изобразительного искусства.

Регулятивные: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы.

Познавательные: составление описания карнавальных костюмов, праздничных атрибутов.

Коммуникативные: использовать образную речь при описании карнавальных костюмов, украшений.

Проявляют интерес к подготовке новогоднего праздника

24.12

16.

Карнавальные новогодние маски.

Что такое карнавальные маски? Познакомятся с традициями новогоднего праздника, работой художника-модельера, историей возникновения маски.

Эскиз, карнавальные, ритуальные, театральные, новогодние маски, маскарад.

Овладеют живописно-графическими и декоративными навыками.

Регулятивные: отличать выполненное задание от неверного.

Познавательные: составление описание новогодней карнавальной маски-образа.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних приметах, признаках.

Понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы

14.01

17.

Узоры-обереги в русском народном костюме.

Что такое обереги? Познакомятся с традиционной культурой и искусством России, русским национальным костюмом

Наряд, ансамбль праздничного костюма, узоры, душегрея, епанечка, орнаментальная вышивка, орнамент-оберег

Овладеют графическими навыками

Регулятивные: ориентироваться на образец и правило выполнения действий.

Познавательные: составление описания русского народного костюма.

Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение.

Эмоционально воспринимают красоту ансамбля русского народного костюма.

21.01

18.

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя.

Для чего нужен театральный костюм? Раскрыть роль сценического костюма в создании образа.

Театр, эскиз, платно, бармы, декорации, сценический костюм, художник-декоратор

Познакомятся с театральными костюмами героев русской оперы.

Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: участвовать у коллективных обсуждениях.

Понимают роль художника в создании сценических образов.

28.01

19.

В мире народного зодчества. «Каждый город имеет свой норов».

Что такое крепость? Познакомить с русской архитектурой, музеями архитектуры под открытым небом на пример русской крепости.

Архитектура крепостей, каменное зодчество, церковь, собор. Звонница. Городец, кремль

Научатся пространственному видению, воспринимать пропорциональные отношения архитектурных объемов и форм.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте памятников древнерусской культуры.

Коммуникативные: уметь использовать образную речь, составляя описание древнерусской архитектуры.

Сориентированы на эстетическое восприятие национальных памятников древнерусской архитектуры.

04.02

20.

В мире народного зодчества.

Что такое народное зодчество? Познакомить с музеями архитектуры под открытым небом на примере чудного города Китежа.

Народное зодчество, композиционная схема крепостных построек, архитектурный ансамбль.

Овладеют декоративно-живописными, графическими и композиционными навыками в создании сказочного образа древнего города.

Регулятивные: принимать и сохранять образную речь, составляя описания памятников древнерусской архитектуры.

Познавательные: умение анализировать результаты сравнения.

Коммуникативные: уметь использовать образную речь при описании города-крепости.

Уважительно относятся к старине, выражают любовь к Древней Руси и России.

11.02

21.

Защитники земли русской. Сюжетная композиция.

Кто такой патриот?. Содействовать воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств личности.

Русское воинство, батальный жанр, сюжетная композиция.

Познакомятся с новым жанром (батальным) изобразительного искусства.

Регулятивные: планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы.

Познавательные: составление описания живописных произведений искусства.

Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания.

С уважением относятся к воинам, армии.

18.02

3 триместр (15ч)

22.

Моя дорогая мама. Женский портрет.

Что такое портрет? Способствовать развитию целостного восприятия мира на примере раскрытия образы мамы вербальными средствами и различными видами искусства.

Портрет, женский образ, пропорции человеческого лица

Научатся рисовать портрет.

Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные: уметь использовать образную речь при описании внешности, качеств мам, бабушек.

Испытывают нежные, трогательные чувства по отношению к самому близкому человеку - матери.

04.03

23.

Широкая масленица.

Что за праздник Масленица? Познакомить с праздником «Масленица», его историей, ходом и традициями.

Масленица, ярмарка, чучело, соломенная кукла, балаган, Петрушка.

Научатся выполнять декоративную композицию в технике бумажной (обрывной) аппликации.

Регулятивные:

Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя.

Познавательные: умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов.

Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

С уважением относятся к традициям, обычаям своего народа.

11.03

24.

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка.

Что вам известно об истории народной игрушки? Познакомятся с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точеной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек.

Народная деревянная игрушка, точеная игрушка, народные умельцы, резная богородская игрушка, топорно-щепная игрушка.

Научатся отличать игрушки по технике художественной обработке дерева: резная, точеная, топорно-щепная, выполнять зарисовку игрушек разными материалами

Регулятивные: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные: выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений сюжетного разнообразия игрушек.

Коммуникативные: выразительно пользоваться языком изобразительного искусства.

Адекватно оценивать свою работу на уроке

18.03

25. - 26.

Иллюстрация к сказке.

Что такое иллюстрация? Познакомить с понятием «иллюстрация» на примере работ художников-сказочников Билибина, Врубеля.

Иллюстрация, картинка, эскиз, наброски, композиция.

Расширят представление о технике аппликации. Узнают о роли изобразительного искусства в кино, роли художника.

Регулятивные: адекватно относятся к оценке результатов работы учителем

Познавательные: умение решать творческие задачи самостоятельно.

Коммуникативные: выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной и живописной форме.

Выражают в творческой работе свое отношение е героям сказочной композиции известными художественными приемами и средствами выразительности

25.03

27.

Водные просторы России. Морской пейзаж.

Что называют «марина»? Познакомятся с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста Айвазовского.

Пейзаж, марина, художники-маринисты, композиция, навигация.

Научатся подбирать цветовую гамму для воды, читать композиционные схемы и находить соответствующие им живописные произведений, рисовать воду, морские или речные пейзажи

Регулятивные: планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы.

Познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Эмоционально отзывчивы на произведения художников-маринистов

01.04

28.

Орнамент народов мира. Цветочные узоры на павловских платках.

Что такое платок? Формировать познавательный интерес к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».

Народный промысел, цветочный узор, кашмирские шали, мотивы - «огурец», «опахало».

Научатся выполнять цветочные композиции.

Регулятивные: организовывать свое творческое пространство.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в павлопосадских платках.

Коммуникативные: формулировать вопросы для уточнения информации.

Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства.

08.04

29.

Цветочные узоры на павловских платках. Русская набойка.

Что такое набойка? Формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки

Народный промысел, оттиск узора, набойка, цветочный узор, орнамент, набойная доска.

Научатся сочинять узоры для павловских платков.

Регулятивные: ориентироваться на образец и правило выполнения действий.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства информации для создания схем решения учебной задачи.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Адекватно оценивают результаты выполненной работы

22.04

30.

«В весеннем небе - салют Победы».

Что такое вспышки огней салюта? Способствовать воспитанию чувства патриотизма, сопричастности к истории Отечества.

Приемы передачи вспышки огней салюта, графические знаки.

Научатся подбирать цветочную гамму, передавать радость в своих рисунках

Регулятивные:

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

Умение составлять и анализировать варианты композиционных схем.

Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Сориентированы на эмоционально-ценностное отношение к празднику Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

29.04

31.

Гербы народов России.

Что такое герб, геральдика? Формировать представление о гербе как отличительном знаке города, о гербах городов России, родного края

Государственные символы, герб, щит, геральдика, композиции.

Познакомятся с геральдическими символами на примере городов Золотого кольца России. Овладеют различными приемами работы в передаче своего герба.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания.

Сориентированы на уважительное отношение к истории отечественной культуры.

06.05

32.

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: цвет и свет.

Из каких оттенков цвета складывается цвет сирени? Способствовать развитию эстетического вкуса, способность любоваться красотой, яркостью красок цветов на примере букета сирени.

Натюрморт, пятно, короткие раздельные мазки, цветовая гамма

Научатся рисовать цветущую сирень с передачей ощущения освещенности.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте весеннего пейзажа.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о своих наблюдениях за приметами весны, цветущими весенними растениями.

Понимают значение бережного отношения к природе

13.05

33.

Орнамент народов мира.

Что такое символические узоры? Способствовать расширению знаний об орнаментальной символике и ее истории, ознакомлению с сюжетно-декоративной композицией.

Орнамент, декоративно-прикладное искусство, символические узоры (перекрещенный крест, квадрат, ромб, круг).

Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы.

Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы.

20.05

34-35

Орнамент народов мира. Превращения сказочного льва.

Что такое зооморфные мотивы? Познакомятся с зооморфным орнаментом на примере изображения сказочного льва.

Зооморфный орнамент, оберег, образ-символ

Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: умение анализировать результаты сравнения.

Коммуникативные: вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника.

Бережно относятся к духовным ценностям.

27.05



























Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Учебная литература

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.

  2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В.

Ершова. - М. : Просвещение, 2013.

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2013.

  2. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. - М. : Просвещение, 2011.

  • Дополнительная литература

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.

  • Интернет-ресурсы

1. Википедия: свободная энциклопедия.

ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы 4stupeni.ru

3. Педагогическое сообщество pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. pedsovet.org

5. Педсовет.

pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей.

festival.1september.ru

  • Информационно-коммуникативные средства.

  1. Большая электронная энциклопедия (CD).

  2. Аудиозаписи. Классическая музыка.

  3. Технические средства обучения.

  4. Компьютер.

  5. Специализированная учебная мебель.

  6. Компьютерный стол.



Приложение к рабочей программе

Вопросы для проведения контрольной работы

по изобразительному искусству в 3 классе



Вариант 1

Вариант 2

1. Выбери теплый цвет:

а) синий; в) чёрный;

б) желтый; г) белый

1. Выбери холодный цвет:

а) оранжевый; в) желтый;

б) красный; г) голубой

2. Какой цвет получится, если смешать синий и жёлтый цвета?

а) зелёный; в) оранжевый;

б) фиолетовый; г) чёрный

2. Какой цвет получится, если смешать синий и красный цвета?

а) зелёный; в) оранжевый;

б) фиолетовый; г) чёрный

3. Какой цвет не входит в спектр цветов?

а) красный; в) чёрный;

б) оранжевый; г) жёлтый

3. Какой цвет не входит в спектр цветов?

а) белый; в) голубой;

б) синий; г) фиолетовый

4. Картина, на которой изображена природа называется…

а) пейзаж; в) портрет;

б) натюрморт; г) живопись

4. Изображение лица человека называется…

а) пейзаж; в) портрет;

б) натюрморт; г) живопись

5. Кто художник?

а) И.И.Левитан; в) П.И.Чайковский;

б) В.М.Гаршин; г) А.Л.Барто

5. Кто художник?

а) П.И.Чайковский; в) В.Ф.Одоевский;

б) И.И.Шишкин; г) И.В.Никитин

6. В какой росписи основными цветами являются: синий на голубом?

а) хохлома; в) гжель;

б) городецкая роспись; г) дымковская

6. В какой росписи основными цветами являются: жёлтый на чёрном?

а) хохлома; в) гжель;

б) городецкая роспись; г) дымковская.

7. Какой вид используют при росписи глиняной игрушки?

а) дымковская; в) палех;

б) городецкая роспись; г) гжель

7. Какой вид не используют при росписи деревянной матрёшки?

а) дымковская; в) палех;

б) городецкая роспись; г) гжель

8. Что не изображают в натюрмортах?

а) предметы быта; в) ваза с цветами;

б) фрукты и овощи; г) люди

8. Что изображают в натюрмортах?

а) бытовая сцена; в) море;

б) фрукты и овощи; г) лицо человека

9. Художник, изображающий животных.

а) портретист; в) анималист;

б) моренист; г) пейзажист

9. Что изображает художник по геральдике?

а) гербы; в) природа;

б) портрет; г) животных

10. Кто придумывает внешний облик зданий?

а) скульптор; в) архитектор;

б) модельер; г) инженер

10. Кто придумывает новые виды костюмов?

а) скульптор; в) архитектор;

б) модельер; г) инженер



© 2010-2022