- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогическая концепция «Школа дружбы народов»
Педагогическая концепция «Школа дружбы народов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карначева Ю.А. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное учреждение «Киевская школа-сад»
Акмолинская область
Жаксынский район
Педагогическая концепция
«Школа дружбы народов»
Направление: творческая, комплексная, познавательная
Продолжительность проекта: 6- 12 месяцев
Возрастная категория: 7-13 лет
Автор концепции: Карначева Ю.А.
2014-2015гг
Мы строим сообща родной наш дом,
Где впитывает сердце дух свободы.
Сильны великой дружбой и трудом
Сплоченные Отчизною народы!
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, Республике Казахстан, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории нашего государства, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют нашу страну, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов Казахстана и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.
Цель:
- формировать представление о Казахстане как о многонациональном государстве, но единой стране.
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Актуальность педагогической концепции:
Межэтническое согласие и дружба народов всегда была и остается самой актуальной темой во всей Вселенной. Взаимопонимание и обоюдное уважение к человеку не по признаку расовых, религиозных или этнических особенностей, а по качеству самого человека в качестве личности всегда вызывает уважение и любовь. И оттого, Казахстан известен всему миру, как символ дружбы и тепла, как земля, воссоединившая все обездоленные народы, приютившая их под своим крылом, как собственное дитя. И каждый казах в своей жизни, не раз встречал огромнейшие благодарности, на имя своего отца, деда, матери или других родственников, которые помогли многим переселенцам освоиться и прижиться к чужому краю. И благодаря этому своему благодушию, Казахстан сегодня, имеет огромную и крепкую дружбу народов, которая всецело делает многое для поднятия Казахстана в «вершину развития».
В своем Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев особое место уделил равноправию всех граждан Казахстана. Также он отметил, что именно этот фактор является главным, в способствовании формирования «Нового казахстанского патриотизма».
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания школьников. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам. Я придерживаюсь мнения, что мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником моего проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. На стадии информационного этапа ребята будут знакомиться с довольно сложной для их возрастной категории терминологией, но с помощью ассоциаций запомнить и понять значение их станет гораздо легче. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов Казахстана. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов нашей страны. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине;
- развивать чувство гордости за достижения отдельных казахстанцев и страны в целом;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице Казахстана - Астане;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории страны;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- способствовать формирование у детей интереса к народам Казахстана;
- познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную
связь окружающего мира с жизнью человека;
- познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических
мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную
помощь.
- Освоение доступных знаний об истории нашей страны
- Приобретение детьми школьного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
Механизм реализации концепции
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
-
Информационно-накопительный:
Изучение основных понятий, обогащение лексикона школьников. Воспитание положительных качеств.
Организационно-практический
- Чтение методической и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Разучивание песен, стихов о Родине
- экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие «Народы нашей страны».
- экскурсия в музей «Население нашего села»;
- спортивное развлечение «Игры народов Казахстана».
- творческие работы семей по теме: «Народы Казахстана»
Презентационно - завершающий
- Выставка продуктов детской деятельности.
- подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине.
- занятие «Мой дом - Казахстан!»;
- подборка « Игры народов Казахстана»;
- подборка «Сказки народов Казахстана»;
- подборка «Методические разработки»;
- подборка «Иллюстративный материал»;
- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;
- презентация проекта «Школа дружбы народов».
Контрольно-рефлексивный
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами школы.
Формы организации деятельности по проекту: «Школа дружбы народов»
Непосредственная образовательная деятельность.
Для воспитания школьников в формате «нового казахстанского патриотизма» необходимо искать и новые подходы. Начав работу по проекту, передо мной встала задача изучить с учащимися начальной школы основные понятия, связанные с Ассамблеей народа Казахстана, воспитать в детях качества, которые помогут им быть настоящими патриотами своей страны. И тогда я задумалась, каким образом можно донести до школьников то, что я им хочу сказать, чтобы это принесло, свой результат. Не для кого, не секрет, что основной формой работы в начальной школе является игра. Воспитание - это цельная картина, произведение, составленное из фрагментов. Но каждый фрагмент по-своему несёт и смысл, и назначение. Я вижу это произведение музыкальным, а любая музыка строится на основе семи нот.
«ДО» - Доброта
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом,
Станет добрым и веселым хмурый человек.
Что несёт учитель - непомерную строгость или теплоту, агрессивность или терпимость, диктаторство или взаимопонимание - дети быстро поймут и впитают в себя всё, как губка. Поэтому детям надо подарить всю свою доброту, передать всю щедрость души. Для воспитания в учениках этого качества самым действенным является способ собственного примера. Народ, живущий в нашей многонациональной стране, в первую очередь может похвастаться своей добротой и доброжелательным отношением друг к другу. Для воспитания такого качества, как доброта мы с ребятами запустили «почту добра». Главными почтальонами, в которой стали бумажные голуби на крыльях, которых ребята писали пожелания своим друзьям, своей стране и всему миру.
В последующем моя работа строилась по этому принципу- принципу «нотной азбуки».
Следующей стала нота «Ре» - Равноправие
Только вместе, только вместе
Крепкой дружбою горды
В Казахстане мир и счастье
От любой спасёт беды.
Очень важно донести до ребят, что все мы граждане одной могучей страны, да мы разные, мы по-разному выглядим, у нас разный возраст и национальность, но у нас один общий дом.
Для воспитания этого качества мы просмотрели поучительный мультфильм. После чего ребята в рефлексивных листах написали свое мнение о мультфильме и его героях, описали какие чувства, он вызвал и с чем они не согласны.
«МИ» - Мир, Милосердие
Все мы - дети, взрослые, окружающие нас близкие люди, люди, случайно встретившиеся нам на пути, вещи, которые нам дороги, мысли, которые нас одолевают, сны, которые нам снятся, - для каждого человека всё это составляет целый мир, и всё это и есть вместе Мир, Земля, Вселенная.
Будь милосерден,
Если слабый рядом.
И помоги, и поддержи
Делами, добрым взглядом.
Прекрасное всё в мире защищай
И наслаждайся им,
И сам что-то создай.
Для воспитания в своих учениках чувства милосердия мы посетили дома пожилых людей, помогли им физически и просто поговорили.
Ребячий караван
Плывёт по морю детства.
Любимая страна
К наследникам щедра.
Поёт душа ребят
И замирает сердце,
Когда приходит к нам
Фантазия, Игра.
Следующая нота «Фа» - Фантазия.
Звучи, звучи, моя домбра!
Пусть льется музыка моя!
Пусть льется музыка веселья,
Чтоб громче птицы в небе пели,
Это - принцип творчества. Ведь ребёнок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять - и нужно лелеять эту способность его души, потому что разбуженное воображение не знает границ. Я учу серьёзным вещам, но хочу, чтобы детям было интересно. Поэтому стараюсь учить с фантазией и в сказке. Я приготовила ребятам целый ряд заданий которые связны не только с творчеством , но и с народами населяющими наше государство. Вместе мы рисовали русские, казахские, немецкие, татарские, украинские национальные костюмы. Сочиняли народные песни и поговорки. Разгадывали кроссворды на разных языках.
«СОЛЬ»- Солидарность, сотрудничество.
У каждого листочка
У каждого ручья
У каждого на свете
Есть Родина своя!
В процессе обучения и воспитания сотрудничество принимает различные формы: содружество, соучастие, сопереживание, сотворчество.
Здесь каждый ребёнок имеет право на ошибку и на её исправление, право на собственную точку зрения. Вместе с ребятами мы посадили «Деревья дружбы». В процессе роста ребята следили за своими посевами и записывали свои наблюдения. Итогом этой работы стал вывод что все наши деревья разные , как и мы сами, каждое из них растет в одинаковых условиях . но вырастает совершенно индивидуальным, не похожим на других. Но от этого нельзя назвать какое то из них не красивым, так и мы люди живем в одной стране , но каждый из нас личность, и красота у каждого своя.
«ЛЯ» - Земля
С каждым годом все краше
Дорогие края
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
Для каждого взрослого человека самым дорогим местом на земле является его Родина. Как большая, так и наша малая Родина нам дорога. Для воспитания у школьников чувства патриотизма мы с ребятами еще раз обратились к государственным символам, повторили историю нашего государства. А так же мной была организована экскурсия в музей , где ребята узнали много нового о своем селе, своей малой Родине.
«СИ» - Семья
В Казахстане - сердце настежь,
Двери настежь для друзей.
Если друг приходит в дом,
В доме веселей.
Ходит с песней по дворам
Дружбы караван.
Ты всегда в душе моей,
Мирный Казахстан!
Без активного участия родителей ни школа, ни учитель обойтись не могут. Поэтому в процессе реализации своей концепции я старалась тесно сотрудничать с родителями. Ведь история любого народа храниться в семейных традициях и привить их ребятам лучше родителей никто не сможет. Совместно с родителями мы провели такое мероприятие как «Ярмарка народов Казахстана». Ведь у каждого народа есть свой фольклор, свои национальные костюмы и своя кухня. Этот праздник прошел с азартом, семьи представляли свои национальности. И меня как руководителя проекта порадовало то, что здесь приняли участие не только родители, но и бабушки с дедушками. Ярмарка пестрила представителями разных народов. В завершении праздника за чаепитием собрались казахи и русские, немцы и белорусы, греки и поляки, татары и украинцы.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации концепции:
Методы, повышающие познавательную активность школьников:
метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать; вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач; экспериментирование.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы - повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
сюрпризные моменты и элементы новизны - эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование - позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Итог реализации концепции:
Для того, чтобы ноты, а в нашем случае качества ребят, выстроились в плавный неразрывный ряд, чтобы они зазвучали, их необходимо развивать. Я считаю, что если воспитать в детях доброту, милосердие, равноправие, солидарность, развивать фантазию и рассказывать об истории нашей страны ребята вырастут поколением «Нового казахстанского патриотизма». Моей главной задачей в ходе реализации концепции было донести до ребят мысль, что все мы, как и ноты разные, но мы единый народ, одной сильной и могучей страны. И все мы живем под единым шаныраком.
«Подлинная встреча» с культурным наследием села, помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Экскурсии в музей обобщили и углубили знания детей о родной стране - вызвав чувство гордости за свою республику. Знакомство с культурой разных народов дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа, песнями и танцами.
Новизна концепции
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, история , рисование, чтение художественной литературы.
Предложения по возможному распространению концепции:
Концепцию можно использовать не только в общем образовательном процессе, но и в рамках летнего лагеря. Я очень надеюсь, что проводимая мной работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, Казахстану; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, бережно и внимательно относиться к окружающим людям.
10