Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование педагогов - главный ресурс повышения профессионального мастерства


«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ Самообразование - это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.( А.Г. Мысливченко). Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и над профессиональным. Все, что учитель делает для профессионального роста сам, добровольно, с желанием, настроением, - это всегда является его самообразованием, даже если эти занятия организуют другие. Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности; это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, и мотив всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем развитии, то есть в профессионально-личностном росте. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др. В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы: - специальная образовательная подготовка; -повышение квалификации; -индивидуальная самообразовательная работа с помощью: СМИ, музеев, библиотек, экскурсий, исследований, экспериментов, общения с интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию и самосовершенствованию профессионального мастерства учителя. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования. Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования. Программа построена на принципах научности, актуальности, реалистичности, целостности, контролируемости. Основные этапы работы над программой по самообразованию: -самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям; - формирование общей концепции « Мои достижения» - выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой; - определение задач и этапов деятельности; - ожидаемый результат; - самооценка роста; - передача опыта коллегам. Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно связаны с показом практических умений перед коллегами. Открытые уроки ничем не заменимы, и потому их значение в системе форм методической деятельности школы исключительно велико. У открытых уроков свое, особое предназначение: либо учителя идут к своему коллеге с тем, чтобы увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, дающую высокий конечный результат, идут для заимствования прогрессивного метода; либо же их приглашают на открытый урок-эксперимент, когда новая методика, прием только создаются, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы ее решения, но конечный результат не очевиден. Так или иначе, но открытый урок означает не только открытие для всех гостей двери класса, но и показ нового, т.е. пусть хоть маленького, педагогического, но обязательно открытия. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета? - Разработка комплекта электронных уроков; - Разработка пакета тестового материала; -База данных методик обучения; - Создание электронной библиотеки; -Создание главы или страницы электронного учебника и др. Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является дистанционное обучение. Организация телемостов, общение по скайпу учащихся разных школ по теме урока - все это позволяет сделать урок или внеклассное мероприятие практико-ориентированным, полезным учащимся, при этом учитель следует поставленным целям - формированию ключевых компетентностей учащихся. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства. Сегодня существует множество форм и способов, при помощи которых учитель может повышать свою квалификацию с помощью Интернет-ресурсов и технологий. За несколько лет разработана оптимальная технология проведения дистанционных курсов - оргдеятельностная, в основе которой лежит создание курсантами собственных педагогических продуктов-конспектов уроков, учебных программ, других разработок, которые необходимы в практике работы любому учителю. Опыт показывает, что именно педагогам удается в режиме погружения освоить выбранную тему и получить импульс для дальнейшего самостоятельного ее развития. Кроме дистанционных курсов еще существуют дистанционные конкурсы. Конкурс открытый, принять участие в нем может любой педагог из России. Участники выполняют эвристические задания, дискутируют по заданным темам в режиме телеконференции по электронной почте. Учителя значительно прибавляют в своем профессионализме, в освоении телекоммуникационных технологий, в умении разрабатывать и проводить интернет-занятия. Каковы преимущества использования современных информационных технологий в вопросах самообразования? - интернет-универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации; - средства коммуникации интернета позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами; - программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой; - информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования. Ценность любой информации - вещь весьма субъективная, определяется или познавательным интересом, или определением сферы вашей деятельности, в которой она может быть применена. Обычно информации так много, что узнать даже десятую ее часть - нереально! Профессиональная специализация - лучшее средство определения того, что вам нужно на самом деле! Известна истина, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

© 2010-2022