Конспект урока по русскому языку Мягкий знак - хитрый знак (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

«Мягкий знак ~ хитрый знак».

Цели:

- уточнение знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных; - развитие умения различать ь - показатель мягкости согласных и ь- разделительный;

- развивать умение проверять слова с безударной гласной, писать слова с большой буквы, с сочетаниями жи - щи;

- развитие умения устанавливать связь между словами в предложении, связь предложений в тексте;

- развитие фонематического слуха;

- воспитание аккуратности.

Оборудование:

1. На доске.

Тема: "Мягкий знак - хитрый знaк»

2. Плакат со схемами.

3. Маски:

Мальвина, Олень, Пьеро, Марья-царевна, Леопольд, Шапокляк

4. Презентация.

Ход урока:

1. Ребята! Какой праздник приближается? /Новый год/.

- Новогодний карнавал в нашей школе проводят ваши любимые сказочные герои. Они прислали нам свои маски - билеты.

- На каждой маске задание.

- Если вы сможете правильно различить твердые и мягкие согласные звуки,

обозначить мягкость согласных в конце и в середине слова, то вы выиграете маску. Всего масок 6.

- Тема урока: Мягкий знак - хитрый знак. Слайд 1.

2.- Кому принадлежит первая маска? /Мальвине/. Слайд 2

- Из какой сказки эта героиня? /А. Толстой "Приключения Буратино"/.

- Итак, задание.

- Разгадайте кроссворд.

- У каждого из вас на столе карточки с кроссвордом.

Я буду говорить вам значения слов, а вы вставляйте пропущенные буквы в клеточки.

  1. Как называется маленькое помещение, где парятся и моются? /Банька/.

  2. Способ передвижения? /Ходьба/.

  3. Яркое освещение горизонта перед заходом солнца или перед восходом? /Зорька/.

  4. Рисунок на поверхности дерева, сделанный острым инструментом? /Резьба/.

  5. Горячая просьба? /Мольба/.

- А теперь сравним свои записи с записями на доске. Слайд 3.

- У кого такое слово?

- Кто не узнал слово?

- Кто допустил ошибку?

- Прочитайте слова с проверяемой безударной гласной.

/Ходьба - безударная гласная о, проверочное слово ходит. Резьба - безударная гласная е, родственное слово режет. Мольба - безударная гласная о, проверочное слово молится/

- Внимательно посмотрите на слова и скажите, чем они похожи? /Во всех словах смягчающий знак в середине слова/.

- Назовите согласные звуки, которые стоят перед ь

[ н'], [д'], [р'], [з'], [л']

- Как произносятся эти звуки?

- Какая из схем относиться к этим словам? /Ученик подходит к схеме показывает и говорит: "Если согласный в середине слова произносится мягко, то после него пишется ь".

Итак, с заданием вы справились, и вы выигрываете маску.

3.- Берем вторую маску.

- Чья это маска? /Оленя/. Слайд 4

- Как называется сказка? / "Снежная королева"/.

- Олень хочет проверить, кто из вас самый внимательный и кто лучше всех слышит.

4.Физкультминутка.

- Я буду называть слово. Если в нем есть мягкий знак, вы встаете, если нет садитесь.

мел - мель; ел - ель; брат - брать; стал - сталь; дал - даль; шест - шесть; хор-хорь; кон -конь.

- Молодцы! Вы правильно определили твердые и мягкие согласные звуки на конце слова.

- Скажите, изменилось ли значение слова, если мы поставили ь? Слайд 5

MЕЛ MЕЛЬ

полезное ископаемое мелкое место

ЕЛ ЕЛЬ

принимает пищу дерево

ШЕСТ ШЕСТЬ

длинная палка число

ХОР ХОРЬ

группа певцов животное

КОН КОНЬ

отдельный этап игры, животное

отдельная партия

- Изменился на конце звук. Изменяется и значение слова.

- С этим заданием вы тоже справились. Маска - билет оленя становится вашей.

5. - Кому принадлежит эта маска? /Пьеро/.

- Пьеро решил загадать загадку.

- Какой герой говорит о себе так? Слайд 6,7.

''Друзья, открою я секрет.

Мне без варенья жизни нет,

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье".

- Это Карлсон.

- Какое правило предлагает повторить в своей загадке Карлсон. /Когда пишется разделительный ь/.

- Найдите схему к этому правилу .

- Когда надо писать разделительный ь? /Мягкий знак пишется, если в слове

слышится звук [й]. После согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и./

- Задание: выписать слова с разделительным ь из загадки, комментируя. /Дети в тетрадях записывают слова, проговаривая/.

- А двое ребят будут работать у доски по карточкам.

Карточка 1.

Платье, ружьё, жильё, осенью, воробьи.

Карточка 2.

Соловьи, хлопья, листья, деревья, перья.

/Проверяет учитель/.

- Ребята, справились с заданием, выделили все орфограммы.

Вывод: Почему в словах друзья, варенья, здоровья, веселья, печенье, варенье вы писали мягкий знак?

- В словах друзья, варенье определите количество букв и звуков.

Друзья - 6б., 6 зв.. Почему?

Варенье - 7б., 7 зв.. Почему?

Итог: И с этим заданием вы справились. Получайте маску Пьеро.

6. - Чья маска? /Марья - царевна/. Слайд 8

- Из какой сказки?

Задание: подобрать пропущенные рифмы. /На доске/Слайд 9

У журчащего ручья

Повстречались нам друзья

Вот скрипучая скамья

Сядем слушать соловья

Чтобы наслаждаться трелью

Лучше сесть всем нам под елью.

- Проверяем.

- По-моему Марья - царевна допустила ошибки в этих словах.

- Какие?

- Напомните Марье - царевне правило, которое она забыла. /Дети напоминают правило/.

- И с этим заданием вы справились.

- Получайте маску Марьи - царевны.

7. Физкультминутка.

8. - Чья маска? /Кот Леопольд/. Слайд 10

- Кот Леопольд организовал выставку вашего домашнего задания.

- Какое задание выполняли? /Подбирали пословицы/.

Выставка пословиц

Ученье свет - неученье тьма.

/Выходят два ученика, читают ПОСЛОВИЦЫ/

- Как вы понимаете смысл?

- Какие слова встретились с ь?

Итог: Молодцы! Вы хорошо потрудились дома. Получайте ещё одну маску - маску кота Леопольда.

9. Последняя маска- маска Старухи Шапокляк. Слайд 11

- Она приготовила задание в учебнике с. 110.

- Откройте учебники.

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Прочитайте слова, которые даны.

- Какие буквы украла старуха Шапокляк? /В слове коньках - смягчающий ь, в

слове бьёт - разделительный ь, в слове мальчики - смягчающий ь, в слове друзьям - разделительный ь/.

Слайд 12

Составь из слов три предложения

катаются Илья и Тарас на коньках

ветер в лицо бьет мальчикам

но друзьям жарко

- Составьте из слов три предложения.

- Где происходит действие?

- Как зовут мальчиков?

- Что они делают?

- Составьте предложение.

сущ. сущ. гл. пр. сущ.

Илья и Тарас катаются на коньках.

- Следующее предложение о чём будет? /0 ветре/.

сущ. гл. пр. сущ.

Ветер бьёт в лицо.

Составьте третье предложение.

Но друзьям жарко.

- Прочитайте рассказ. Запишите его.

- Почему слова Илья и Тарас пишутся с большой буквы?

- В первом и втором предложении подчеркните главные члены предложения. /По вариантам/.

- Проверка.

Итак, вы получаете маску Шапокляк, т.к. справились с заданием.

10. Итак, почему мягкий знак - хитрый знак?

/мягкий знак не произносится; мягкий знак не обозначает звука;

мягкий знак просится в слово, т.к. дружит с согласными звуками/.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что мешало вашей работе?

- В чем вы затруднялись?

11. Оценки за урок.

- Если вы считаете, что он был интересным для вас, покажите зеленый кружок, если вам необходимо поработать над текстом еще - красный кружок.

12. Домашнее задание: № 210.

© 2010-2022