Урок по русскому языку на тему Что такое местоимение?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 2 класс


Тема урока

Место урока по теме

Что такое местоимение?

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре, в группе, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты: - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты: - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики


ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат
I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.


- Начинаем урок русского языка.

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

(Слайд 1.)

-А что такое тайна?

В толковом словаре Ожегова дано значение этого слова так: «Тайна - нечто неразгаданное, ещё не познанное»

- А что значит открывать?

-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. Проверяют готовность к уроку.










Дети высказывают свои предположения.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. II этап: Подготовка к письму. Минутка чистописания. Словарная работа. 5 мин.













1.Подготовим наши пальчики к работе.

- Сделаем зарядку.

2.Работаем в тетрадях.

- Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

2. Запишите число

Классная работа.

3.Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно, как прописаны буквы «к» и «С».

- Возьмите ручки и вместе со мной по написанному на доске пропишем.

- Пропишите самостоятельно всю строчку.

4.- Отгадайте загадку.

Отгадав её вы узнаете, какое слово мы будет прописывать во второй строчке.

Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Птица называется .... (Скворец)

(Слайд 2.)

- А в наших краях живут скворцы?

Что вы знаете о скворцах?

Скворец, обитающий в наших лесах вблизи полей и городов, подражают всему, что слышат вокруг себя. В его песне вы можете услышать скрип телеги и ржанье жеребенка, мычание буйволицы, соловьиные трели, визжание пилы или песню дрозда. Вот какой разной бывает песня скворца.

- Посмотрите внимательно на слово, что вы можете сказать о правописании этого слова?

- Как проверить безударную гласную?

- Подберите проверочное слово.

- Пропишем по написанному на доске.

Пропишите слово в тетради 2 раза.

5.Словарная работа

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте слова.

- В*рона, в*р*бей, с*рока, с*ница, с*л*вей, п*тух.

(Слайд 3.)

- Каких из перечисленных птиц мы видим в городе круглый год?

-Как называют таких птиц?

- А какое слово здесь лишнее?

- Почему?

- В каких словах нельзя проверить безударную гласную?

- А как назвать эти слова одним словом, какие это слова?

- А что мы знаем о написании словарных слов?

- Выпишите в тетрадь пропущенные буквы.

- Самостоятельная проверка по образцу с экрана и

оценивание своих работ.

(Слайд 4.)

- Придумайте предложение с любым из слов.

- Самое красивое предложение мы запишем.

Подчеркните грамматическую основу.

- Укажите части речи.

- Какие части речи встретились в предложении?

Дети выполняют упражнения с ручкой.

Записывают с доски по образцу.

Прописывание в воздухе, а затем по образцу.



На экране видят изображение птицы и вспоминают, что о ней знают.





Повторение написания словарных слов.



Устное составление предложений. Запись под диктовку.



Фронтальная, индивидуальная



Письменнаяс-р

Дети подготовят пальчики к работе.



Подготовка к дальнейшему письму.

Каллиграфическая запись букв.



Повторение правила написания безударных гласных в корне слова.



Обобщение знаний о зимующих птицах. Деление птиц на группы дикие и домашние. Написание словарных слов.













Умение выделять части речи в предложении. Знание грамматической основы.


II этап: постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол











Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

- Работаем в группах.

- Повернулись.

Взяли таблицы и приступили к работе.

- Проверим.

- Первая группа, какие слова вы распределили к именам существительным?

- У кого иначе?

(Слайд 5.)

-Вторая группа, какие слова вы распределили к именам прилагательным?

-У кого иначе?

(Слайд 6.)

Третья группа, какие слова вы распределили к глаголом?

- У кого иначе?

(Слайд7.)

- Четвёртая группа, какие слова вы никуда не распределили?

- Почему?

- А мы употребляем эти слова в речи?

- Значит это тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока?
- Нужно распределить слова, по частям речи.





Дети работают по группам. У каждой группы таблица и карточки со словами. Распределяют слова по группам.









Ребята, медведь.

Голубой, храбрая.

Писать, косить.

Он, ты, я.

Да.

Да.

Мы не знаем.

Познакомиться с новой частью речи.



Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
III этап: актуализация знаний 5 мин.

Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Прочитайте два текста с экрана.

1.Скворец - птица перелетная. Скворцы появляется ранней весной, улетает осенью. На зиму скворцы улетают в Африку.

2. Он - птица перелетная. Они появляется ранней весной, улетает осенью. На зиму они улетают в Африку.

- О ком говорится в первом тексте?

- Какой частью речи являются слова: скворец, скворцы?

- О ком говорится во втором тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова: он, они?

- Место, какой части речи заняли эти слова?

-Эти слова заняли место имени существительного то они так и называются «местоимениями»

Так какая тема сегодня нашего урока?

(Слайд 8) Дети читают со слайда тексты.











О скворце.


Дети могут сразу сказать, что о скворцах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится. - Он - скворец, они - скворцы.
-Место имени существительного.



- Местоимение.
Учебно-познавательная




















Вопросительные слова Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

1.- Работаем по учебнику.

- Откройте учебник на странице 100.

- Найдите упражнение №101.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте следующее задание.

(Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?)

- Читаем следующее задание: На что указывает слово «он»?

- Кто себя называет словом «я»?

- К кому обращаются с речью употребляя слово «ты»?

- Вместо каких имён существительных употребляется слово «они»?

- Что такое диалог?

- Найдите в тексте диалог.

- Прочитаем, читает диалог, Альбина читает слова Мышки-норушки, а Даша слова Лягушки - квакушки, а мы следим по учебнику.

- Спишем диалог в тетрадь первые 2 строчки пишем с комментированием.

- Первое предложение комментирует Абрамов Вова.

- Комментирует Максимов Максим.

- Комментируем вторую строчку. Комментирует Рубцов Максим.

- Третью и четвёртую строчки спишите самостоятельно.

- Подчеркните выделенные слова.

- . Какие слова подчеркнули?

- Какой частью речи они являются?

Обобщение:

- На какие вопросы отвечают местоимения в тексте?

- Это вопросы, какой части речи?

- Вместо какой части речи употребляются местоимения?

- А чем же различаются эти две части речи?






Физминутка

Я иду и ты идёшь

Раз. два, три!

Я пою и ты поёшь,

Раз. два, три!

Мы идём и мы поём,

Раз. два, три!

Очень дружно мы живём,

Раз. два, три!

(Повторить 2 раза) Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.





Указать на лицо. Нет, эти слова только указывают на предмет, но его не называют.


Теремок. Мышка-норушка.
Лягушка-квакушка.


Мышка-норушка, лягушка-квакушка. Разговор двух или нескольких лиц.
Альбина читает слова Мышки-норушки, а Даша слова Лягушки - квакушки














Дети самостоятельно списывают и проверяют по учебнику.

Я, ты.



Что? Кто?
Эти вопросы имени существительного. Местоимение употребляется вместо имени существительного. Местоимение указывает на предмет не называя его, а имя существительное называет предмет.


Шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей.

Хлопают в ладоши внизу, на уровне груди, над головой. Учебно-познавательная, коммуникативная









групповая



Согласен - не согласен Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: первичная проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.


1. Работа по упр.173 (устно) - Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?

2. -Прочитайте самостоятельно правило на странице 101.

3. Дополнение знаний о местоимении.

Послушайте текст «Достойная замена»

- Будьте любезны, -обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым. Существительное вместо себя оставляет своего заместителя - Местоимение. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своего начальника, и уж во всяком случае, местоимения он, она, оно, они могут заменить любое существительное.

- А знаете ли вы что местоимений в русском языке не много, всего 69, но они встречаются в нашей речи часто по чистоте употребления занимают 3 место после имени существительного и глагола.

-- Ещё раз послушаем правило.

- Что такое местоимение?

- Какие местоимения вы знаете? Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Дети самостоятельно знакомятся с правилом.

Дети слушают рассказ учителя.







Читает вслух Радайкин Никита

Часть речи.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.



Учебно-познавательная, коммуникативная Фронтальная работа Излагает, объясняет учебный материал

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. Самостоятельная работа в парах по карточкам.

- Вставьте пропущенные местоимения.

…нарисую белочку. А ….что будешь рисовать? Какую задачу….решаете? Почему….улетают. Завтра..пойдёт в кино. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям: Всё верно - ! Одна ошибка- + Две ошибки - ? Три ошибки - -

(Слайд 10)
Проверьте себя по образцу на слайде.

(Слайд 9) - Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. - Кто сделал ошибки - не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания Дети выполняют задание и обмениваются карточками для взаимопроверки.









Проверка по эталону.
Дети поднимают руки. Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная Работа в парах Самоконтроль, самооценка

Контроль и самооценка познавательной деятельности.



Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

VIII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса. -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?

-- Назовите местоимения.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

(Слайд 11)

  • Урок по русскому языку на тему Что такое местоимение?Я понял, что такое местоимения,
и могу это объяснить одноклассникам.
  • Урок по русскому языку на тему Что такое местоимение?Я понял, что такое местоимения,
но не уверен, что объясню другому.
  • Урок по русскому языку на тему Что такое местоимение?Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

- - Я посмотрела на ваши смайлики как вы себя оценили, а потом

проверю тетради и оценю вашу работу.
-Узнали о новой части речи - местоимении.
Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. Учебно-познавательная, коммуникативная Самооценка Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VII этап: Домашнее задание

Провести инструктаж по выполнению дом. задания

Д.з. выучить правило на стр. 101.

Написать 3 загадки о птицах, в тексте которых используются местоимения. (Примерные загадок зачитывает учитель) Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно
он будет мой!
Ответ: Дятел Дети читают задания и задают вопросы у кого возникли.


Коммуникативная, учебно-познавательная Фронтальная работа


Литература:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях

Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. К УМК В. П.Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России»)

proshkolu.ru/

festival.1september.ru/





© 2010-2022