Конспект по русскому языку на тему Значение и употребление имен прилагательных в речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Класс:

Учитель: Морозова О.В.

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Тип урока: ОЗН

Цель урока: Развивать умение устанавливать связь слов а предложении; познакомить со сложными именами

прилагательными.

Задачи урока:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: ПРЕДМЕТНЫЕ: научиться распознавать имя прилагательное среди других частей речи; определять грамматические признаки имён прилагательных; употреблять имёна прилагательные в речи

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - Использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - Определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ: Проявлять интерес к учебной деятельности.


Основные понятия, изучаемые на уроке: Имя прилагательное, его признаки.

Средства обучения (в том числе и интернет - ресурсы): презентация, учебник.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли готовы к уроку. Садитесь.

-слушают

2. Актуализация знаний.

-Работу мы начнём с минутки чистописания. Откройте тетради. Пропустите 2 строчки вниз, запишите число и классная работа. Перед вами буква П. Пропишите 1-ю строчку заглавной буквы П, 2-ю строчку - сочетания букв Пр, Пл, 11м и слоги Па, По. -Запишите словосочетание параолимпийские игры. Что вы о них знаете?

- Параолимпийские игры -международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. Параолимпийские зимние игры пройдут в Сочи с 7 по 16 марта 2014 года.

-На парте у вас лежат карточки с заданием. К данным именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания. Выделите главное слово. Задайте вопрос к зависимому. Подчеркните прилагательное. Выполняйте, (колючий ёж, лесная глушь, одиннадцатый этаж, непромокаемый плащ, родная речь, чёрная тушь, белая гуашь, серебряная брошь, свадебный марш, острый нож, детский «Ералаш», неслыханная ложь, весёлый, клич, победный марш, музыкальный туш,( небольшая музыкальная пьеса, исполняющаяся как осенний пейзаж.

Проверка фронтально.

-Ребята, в чём особенность получившихся

словосочетаний?(прил.+сущ.).

-Как вы думаете для чего нужны имена

прилагательные? (прил-е расширяют,

конкретизируют, украшают речь.).

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-О чём мы будем говорить на уроке? (об именах

прилагательных и их значении).

Вспомним, что вы знаете об имени прилагательном.

-Что такое имя прилагательное?(это самостоятельная

часть речи обозначающая признак предмета и

отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какое»,

«какие», «чей».).

-Как можно распознать имя прилагательное в тексте (задать вопрос).

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 66 и выполните упр. 113. Красные маки, жёлтый песок.

Зелёный зажёгся на ветке листок.

Жук фиолетовый греет бока.

Синяя плещет река в берега.

Оранжевым солнцем согреты леса.

А у скворца...голубые глаза.

-Прочитайте стихотворение.

-выполняют








-слушают





-выполняют










- отвечают


-формулируют тему

-отвечают

-выполняют


-отвечают

Назовите прил,, которые обозначают цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.).

-Какие синонимы к ним можно подобрать.(красный- алый; оранжевый-апельсиновый; жёлтый-золотой; зелёный-изумрудный; голубой-небесный; синий- бирюзовый; фиолетовый-сиреневый.). Выполните письменное задание к упражнению. -Выпишите словосочетания имён прил. с именами сущ. Устно поставьте вопрос от им. сущ. к им. прил. подчеркните им. прил. волнистой линией.

(1 человек у доски).

-Прочитайте словосочетания, которые вы выписали. -Какова роль прил. в текстах?

-А теперь преступим к выполнению упр. 114. Упражнение 114

-Перед выполнением следующего упр-я вспомним, что такое предложение? (слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Выражает законченную мысль.).

-Вспомните признаки предложения, (начало с большой буквы; в конце ставится !?,; все слова пишутся отдельно и имеют грамматическую основу). Прочитайте задание к упражнению 114. -Упражнение 114. Выполните самостоятельно, (у 3 проверить и поставить отметку). -Назовите главные члены в каждом пред-и. назовите им. прил. Каким членом пред-я они являются?

- А теперь немного отдохнём и сделаем физминутку.

Физминугка.

Раз - на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 - нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3-Рукаии помахали

Наши рученьки устали.

На 4 - руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 - присели раза два.

6 - за парты нам пора.

-Ребята, а сейчас я вам расскажу об истории

прилагательного «красный».

Алый цвет, по-видимому, так нравился нашим

предкам, что они заменили старославянское

наименование его чермный на новое -красный, т.е

«самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень

крас - входил в слова, обозначавшие всё, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красносолнышко. Передний угол в избе (для дорогих гостей) назывался красным углом. Начинали всегда писать с красной строки, выводя и красочно оформляя первую букву. Самая красивая площадь в Москве и сейчас называется Красная площадь.

- выписывают


-отвечают


- выполняют



- слушают

Ребята, а в Курске есть Красная площадь?

-А теперь запишем предложение. Самая красивая площадь в Курске называется Красная площадь. Обозначьте орфограммы. Найдите в предложении им. прил. задайте к ним вопрос, подчеркните прил. Как член предложения.

-Как вы думаете, для чего прилагательные

употребляются в тексте? (они делают текст образным, выразительным, живописным.).

- выполняют (1 у доски)

3.Рефлексия

Игра «Угадай растение»

-Послушайте текст. Догадайтесь, о каком растении

идёт речь.

- Это чёрная?

-Нет, красная.

-А почему же она белая?

-Потому что зелёная.

-Как называется куст, о котором идёт речь?

(смородина). Какую роль имеют прил-е в данном тексте? Что они называют? (признаки растения).

-Назовите прилагательные, которые обозначают цвет.(чёрная, красная, белая, зелёная).

-Что нового вы узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание упр. 115 стр. 66.

-Откройте это упражнение. Прочитайте задание.

-Читаем текст и объясняем заглавные буквы.

Записываем Д/з.

Урок окончен. Всем спасибо.

- слушают


- отвечают


- выполняют




© 2010-2022