Урок русского языка для 3 класса «Склонение и падеж имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 3 классе.

Программа: Перспективная начальная школа.

Учитель: Щербакова Ю.В.

Цели и задачи урока:

- ознакомление с особенностями склонения;

- формирование умения склонять и употреблять имена существительные;

- развивать слуховую память, мышление, речь.

- расширять кругозор;

- воспитывать интерес и любовь к предмету, животным.

Ход урока:

I Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.

Прозвенел у нас звонок

Начинаем наш урок.

Ну - ка дружно улыбнитесь

Здравствуйте, теперь садитесь.

Открываем наши тетради, пишем число, классная работа.

2. Сообщение цели урока.

Песня про Буратино.

Мальвина: - Буратино, постойте, куда же вы так спешите. Вы еще не решили задачу. И так, у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко, Сколько у вас осталось яблок?

Буратино: - Два.

Мальвина: - Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

Буратино: - Два…

Мальвина: - Почему?

Буратино: - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина: - У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали?

- Ой, ну что же вы такое написали?! Вы совсем не знаете русского языка!

Буратино: - А куда мы это с тобой попали, Мальвина. Посмотри сколько людей кругом? И чем они тут занимаются?

Учитель: - Здравствуйте герои сказки. А у нас урок русского языка. Мальвина, почему ты говоришь, что Буратино совсем не знает русский язык?

Мальвина: - Да вы только посмотрите, что он написал!

На доске: А роза упала на лапа Азор.

Ребята, посмотрите, а в чем же Буратино допустил ошибку? (в окончание)

Значит, что Буратино не знает? (падежи)

А давайте мы предложим нашим героям остаться на нашем сегодняшнем уроке, и познакомим их с падежами.



II Повторение пройденного материала. Мальвина и Буратино, присаживайтесь за парту, а ребята сейчас вам расскажут какие падежи есть в русском языке, и как научиться их определять.

Представление падежей: Именительный падеж Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО? и ЧТО? Ни с кем не спутает никто.... Родительный падеж Я из дома убежал, Я до вечера гулял, С дерева в сугроб нырял, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски. Но родительный падеж Не забуду, хоть зарежь.... Дательный падеж Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь!... Винительный падеж Я - Винительный падеж, Обвиняю всюду всех. Нету никаких надежд, Что не допущу огрех. Слово «вижу» подставляй И меня определяй.... Творительный падеж Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ. Что там долго говорить. Вот решился я… творить! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал. Я - художник, я - творец! Ух, какой я молодец!... Предложный Я думаю О КОМ? О ЧЁМ? О школе, о глаголах. Верней, я думаю о том, Как надоела школа… Зато теперь все падежи Я твёрдо заучила. Попробуй тоже так учи, Ведь знанья - это СИЛА!!!...

Учитель: Буратино, теперь то тебе все понятно? Буратино: - Ой, да это очень просто! Теперь я никогда не ошибусь!!! Учитель: А вот мы сейчас и проверим. Выполним задание на карточках.

Составь из слов каждой строчки предложение. Слово (река) поставь в нужной форме. Надпишите падеж существительных. (река), зимой, на, появился, лед. ______________________________________ Замело, (река), берега, снегом. _______________________________________ Гордятся, (река), жители, города, своей. _______________________________

А теперь давайте проверим, полученные вами предложения. Поменяйтесь карточками друг с другом и сравните свои ответы, с ответами на доске. Все справились с заданием? Молодцы.



III Изучение нового материала. А теперь следующее задание. Перед вами несколько слов. Подумайте и скажите, какое слово лишнее: Машина, девочка, дядя, ручка, стол, замазка, ракета, мечта, книга. Верно, слово СТОЛ лишнее. А почему, давайте объясним Буратино. (потому что остальные слова 1 склонения, а это слово 2 склонения). Буратино, не удивляйся так. В русском языке есть не только падежи, которые ты сегодня так хорошо запомнил, но и склонения. А что такое склонение? (изменение сущ по падежам). Сколько склонений в русском языке? 3. Как мы определяем склонение? (род и падеж) Хорошо, давайте просклоняем существительные: машина, праздник, мышь (один у доски, остальные в тетради.) 4. Физминутка. Буратино: - я совсем устал! Хочу гулять, отдыхать! Прыгать, бегать! Буратино, на уроках нельзя не прыгать, не бегать, не даже разговаривать о посторонних вещах. Но если ты очень устал, то мы с ребятами, проведем для тебя физ минутку. 5. Самостоятельная работа. Работа в рабочей тетради. А для чего мы учим склонения? (чтобы не делать ошибок в окончаниях существительных, чтобы писать всегда грамотно) Откроем наши рабочие тетради на стр ____ и выполним задание № ____ IV. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок. Ну что Буратино, понравилось тебе на нашем сегодняшнем уроке? Буратино: - Конечно, понравилось! Я теперь буду ходить в школу каждый день!!! И буду стараться писать грамотно! Учитель: - Ребята, а для вас урок был сложным? Добились ли мы с вами цели нашего урока? Повторили склонение и падеж, а помогли бедному Буратино? Спасибо вам за такой замечательный урок. Открывай дневники записываем Домашнее задание. Выставление отметок.

© 2010-2022