ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нижегородский институт развития образования


Кафедра начального образования


Квалификационная работа

Тема: ИКТ как средство формирования навыков

правописания безударных падежных окончаний

существительных единственного числа.

Выполнил

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №126 с углубленным

изучением английского языка»

г. Нижнего Новгорода

Воробьева Наталья

Константиновна

Образование- высшее

Педагогический стаж-16 лет

Категория-высшая

Стаж работы учителем начальных

классов-16 лет

Научный консультант

Яшина Наталья Юрьевна

Нижний Новгород

2010

Пояснительная записка
Обучение написанию безударных падежных окончаний имен существительных по программе М.С. Соловейчик строится на фонемной основе. Идеи фонематического принципа русской орфографии раскрыты в работах Эльконина Д.Б., Жедек П.С., Репкина В.В, Соловейчик М.С. Именно в нем созданы наилучшие условия, способствующие формированию орфографических навыков.
Но современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных методов, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
В соответствии с новыми образовательными стандартами среди планируемых результатов освоения программы начального общего образования появился новый раздел «Формирование ИКТ компетентности учащихся». Таким образом, уже с раннего школьного возраста дети должны учиться ориентироваться в высокотехнологичном мире, раскрывать свои способности с помощью новых технологий. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы позволяет констатировать, что различные аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались Н.И.Гендиной, А.А.Журиным, Н.В.Макаровой и другими авторами, однако вопросы формирования информационной грамотности младшего школьника изучены в гораздо меньшей степени. Здесь можно отметить работы С.А.Бешенкова, А.В.Горячева, Уварова А.Ю., А.Л.Матвеевой, занимающимися исследованиями в области информатизации образования.
К сожалению, на данный момент не существует программ по русскому языку, в которых применяются на практике возможности ИКТ.
Именно этим объясняется актуальность данной темы. На примере изучения раздела программы «Написание безударных падежных окончаний существительных единственного числа», хотелось рассказать о возможностях применения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.
Новизна данной работы заключается в том, что мной разработан методический материал с использованием ИКТ для каждого урока данного раздела.

Необходимость внедрения ИКТ объясняется психологическими и возрастными особенностями учащихся начальной школы. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в их жизни. Компьютерные технологии, высокотехнологичные звуко- видеовоспроизводящие устройства (DVD, mp3-плееры, мобильные телефоны, компьютеры) являются неотъемлемой частью жизни младших школьников. Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает огромное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Раньше главными источниками информации для ребенка- ученика были учебник, справочная литература, лекция учителя. Сегодня мы учим детей, живущих в мире компьютерных технологий.
Вот почему учитель должен вносить в учебный процесс новые способы подачи информации, поскольку мозг ребенка, настроенный на получение знаний в игровой и развлекательной форме, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа-средств. Этим требованиям в полной мере отвечают информационные коммуникационные технологии, а именно их использование в педагогической практике.
Если учитель хочет соответствовать новым образовательным стандартам, быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство, а вместе с тем и познавательный интерес своих учеников, он, как минимум, должен теоретически представлять, каким образом можно использовать ИКТ на уроках, а как максимум использовать эти современные технологии.















Цель работы:

Формирование навыков правописания безударных падежных окончаний

имен существительных единственного числа с использованием ИКТ

Задачи:
1. Формирование мотивации учащихся посредствам компьютерных технологий на уроках русского языка: - выявление возможностей ИКТ как средства повышения качества и эффективности процесса обучения русскому языку; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
2. Способствовать формированию информационной грамотности и языковой компетентности обучающихся.
3. Способствовать развитию способности обучаемого к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информатизации образовательного процесса через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- развитие творческого мышления.










Содержание собственного педагогического опыта в реализации раздела программы.
На раздел «Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа» в соответствии с планированием по программе «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик отводится 5 учебных часов:1час- «Старое правило помогает узнать новое», отведен объяснению нового материала, а 4 часа отводятся на закрепление изученного- «Учимся решать орфографические задачи в безударных окончаниях существительных единственного числа».
При планировании данного раздела мной добавлен один резервный час перед уроком изучения нового материала с целью систематизации и обобщения исходных знаний, необходимых для усвоения нового материала.
В урок, который проводится в преддверии изучения нового материала, включен тест на основе Power Point , с целью выявления знаний о сильных и слабых позициях звуков (Приложение 1), интерактив о решении орфографических задач на нахождение безударных гласных в корнях слов, созданный в программе Excel (Приложение 2), а также упражнение, созданное в программе Word, которое позволяет проверить знания о трех типах склонения существительных (Приложение 3).
На уроке объяснения нового материала предлагается использовать алгоритм нахождения безударных падежных окончаний имен существительных на базе Power Point (Приложение 4), интерактив, созданный в Word, с целью закрепления знаний о словах- помощниках с ударными окончаниями, подставляемых вместо существительных с безударными окончаниями (Приложение 5), а также задание на основе Excel (Приложение 6) для тренировки в решении орфографических задач в безударных падежных окончаниях существительных в сопоставлении со способом решения задач по нахождению безударных гласных в корнях слов.

На следующем уроке фонематический принцип русской орфографии распространяется на другие части слов. Помогает в этом презентация Power Point «Фонематический принцип русской орфографии» (Приложение 7). Закрепление данного принципа отрабатывается на упражнении, созданном в Excel, где отрабатывается возможность применения единого способа работы с безударными гласными во всех частях слов: корнях, окончаниях, суффиксах и приставках (Приложение 8).
На уроках закрепления изученного материала предлагается использовать тест-шаблон на основе Power Point, где учащимся предлагается потренироваться в определении безударных падежных окончаний е-и существительных (Приложение 9), также интерактив, созданный в Word, где учащимся предлагается распределить слова в два столбика, в зависимости от выбора безударного окончания существительного е-и (Приложение 10)
С целью контроля и проверки знаний на последнем уроке данного раздела программы проводится тест, созданный в программе E-leaning, который позволяет выявить уровень усвоения данного материала учениками (Приложение 11).
Собственные разработки с использованием ИКТ по данному разделу программы можно представить в виде следующей таблицы:

Тип урока Разработки с использованием ИКТ Урок систематизации и обобщения исходных данных Тест на основе Power Point «Сильные и слабые позиции звуков» (Приложение 1)
Интерактив «Безударные гласные в корнях слов» на основе Excel (Приложение 2)
Интерактив «Склонения имен существительных» на основе Word (Приложение 3) Урок объяснения нового материала Алгоритм нахождения безударных падежных окончаний имен существительных на базе Power Point (Приложение 4) Интерактив на базе Word «Слова-помощники»(Приложение 5)

Задание на основе Excel «Безударные гласные в корнях и окончаниях» (Приложение 6)
Уроки закрепления изученного материала Презентация Power Point «Фонематический принцип русской орфографии» (Приложение 7)
Упражнение на основе Excel «Безударные гласные в разных частях слов» (Приложение 8)
Тест-шаблон на основе Power Point «Безударные падежные окончания е-и имен существительных» (Приложение 9)
Интерактив на базе Word «Безударные падежные окончания е-и имен существительных» (Приложение 10) Урок контроля и проверки знаний Тест на основе программы E-leaning (Приложение 11)


В силу выбора темы, я постаралась максимально насытить уроки всевозможными видами и способами работы с ИКТ с использованием различных программ. Учитель вправе сам выбирать необходимый материал в соответствии с техническими возможностями, собственными знаниями и умениями в работе с ИКТ, а также способностью детей работать в данных программах.


















Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

  • способствуют повышению познавательного интереса к предмету;
  • способствуют углублению знаний учащихся по предмету;
  • содействуют росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяют учащимся проявить себя в новой роли;
  • способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • повышенная мотивация обучения;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе урока, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.


Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий для профессионального педагогического сообщества?
  • экономия времени на уроке;
  • глубина погружения в материал;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, текстового материала;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточно знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, рассуждать, добывать необходимую информацию.

Каково влияние использования ИКТ на ближайшее социальное окружение?
  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • подготовка обучающихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование ключевых компетентностей, предъявляемых Федеральными государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать материал; - умение работать в группе; - умение находить информацию в различных источниках; -коммуникативная компетентность
- осознание полезности получаемых знаний и умений.

Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?
  1. Повышение познавательного интереса учащихся.
Анкетирование, проведенное среди ребят, показало, что 100% учащихся поддерживают такую форму работы на уроке. Ученики с желанием идут на такие уроки, с увлечением и интересом включаются в работу. Все внимание учащихся сконцентрировано на изучение материала, повышается интерес к самому предмету. Результаты опроса показали, что ученики с удовольствием занимаются на компьютере. Изменяются взаимоотношения между учителем и учеником. Учащимся отвечать компьютеру проще, чем учителю у доски. Изменилось и отношение к самому компьютеру. Если раньше компьютер рассматривался как игрушка, то после овладения определенными навыками компьютер превращается в средство, при помощи которого ученик может получать знания.
  1. Повышение качества образования.
По итогам исследования качества знаний полученных учащимися при изучении данного раздела был выявлен рост процента качества, что отражено в Диаграмме 1 ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа








Диаграмма 1
Таким образом, компьютер позволяет создать условия для повышения уровня обученности.
  1. Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности.
Благодаря внедрению компьютерных технологий увеличивается объем материала для самостоятельной работы учащихся, а это приводит к положительным результатам, поскольку, в памяти остается ¾ новой информации, если человек вовлечен в активную деятельность, а не является пассивным слушателем.
  1. Повышение уровня информационной культуры
Формируется умение работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации, в том числе и с помощью средств ИКТ.

Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов и форм организации деятельности учащихся.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. ИКТ на конкретном уроке дают возможность разнообразить формы работы за счет одновременного использования иллюстративного, аудио видео, текстового материала. Работа может осуществляться на разных типах урока: - как систематизация и обобщение знаний перед введением нового материала; - как способ объяснения нового материала; - как способ закрепления изученного материала; - как способ контроля и проверки знаний; Для учеников разных возрастных групп, для достижения различных целей и задач можно применять разнообразные формы работы с использованием ИКТ.
Формы использования ИКТ
1.Использование готовых электронных проектов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету.

2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить мультимедийный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память учащихся. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока, определить место презентации на уроке. Если презентация станет основой урока, его «скелетом», то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео фрагменты). Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке в рамках времени, отведенного на данный этап. Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше заранее ознакомиться с презентацией, созданной учеником, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы) и становится составной частью современного образования. Через поисковые системы в Интернете учащиеся находят биографические, исторические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: - целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; - видеть информацию в целом, выделять главное в информационном сообщении.

  1. Использование интерактивов, созданных в программах Word ,Excel, Power Poin, E-leaning.

Использование интерактивов, созданных в программах Word ,Excel, Power Point, E-leaning, позволяет закрепить, обобщить и проверить знания, полученные учащимися на уроке.












Список используемой литературы:
  1. Азимов Э.Г., Щукин А. Ш. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) СПб.: Златоуст, 1999
  2. Андреева Н.В. Компьютерные технологии в обучении ./ Н.В. Андреева; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2002
  3. Башмаков М.И. Понятие информационной среды процесса обучения // М.И. Башмаков, С.Н.Поздняков, Н.А.Резник// Шк. технологии - №2, 2000 Бешенков С.А., Ракитина Е.А.,Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики - Бином, 2008

  4. Власов Е.А. Компьютеры в обучении языку: проблемы, решения. М: Русский язык, 1990
  5. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.- М., Школьная библиотека, 2003

  6. Горячев А.В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» - Баласс, 2009

  7. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы// Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987
  8. Журин А.А. Самоучитель работы на компьютере для начинающих и школьников. - Большая Медведица, 2002

  9. Жедек П.С., Репкин В.В. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии.-1974
  10. Недбай В.В. Активная работа с медиа-информацией как одно из условий развития умения опосредованного общения учащихся.// Язык и время.- Красноярск, 2004
  11. Нестерова А.С. Применение информационных технологий в обучении русскому языку// Информатика и образование.- № 7, 2003

12.Реализация Федерального государственного стандарта второго

поколения//Начальная школа.-2009.-№9 13.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/под ред.М.С. Соловейчик.-1993 14.Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении // Школьные технологии, - №5, 2004 15.Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении // Педагог, - №2, 2005 16.Уваров А.Ю. Чему учить на уроках информатики. [Электронный документ]// inf.1september.ru.
Учебник для начальных классов
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка . Учебник для 4 класса.-Смоленск «Ассоциация 21 век».- 2009

Приложение 1.

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа







ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа





ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаПриложение 4

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа




ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

Приложение 9

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа


ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа


ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа


ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа


ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числаИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа


ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа


ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

ИКТ как средство формирования навыков правописания безударных падежных окончаний существительных единственного числа

4. Что нужно определить у существительного для написания правильного безударного падежного окончания

-склонение

-падеж

5. Какое слово - помощник необходимо подставлять для проверки безударного падежного окончания существительных 1 склонения

-рука

-плечо

-грудь

6. Какое слово - помощник необходимо подставлять для проверки безударного падежного окончания существительных 3 склонения

-рука

-плечо

-грудь

7. Какое слово - помощник необходимо подставлять для проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения

-рука

-плечо

-грудь

8. Какое безударное падежное окончание напишешь в существительном на болот…

9. Какое безударное падежное окончание напишешь в существительном по дорожк…

10. Какое безударное падежное окончание напишешь в существительном к дочер…


© 2010-2022