- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Моя проектная деятельность»
Статья «Моя проектная деятельность»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пашинова Ж.М. |
Дата | 17.05.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №479 «Славянских культур»
Кировского района Санкт - Петербурга
Статья
«Моя проектная деятельность»
Тема: Математика
«Задачи разных видов»
Девиз: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду.
А если хотите научиться решать задачи,
то решайте их.»
(Д. Пойя)
2 класс
Пашинова Жанна Мануиловна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №479 «Славянских культур»
2013 год
«Моя проектная деятельность»
Ж.М. Пашинова
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ№479
«Славянских культур»
«Если вы хотите научиться плавать,
то смело входите в воду.
А если хотите научиться решать задачи,
то решайте их».
(Д. Пойя) В последние время происходят глобальные изменения во всех сферах человеческой жизни. Эти изменения коснулись и образования. Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей, освоение учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие познавательных и коммуникативных способностей, приобретение основ культуры поведения. Учитель и родители хотят видеть детей думающими, с хорошим багажом знаний, умений и навыков, творческими, способными анализировать любую жизненную ситуацию, умеющими преодолевать трудности, ставить цели, их добиваться, искать разные способы действий, конструктивные пути разрешения проблем, позитивно относиться к окружающим людям. На протяжении многих лет, проверяя контрольные работы по математике, я заметила, что детям трудно дается решение задач. Возникает вопрос «Как научить решать задачи?». Ведь решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время - это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка. Чаще всего решая задачи на уроке мы используем систему вопросов, которые помогают ученикам понять смысл задачи и пошагово прийти к ее решению. Такой подход приводит к ориентации работы учителя на получение ответов на вопросы задач, а не на формирование умения решать задачи. Деятельность учащихся сводится на решение конкретной задачи, а не на овладение способом решения. По этой причине среди учителей распространено мнение, что любая задача, включенная в урок, должна быть обязательно решена на уроке, решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность учащихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Выход из сложившейся ситуации подсказывает принятие ФГОС второго поколения. Приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию. В рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Таким образом, я решила использовать проектную деятельность для: -разработки и внедрения новых форм обучения решению задач; -развитию познавательных устремлений (насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями); -развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями); -развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Для работы над проектом я изучила методическую литературу, а также использовала электронный ресурс «Социальная сеть работников образования». Изучила и провела все этапы работы над проектом. 1.Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Ученики 2 класса легко решают простую задачу и испытывают трудности при решении задачи в два действия. Видят решение, которое лежит на поверхности задачи и не отвечают на главный вопрос. А чтобы ребенок видел оба вопроса задачи его надо научить правильно составлять краткую запись к задаче. Не каждый ученик самостоятельно может составить краткую запись. Возникает проблема. Как научить ребенка составлять краткую запись и отвечать на все вопросы задачи. 2.Выявление дефицитов, их типов. В школьных учебниках недостаточное количество задач для получения устойчивого алгоритма их решения. 3.Оценка необходимости восполнения дефицита. Для достижения поставленной цели необходимо большое количество задач. 4.Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка компетенций по теме «Задачи». 5.Поиск средств, возможных путей решения - перевод проблемы в задачу. 6.Выбор средств решения проблемы. 7.Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации). 8.Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?). 9.Представление окружающим полученного результата («продукта»).
Описание проекта
- Постановочный этап. Погружение в проект.
- Этап самоопределения
- Анализ и планирование
- Учитель предлагает задачу на листе бумаги А4 (см. Приложение 5). Дети составляют краткую запись и записывают решение и ответ. Записи соотносят с образцом на доске.
- Составление условия задачи с предложенным образцом краткой записи. Решение задачи её автором.
- Проверка условий и решений задач учителем.
- Решение задач в группах.
- Подведение итогов.
- Реализация проекта.
- Рефлексия
Здравствуйте, второклассники!
Поздравляю вас с наступающим Новым Годом!
Здесь у нас на Северном Полюсе как всегда много снега. Даже я в своих волшебных валенках то и дело по пояс проваливаюсь в сугроб! А Снегурочка, помогая мне из него выбраться, смеется до упаду!
Вчера я еще раз прошелся по лесам - проверить, все ли готово к празднику. Там царит веселая новогодняя суета. Звери и птицы всегда так радуются моему приходу! Еще бы, ведь я наряжаю им елку и приношу угощения - сухие грибы, ягоды и орехи!
Перед тем, как снарядить мои чудесные сани и отправиться к тебе в Санкт-Петербург, мы со Снегурочкой разучиваем новые новогодние песенки, придумываем новые интересные конкурсы и загадки.
И, конечно, готовим подарки!
Так что вам, второклассники, не придется скучать, когда я приеду в Санкт-Петербург!
Весь старый год я следил за вашими успехами и радовался вашим добрым делам! Поэтому я точно знаю, что вам понравиться конкурс, который я предлагаю второклассникам. Каждому из вас необходимо решить три задачи и составить к ним краткие записи. За каждую правильно составленную краткую запись вы получите- 2 балла, за правильное решение задачи -2балла, за правильный ответ -1 балл. Итого за каждую задачу -5 баллов. За верное решение трех задач -15 баллов. Если весь класс благополучно выполнит все задания. то в этот Новый Год вы получите увлекательные подарки! Если у вас что-то не получиться, не огорчайтесь, вы сможете поучаствовать в этом конкурсе в следующем году. У вас будет 365 дней, чтобы научиться решать задачи.
С Новым годом! Пусть все твои новогодние пожелания сбудутся!
Дед Мороз
Приложение 1.
-
Конкурс «Задачки»
Задача №1
Учащиеся 3 класса сделали 15 кормушек для птиц, а учащиеся 2 класса на 5 кормушек больше. Сколько всего кормушек сделали учащиеся 2 и 3 классов.
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Задача №2
Снегурочка вырезала 20 снежинок. Из них 4 подарила Саше и 9 Ире. Сколько снежинок осталось у Снегурочки?
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Задача № 3.
У Деда Мороза в мешке 10 игрушек. Из них 3 куклы и несколько роботов. На сколько больше роботов, чем кукол?
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Фамилия имя ученика 2 класса
Баллы
Конкурс «Задачки»
Задача №1
Учащиеся 3 класса сделали 25 кормушек для птиц, а учащиеся 2 класса на 5 кормушек больше. Сколько всего кормушек сделали учащиеся 2 и 3 классов.
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Задача №2
Снегурочка вырезала 23 снежинки. Из них 9 подарила Маше и 4 Гале. Сколько снежинок осталось у Снегурочки?
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Задача № 3.
У Деда Мороза в мешке 12 игрушек. Из них 3 куклы и несколько роботов. На сколько больше роботов, чем кукол?
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Фамилия имя ученика 2 класса
Баллы
Здравствуйте, второклассники!
Поздравляю вас с наступившем 2013 годом!
Я и Снегурочка рады, что вы приняли участие в нашем конкурсе «Задачки».
Особенно порадовали меня девочки вашего класса:
Мещерякова Валерия, Прокофьева Ника и Давыдова Дарья.
Они почти научились составлять краткие записи , решать задачи и записывать ответы.
Милые второклассники!
Не огорчайтесь, не печальтесь, не переживайте, что вы не стали победителями в этом году. Этот конкурс я проведу в конце 2013 года, и тогда вы наверняка одержите блистательную победу.
У вас будет 365 дней, чтобы научиться решать задачи.
Помните!
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда.»
Весь год я буду следить за вашими успехами, и радоваться вашим добрым делам!
С Новым годом и Рождеством! Пусть все ваши новогодние пожелания сбудутся!
Дед Мороз
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 Сводная таблица.
Тема
задачи
Кол-во
Участ-
ников
Кол-во
безупречных работ
Сам-ная работа
Помощь родителей
Поиск информации
Понравилось
задание
Испытал
трудности
Требуется помощь взрослого
Хочу прод. работу над проектом
Овощи
24
12
3
5
2
20
5
12
24
Животные зоопарка
24
15
3
7
1
19
3
9
24
Кустарники
22
15
1
10
3
21
6
7
22
Разное
24
10
1
12
0
18
5
14
24
Творческая
21
13
1
9
1
13
7
8
20
Деление
20
14
7
10
2
17
10
3
20
Приложение 5
«Животные зоопарка»
Слону в зоопарке дают в сутки 20 кг картофеля, а моркови на 15 кг меньше. Сколько картофеля и моркови съедает слон за один день?
Краткая запись.
К.-
М.-
Решение: 1)
2)
Ответ:
Овощи. В магазин привезли 47 килограммов свёклы, а моркови 99 килограммов. На сколько килограммов моркови привезли больше, чем свёклы? Краткая запись:
С. - М.-
Решение:
Ответ:
Кустарники.
На дачном участке посадили 16 кустов орешника, а смородины - на 15 кустов больше. Сколько всего посадили кустов на дачном участке?
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Разное.
В школьной рекреации три аквариума. В одном 17 карасиков, во втором на 8 больше, а в третьем столько, сколько в первом и втором вместе. Сколько карасей в третьем аквариуме.
Краткая запись:
Решение:
Ответ:
Литература.
1. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. - 2007. - № 3. - С.42-45.
2. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. - 2007. - № 4. - С.13-15.
3. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. - 2004. - № 9. - С.33-40.
4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.55-59.
5. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.96-101.
6. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С.21-26.
7. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. - 2006. - № 1. - С.17-27.
8. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2007. С.- 112.
9. Морозова,О.В. Решение проектных задач в начальной школе [Электронный ресурс]:социальная сеть работников образования. Режим доступа: nsportal.ru
10. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.:АРКТИ, 2007. - 80 с.
11. Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. - 204. - № 4. - С. 9-11
12. Царева, С.Е. Обучение решению задач//Начальная школа.-1998.- № 1. - С.102-106.