- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению Р. Н. Бунеевой, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндиловой 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению Р. Н. Бунеевой, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндиловой 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Иванова И.Э. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 3-Б класса разработана на основе: - Примерной образовательной программы по литературному чтению; - Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2015-2016 уч.годы; - Программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой; - УМК "Школа 2100". Нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373;
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ».
- формирование техники чтения и приемов понимания текста;
- приобщение детей к литературе (на основе интереса к чтению), как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями
- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
- формирование потребности в систематическом чтении.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; - этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; - самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; - делить текст на части, составлять простой план; - самостоятельно формулировать главную мысль текста; - находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания; - по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); - относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; - различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора; - видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ
Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. Летние путешествия и приключения. Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. " Глухая пора листопада … Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок "И кот ученый свои мне сказки говорил..." Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи В. Берестова, Г. Сапгира, В. Высоцкого, Б. Гребенщикова о сказках и волшебстве. "Поет зима,аукает..." Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике. Животные в нашем доме. Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. Мы с мамой и папой. Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях. "Наполним музыкой сердца..." Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека. День смеха. Веселые юмористическиестихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмореа "О весна, без конца и без краю..." Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. День Победы. Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. Родная земля. Отрывки из произведений К. Паустовского, Г. Цыферова и др. о России, о любви к родной земле.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова - по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух - 60-70 слов и выше. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух. II полугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого тек-
ста - 75-80 слов. Осознанное чтение про себя. Темп чтения - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.
-
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
-
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий "герой-персонаж" - "рассказчик" - "автор". Повесть, ее отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
должны уметь: - практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения; - относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.
6. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Обучение: - подробному и краткому пересказу текста по плану; - выборочному пересказу текста; - словесному рисованию картин к художественным текстам; - составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана; - составлению устных рассказов от имени одного из героев; - составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Формирование умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана). Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений. должны уметь: - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану; - составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания; - учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения. • Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту.
• Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа.
• Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений.
• Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия).
• Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли.
• Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом.
• Уметь составлять простой план (повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста).
• Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию.
• Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отношения автора к герою, его обоснование).
• Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором.
• Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.
• Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения.
• Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и т.д.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Прощание с летом (5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Формировать мотивацию учебной деятельности.
-Формировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Постановка учебной задачи.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
Познавательные универсальные учебные действия - Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. - Выполнять основные мыслительные операции: анализ, синтез. - Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. - Умение осознанно строить речевое высказывание. - Уметь выполнять основные операции сравнение, обобщение и др. - Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
Раздел 2. Летние приключения и путешествия (19 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование самооценки учащегося.
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 3. Природа летом (11 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 4. Уроки и перемены (23 часа)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.
- Формировать способность учащихся к саморазвитию.
- Формировать ценностное отношение к письму.
- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.
- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
- Формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 5. Мой дом (7 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование самооценки учащегося.
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (14 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Формирование адекватной и позитивной самооценки.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (8 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 8. Животные в нашем доме (10 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.
- Формировать способность учащихся к саморазвитию.
- Формировать ценностное отношение к письму.
- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.
- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (9 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 11. День смеха (5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 12. Весна(5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 12. День Победы (3 часа)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.
- Формировать способность учащихся к саморазвитию.
- Формировать ценностное отношение к письму.
- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.
- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
- Формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 14. Родная земля (4 часа)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» -овладение функциональной гра- мотностью; - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение -приобщение к литературе как к искусству слова; -приобретение и первичная система- тизация знаний о литературе, книгах, писателях
3-й класс • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
• находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характеристику героя;
• составлять устные и письменные описания • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым признакам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений
НОРМЫ ОЦЕНОК
Литературное чтение В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов ) , то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одни предложение от другого; - во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; - в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы
Входной контроль
1 полугодие
2 полугодие
1
-
-
25-35
2
30-40
35-45
45-50
3
50-60
55-65
65-70
4
70-80
75-85
90 и более
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-
- неправильная постановка ударений (более двух);
-
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
-
-неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-
- не более двух неправильных ударений;
-
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;
-
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-
- неточности при формулировке основной мысли произведения; -
-
-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
-
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
-
- читает целыми словами (2полугодие);
-
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
-
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
-
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
-
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
-
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
-
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
-
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
-
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
-
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
-
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
-
- допускает более 6 ошибок;
-
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
-
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект по литературе:
- Книга для чтения из серии «Свободный ум»: «В одном счастливом детстве», в 2-х ч., 3 класс, М. «Баласс»,2004 г., Авторы Р. Н. Бунеев, Е. А.Бунеева.
- Методические рекомендации для учителя, М., «Баласс», 2008г. Авторы Е. В. Бунеева, О.В. Смирнова.
- Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве», 3 класс, М. «Баласс»,2004 г., Авторы Е. В. Бунеева, О.В. Смирнова.
Для реализации задач образования существует учебно-методическая и дидактическая база: 1. Разработки уроков с рабочим материалом. 2. Портреты и их биографии детских писателей и поэтов. 3. Тексты для проверки техники чтения. 4. Сюжетные иллюстрации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ 1. техника чтения Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
- способ чтения - чтение целыми словами;
- правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
- ФИ уч-ся
Кол-во слов
(неподготовленный текст) Способ чтения Правильность
(характер ошибок)
Осмысленность
чтения Выразитель-ность неподгот. текст подгот. текст
- Дневники читателя
- Иллюстрированные «авторские» работы
- Сочинения