Рабочая программа по литературному чтению Р. Н. Бунеевой, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндиловой 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 3-Б класса разработана на основе: - Примерной образовательной программы по литературному чтению; - Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2015-2016 уч.годы; - Программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой; - УМК "Школа 2100". Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ».
Цели и задачи курса: Цель - формирование читательской компетенции младшего школьника на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Задачи:
  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста;
  2. приобщение детей к литературе (на основе интереса к чтению), как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями
  3. развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
  4. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
  5. развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  6. формирование потребности в систематическом чтении.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать

другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться

ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к

совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по

отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; - этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; - самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; - делить текст на части, составлять простой план; - самостоятельно формулировать главную мысль текста; - находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания; - по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); - относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; - различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора; - видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ


Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. Летние путешествия и приключения. Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. " Глухая пора листопада … Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок "И кот ученый свои мне сказки говорил..." Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи В. Берестова, Г. Сапгира, В. Высоцкого, Б. Гребенщикова о сказках и волшебстве. "Поет зима,аукает..." Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике. Животные в нашем доме. Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. Мы с мамой и папой. Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях. "Наполним музыкой сердца..." Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека. День смеха. Веселые юмористическиестихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмореа "О весна, без конца и без краю..." Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. День Победы. Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. Родная земля. Отрывки из произведений К. Паустовского, Г. Цыферова и др. о России, о любви к родной земле.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова - по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух - 60-70 слов и выше. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух. II полугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого тек-
ста - 75-80 слов. Осознанное чтение про себя. Темп чтения - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; "эксперимент с заглавиями": нахождение авторского заглавия в ряду данных). Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий. Развитие умений: - выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; - самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); - составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана - повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста); - сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками; - самостоятельно составлять план рассказа о герое; - отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание; - использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
  1. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом текстах слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики. Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое: - портрет; - детали биографии (что известно о его жизни); - черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; - речь героя как средство его характеристики; - отношение автора к герою; - собственное отношение к герою, его обоснование. Формирование внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором. Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано). Высказывание своего отношения к прочитанному.

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий "герой-персонаж" - "рассказчик" - "автор". Повесть, ее отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
должны уметь: - практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения; - относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

6. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Обучение: - подробному и краткому пересказу текста по плану; - выборочному пересказу текста; - словесному рисованию картин к художественным текстам; - составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана; - составлению устных рассказов от имени одного из героев; - составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Формирование умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана). Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений. должны уметь: - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану; - составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания; - учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения. • Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту.
• Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа.
• Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений.
• Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия).
• Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли.
• Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом.
• Уметь составлять простой план (повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста).
• Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию.
• Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отношения автора к герою, его обоснование).
• Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором.
• Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.
• Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения.
• Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и т.д.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Прощание с летом (5 часов)


Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формирование установки на здоровый образ жизни.

- Формировать мотивацию учебной деятельности.

-Формировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

- Постановка учебной задачи.

- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Познавательные универсальные учебные действия - Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. - Выполнять основные мыслительные операции: анализ, синтез. - Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. - Умение осознанно строить речевое высказывание. - Уметь выполнять основные операции сравнение, обобщение и др. - Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Умение слушать и вступать в диалог.

- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.

- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Раздел 2. Летние приключения и путешествия (19 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формирование самооценки учащегося.

- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- Формировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.



Раздел 3. Природа летом (11 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формировать мотивацию учебной деятельности.

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.

Познавательные универсальные учебные действия - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.

Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.



Раздел 4. Уроки и перемены (23 часа)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.

- Формировать способность учащихся к саморазвитию.

- Формировать ценностное отношение к письму.

- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.

- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

- Формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.





Раздел 5. Мой дом (7 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формирование самооценки учащегося.

- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.



Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (14 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

- Формирование адекватной и позитивной самооценки.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.

Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.

Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.



Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (8 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.



Раздел 8. Животные в нашем доме (10 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.

- Формировать способность учащихся к саморазвитию.

- Формировать ценностное отношение к письму.

- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.

- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.



Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные универсальные учебные действия - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.

Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.



Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (9 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

Формировать мотивацию учебной деятельности.

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.

Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.



Раздел 11. День смеха (5 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

Регулятивные универсальные учебные действия - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.





Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно.



Раздел 12. Весна(5 часов)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

Формировать мотивацию учебной деятельности.

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.





Раздел 12. День Победы (3 часа)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.

- Формировать способность учащихся к саморазвитию.

- Формировать ценностное отношение к письму.

- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.

- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

- Формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь составлять план и последовательность действий. - Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Предвидеть уровень усвоения знаний. - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь узнавать, называть и определять объекты. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Формировать умения ориентироваться в учебнике.



Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге. - Уметь работать в парах. - Умение выражать свои мысли полно и точно. - Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.



Раздел 14. Родная земля (4 часа)



Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

Формировать мотивацию учебной деятельности.

- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Формировать способности учащихся к саморазвитию.

- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные универсальные учебные действия - Уметь осуществлять контроль по результату. - Уметь формировать и удерживать учебную задачу. - Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - Постановка учебной задачи. - Умение учиться работать по предложенному учителем плану. - Сравнение собственных линий с образцом. - Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.



Познавательные универсальные учебные действия - Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.. - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение. - Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей. - Выполнение логических заданий на сравнение. - Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. - Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.

Коммуникативные универсальные учебные действия - Умение слушать и вступать в диалог. - Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения. - Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. - Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. - Участвовать в учебном диалоге.







ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» -овладение функциональной гра- мотностью; - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение -приобщение к литературе как к искусству слова; -приобретение и первичная система- тизация знаний о литературе, книгах, писателях

3-й класс • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух;



• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;



• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста;



• находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные описания • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым признакам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений







НОРМЫ ОЦЕНОК

Литературное чтение В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов ) , то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одни предложение от другого; - во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; - в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

-

25-35

2

30-40

35-45

45-50

3

50-60

55-65

65-70

4

70-80

75-85

90 и более

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • - неправильная постановка ударений (более двух);

  • - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • - неумение выделить основную мысль прочитанного;

  • -неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • - нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • - не более двух неправильных ударений;

  • - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;

  • - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • - неточности при формулировке основной мысли произведения; -

  • -нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.


3-й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  • - понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):

  • - читает целыми словами (2полугодие);

  • - читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

  • - самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

  • - понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

  • -твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

  • - читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

  • -читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);

  • -допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

  • - правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

  • - знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка "3" ставится ученику, если он:

  • - читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

  • - переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

  • - последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

  • - читает монотонно, по слогам (1полугодие);

  • - читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);

  • - допускает более 6 ошибок;

  • - искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

  • - при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект по литературе:

  1. Книга для чтения из серии «Свободный ум»: «В одном счастливом детстве», в 2-х ч., 3 класс, М. «Баласс»,2004 г., Авторы Р. Н. Бунеев, Е. А.Бунеева.
  2. Методические рекомендации для учителя, М., «Баласс», 2008г. Авторы Е. В. Бунеева, О.В. Смирнова.
  3. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве», 3 класс, М. «Баласс»,2004 г., Авторы Е. В. Бунеева, О.В. Смирнова.

Для реализации задач образования существует учебно-методическая и дидактическая база: 1. Разработки уроков с рабочим материалом. 2. Портреты и их биографии детских писателей и поэтов. 3. Тексты для проверки техники чтения. 4. Сюжетные иллюстрации.





























РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ 1. техника чтения Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

  • способ чтения - чтение целыми словами;
  • правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  • скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  • Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Для текущего контроля предлагаются тексты для проверки техники чтения и выразительного чтения. 1 проверка - на первой неделе сентября; 2 проверка - в конце первой четверти; 3 проверка - в декабре; 4 проверка - после зимних каникул; 5 проверка - в конце III четверти; 6 проверка - после весенних каникул; 7 проверка - в конце года, итоговая. Результаты проверки умений и навыков оформляются в виде сводной таблицы.
ФИ уч-ся

Кол-во слов

(неподготовленный текст) Способ чтения Правильность

(характер ошибок)

Осмысленность

чтения Выразитель-ность неподгот. текст подгот. текст

Для тематического контроля предлагаются проверочные работы (№ 1-6). Их цель - совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное на уровне слова, словосочетания, предложения, понимать содержание и смысл текста в целом. Форма итогового контроля - тест по курсу литературного чтения, проверяющий уровень развития читательских умений (умений вычитывать из текста информацию на разных уровнях, ориентироваться в структуре текста, определять его жанр и тему, составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа). При составлении тестовых заданий за образцы взяты КИМы, разработанные в 2005 г. Специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО. 2. Портфолио:
  • Дневники читателя
  • Иллюстрированные «авторские» работы
  • Сочинения












© 2010-2022