Кружок Мир сказок (1-2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация Шарангского района Нижегородской области


Муниципальное образовательное учреждение

Шарангская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю Директор МОУ ШСШ: ________________Т.И. Паянова. «___»_______________ 2008 год. Принята решением методсовета Протокол от __________№____




Программа

дополнительного образования

«Мир сказок»

Срок реализации 2 года.

Возраст детей: 7-9 лет

Автор: Чистоусова Н.П.,

Воспитатель ГПД,

МОУ Шарангская СОШ



р.п. Шаранга 2008 год

Введение Не много в искусстве таких совершенных произведений, как народные сказки. Пушкин писал из деревни брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания, что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героика, и веселая шутка, и - это самое главное невероятная выдумка. Без чудес нет сказок. Что ни сказка- то новое чудо! В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей. Читатель должен знать, что сказка- выдумка, доброе пожелание, надежда. Тем сказки и привлекательны. Они не обманывают, они очаровывают, а мечта делает человека сильным, окрыляет. Есть и другие сказки. В них дана воля шутке. Смысл таких сказок в насмешке. Высмеиваются жадные, хитрые и скупые люди. Шуткой и насмешкой проникнуты и сказки о животных - о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, раке. И хотя в сказках действуют животные, но в их характеристиках мы узнаем людей - чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Так нам открывается серьезный человеческий смысл и этих сказок.

Пояснительная записка Кружок «Мир сказок» создан для того, чтобы расширить читательский кругозор, привить любовь и интерес к книге, к слову. Много счастливых минут доставляет каждому из наших читателей общение со сказками. Как на крыльях уносимся мы в воображаемый мир, снова и снова дивясь богатству народной выдумки, глубокому и многозначному смыслу чудесных историй, яркости и выразительности языка и стиля. Для составления программы «Мир сказок» использованы «Поурочные разработки по внеклассному чтению»; «Полная библиотека внеклассного чтения»; учебное пособие «Фольклор и родное слово». Программа реализуется в рамках внеклассной работы. Содержание программы, формы и методы соответствуют возрастным особенностям детей Цель программы «Мир сказок»- пробуждение интерес к чтению; расширение кругозор; развитие памяти и воображения, речи, мышления, находчивости, смекалки, внимания, обогащение словарного запаса учащихся. Приобщение детей к миру сказок разных народов; подробное ознакомление с биографией сказочников; формирование умения анализировать сказки.

Задачи программы:

  1. Дать сведения о подлинной жизни народа в давние времена: о жилище, одежде, занятиях людей; верованиях, обычаях и обрядах нашего народа.

  2. Познакомить детей с русскими волшебными сказками, бытовыми сказками, сказками о животных, сказками разных народов.

  3. Научить давать характеристику героям.

  4. Помочь понять детям, что люди независимо от того где они живут, считают хорошим и что плохим, что ценят и что осуждают.

И мечты, и идеи у разных народов тоже похожи.

Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Посещаемость и списочный состав практически не изменяется в течение всего года. Это позволяет более точно подвести итоги к концу учебного года, проследить, как изменяется интерес к чтению, сделать выводы о проделанной работе.

Свобода мысли, радость общения с взрослыми и друг с другом - это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достигнуть такой цели можно, если сделать занятия интересными.

Программа рассчитана на 2 года.

Вид кружка: кружок постоянного состава.

Число учащихся: 12человек.

Режим занятий: 1500- 1540

Место занятий: МОУ Шарангская СОШ, кабинет №8.

Учебный план (1 год)



Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Русские волшебные сказки

16

8

8

3

Русские бытовые сказки

16

8

8


Всего часов:

34

17

17



Содержание тем.

(1 год)



п/п


Тема


Часы

1



2

3

4

5

6

7

Вводное занятие.


Русские волшебные сказки.

Рысь моя рысёнушка.

Белая уточка.

Иван, крестьянский сын, и чудо- юдо.

Сивка- бурка.

Солдат Семён - скорый гонец.

Иван Быкович.


2

Итого: 2ч.


2

2

2

2

4

4

Итого: 16ч.


8

9

10

11

12

13

14

Русские бытовые сказки.

Шабарша.

Как барин коней высиживал.

Мужик и царь.

Кому горшок мыть.

Загадка.

Как мужик гуся делил.

По дорогам сказок.


2

2

2

2

3

2

3


Итого: 16ч.


Итого часов:

34



Учебный план (2 год)



Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Русские сказки о животных

13

6

7

2

Сказки разных народов

20

7

13

3

Итоговое занятие

1


1


Всего часов:

34

13

21



Содержание тем.

(2 год)



п/п


Тема


Часы

1

2

3

4


5

6

7

8

9

10

11

12


13

14

15

Русские сказки о животных.

Рак, рак, а я как?

Лиса Прасковья и премудрый козел Иванович.

Жили- были старик со старухой.

О Ваське - Муське.


Сказки разных народов.

Шарль Перро «Спящая красавица».

Шарль Перро «Подарки феи».

Братья Гримм «Семь ворон».

Братья Гримм «Король дроздобород».

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Г.Х. Андерсен «Огниво».

Лилиан Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду».

«Как у кенгуру появилась на животе сумка». (Австралийская сказка)

«Два жадных медвежонка». (Венгерская сказка)

«Златовласка». (Чешская сказка)

Конкурс- викторина «В мире сказок и приключений».


3

4

4

2

Итого: 13ч.

3

2

2

2

1

2

2


2

1

2

1

Итого: 20ч.


Итоговое занятие


Итого часов:

34



Основные направления содержания деятельности.



Учитывая психолого-педагогические особенности детей этого возраста и свой педагогический опыт, для детей подходят коллективные занятия. Занятия представляют собой особым образом организованную педагогом творческую деятельность, которая с точки зрения ребенка выглядит путешествию в сказку. Путешествие - это всегда открытие, встреча с неизвестным. На этих занятиях - путешествиях детей ждут встречи с героями сказок, неожиданные открытия - замечательные приключения. Дети всегда любят играть. Игра помогает ребенку сблизиться с другими детьми и педагогом, снять стресс, расслабиться, воспринять серьезную и трудную задачу как интересную и понятную. Знакомство со сказками сопровождаются вопросами к детям и демонстрацией наглядного материала. Очень часто после прочтения сказки и её обсуждения, детям предлагается нарисовать иллюстрацию к ней. В начале каждой темы при знакомстве с новым видом сказки используются аудио- или видеозаписи. Выполнение иллюстраций к сказкам у кружковцев обычно проходит одновременно. Но ввиду того, что одинаковых детей нет, скорость усвоения материала и навыки работы с инструментами у всех разные - одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому проводиться и индивидуальная работа с кружковцами, часто даже приходиться заново объяснять детям последовательность выполнения задания. Часто приходится прибегать к помощи других детей, чтобы с заданием справились все. На протяжении всего занятия педагог подбадривает детей. Нельзя, чтобы ребенок разочаровался в своей работе. Ребенок всегда тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое за красивое, и роль педагога - не допустить создания ребенком промежуточных работ, сделанных кое-как, которые он с легкостью может порвать и выбросить. Каждая работа должна иметь законченный вариант. Помощь педагога просто необходима. Каждая картина оформляется в рамочку. Такую работу невозможно выбросить.



Методическое обеспечение программы

№ Раздел, тема.


Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитатель-ного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий, материалы и инструменты

Форма подведе-ния итогов

1.

Вводное занятие.

коллективная


Игровые приемы, беседа, обсуждение Портреты писателей, иллюстрации. Аудиозаписи, альбомы, краски, кисточки, карандаши. нацеливание на будущее

2.

Русские волшебные сказки. коллективная, домашнее задание. Игровые приемы, наглядные, обсуждение, сказка, воспитывающие ситуации. Иллюстрации по темам, подборка литературы, игрушки по темам. магнитофон, альбомы, краски, кисточки, карандаши. Выставка иллюстраций, беседа

3.

Русские бытовые сказки. коллективная игровые приемы, сказка, воспитывающие ситуации Подборка литературы, аудиозаписи магнитофон, альбомы, кисти, краски Готовая работа

4.

Русские сказки о животных. коллективная Игровые приемы, сказка, воспитывающие ситуации.
Иллюстрации по темам, подборка литературы, игрушки по темам, выставка готовых иллюстраций. магнитофон, альбомы, кисти, краски Готовые иллюстрации.

5.

Сказки разных народов. фронтальная Игровые приемы, наглядные, сказка, воспитывающие ситуации. Иллюстрации по темам, подборка литературы, игрушки по темам, магнитофон

6.

Итоговое занятие, конкурс - викторина «В мире сказок и приключений». коллективная, групповая Игровые приемы, наглядные, обсуждение, сказка, воспитывающие ситуации, соревнование Атрибуты к играм и конкурсам магнитофон Игры, конкурсы.

Прогнозируемый результат. Пробудить интерес к чтению; расширить кругозор; развить память и воображение, речь, мышление, находчивость, смекалку, внимание, обогатить словарный запас учащихся. Ввести детей в мир сказок разных народов; ознакомить с биографией сказочников; сформировать умение анализировать сказки.

К концу года дети должны знать:

  • жанры сказок;

  • чем отличаются между собой волшебные, бытовые и сказки о животных;

  • авторов сказок (авторские сказки).

К концу года дети должны уметь:

  • определять жанр сказок;

  • называть отличительные черты сказок;

  • давать характеристику героям.









Условия реализации программы

  1. Информационно- методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).
  2. Внедрение в практику личносто - ориентированного подхода.
  3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы.
  4. Творческое отношение к образовательному процессу.
  5. Заинтересованность педагога, любовь к своему делу, эрудированность.

Работа с родителями.

  1. Анкета для родителей (исследование по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).
  2. Самодиагностика родительского отношения к детям.
  3. Совместное чтение родителей и детей.
  4. Посещение занятий.
  5. Индивидуальные беседы с родителями.


План методической работы.

  1. Оформить тематические папки по содержанию тем.
  2. Конспекты проведения наиболее интересных занятий.
  3. Сбор материалов для занятий (различного характера).



Литература

для детей:



  1. Позина Е.И., Давыдова Т.В. «Русские народные сказки». Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа 1-4 классы. Москва «Стрекоза» 2008 год.
  2. Позина Е.И., Давыдова Т.В. «Сказки народов мира». Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа 1-4 классы. Москва «Стрекоза» 2008 год.



для педагога:

  1. Грехнёва Г.М., Коренова К.Е. «Фольклор и родное слово». Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 1995 год.
  2. Кутявина С.В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс.- М; «ВАКО» 2007 год.
  3. Марченко Т.В. «Волшебный карнавал» Алма- Ата: Онер, 1993 год.
  4. Сухин И.Г. «101 литературный крассворд» Москва 2002 год.
  5. Яровая Л.Н., Жаренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. М.: ВАКО, 2004 год.

12


© 2010-2022