Окружающий мир Семейный бюджет

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Семейный бюджет (3 класс)

Цель урока:

Формировать представление о структуре семейного бюджета.

Результаты деятельности: Личностный результат - дети научатся выстраивать отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам, учителю Метапредметные результаты: Регулятивные - научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные - будут самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - научатся слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им.
Оборудование: мультимедиа презентация, карточки для практической работы, подсказки - карточки, тесты, калькуляторы.

Ход урока

Содержание

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний обучающих.











II. Введение в тему.

Постановка проблемы урока.


III. Работа над новой темой.

















IV.Первичное закрепление нового материала.




































































V. Рефлексия


VI. Домашнее задание

- Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.)

- Что такое бюджет? (план доходов и расходов)

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

- Я - несознательный гражданин и не хочу платить налоги государству. Убедите меня в том, что я должна это делать. (Налоги, которые платят граждане и предприятия, идут в государственный бюджет, на зарплату учителям, врачам, военным и полицейским, на содержание школ, больниц, армии и полиции. От этого зависит наше образование, здоровье, безопасность).

- Хорошо, убедили. Я обязательно буду платить налоги.

- Почему иногда бывает так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

- Какая же будет сегодня тема урока? (Семейный бюджет)

- Какая задача стоит перед нами? (Научиться планировать свой семейный бюджет)

- Итак, сегодня мы будем учиться планировать свой семейный бюджет. Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Родители могут присоединиться к нам. Это 2 большие дружные семьи.

А семья - это…. (люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга, ведут общее семейное хозяйство).

Предлагаю вам придумать каждой семье фамилию.

(Записать на доске)

- Познакомьтесь с правилами, которые должна на уроке соблюдать каждая семья.

1. Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать соседям.

- Из чего складывается семейный бюджет? (доходы и расходы)

Заполните таблицу

Доходы

Расходы

Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, проценты, рента, прибыль

Коммунальные платежи, налоги, питание, транспорт, одежда, обувь, культурный досуг, лечение, путешествия, мебель, предметы личной гигиены, бытовая химия и т.д.

(1 столбик заполняют)

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента - доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений, гонорар, если ты художник или писатель).

- Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- Теперь нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.

(2 столбик заполняют)

- Что записали?

(Коммунальные платежи, налоги, продукты питания, транспорт, одежда, обувь, культурный досуг, лечение, путешествия, мебель, предметы личной гигиены, бытовая химия и т.д.)

- А что из всего этого перечня должно стоять на первом месте? (налоги и коммунальные платежи)


Выполните задание № 5 на с. 50 в тетради. Проверка Практическая работа

- У каждой семьи на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой. Выберите самое необходимое.

Лекарства

Продукты

Одежда

Обувь

Бытовая химия

Транспорт

Музыкальная (спортивная) школа

Книги

Компьютер

Игрушки

Платежи и налоги

Посещение театра, цирка

Туристическая поездка

- Давайте послушаем семью …. Ивановых.

- На что расходуется ваш семейный бюджет?

- Семья …. Петровых. На что расходуется ваш семейный бюджет?

- Почему поставили …………….. на 1 место?

- На своих листочках проставьте цены рядом с выбранными товарами и услугами.

На другом листочке указаны цены. Давайте выберем условную денежную единицу (рубль и копейку нельзя). Итак, наша денежная единица - ………………

Посчитайте, какая сумма у вас получилась.

Лекарства - 2

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) - 50

Одежда - 10

Обувь - 5

Бытовая химия - 1

Транспорт - 10

Музыкальная (спортивная) школа - 10

Книги - 1

Компьютер - 40

Игрушки - 3

Платежи и налоги - 20

Посещение театра, цирка - 6

Туристическая поездка - 80

(Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует её на доске)

- Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ……….

- Какая же ситуация складывается в семейном бюджете?

- У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше100 …..?

Таблица

Доходы = расходы

Доходы > расходы

Доходы < расходы

- Какая формула получилась у вас?

Какая формула будет наилучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Где можно узнать значение этих слов? (Словарь толковый Ожегова)

Дефицит - недостаток, нехватка чего-нибудь.

Экономия - бережливость в расходовании чего-нибудь

- Что в этом случае нам делать?

(Если экономия - отложим сбережения, если дефицит - нужно на чём-то сэкономить)

- Если у вас экономия денежных средств, что вы будете с ними делать? (Можно отнести в банк. Если деньги хранятся в банке, то банк выплачивает проценты, а это дополнительные доходы)

- Если у вас дефицит денег, посмотрите, на чём же мы можем сэкономить?

* на транспорте - если пользоваться проездным или ходить пешком, если недалеко надо ехать

* на коммунальных услугах - экономия электричества

* на продуктах - не покупать вредной еды, если есть приусадебный участок

* на одежде и обуви - если беречь, то продлится срок службы

* на посещениях театра? - не стоит обеднять свою жизнь из-за этого, но можно купить билеты не на 1 ряд, а подешевле

Диск. Игра. На чем можно экономить?

- Все мы должны помнить, что семейная экономика - это правильное ведение семейного хозяйства.

Чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно трудиться. Ведь недаром говорят: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Работа в тетради. С.49 № 4 Пословицы

- Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока? (Научиться планировать свой семейный бюджет)

- Научились?

- Кто на ваш взгляд более богат?

Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность)

- Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны).

Выберите смайлик, который подходит к вашему настроению , и прикрепите к своей семье.

Тест. В тетради № 5

© 2010-2022