Конспект урока по окружающему миру на тему Организм человека. Обобщение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 «В» классе (2015/2016 учебный год)

Учитель: Мичурина Светлана Владимировна

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 «В»

Тип урока

Обобщение и закрепление пройденного

Технологии

- личностно - ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно- коммуникативная технология.

Тема

«Организм человека. Обобщение»

Цель

Цели.

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся об организме человека; 2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в группах.

3. Развивать умение сравнивать и систематизировать учебную информацию; развивать речь учащихся, мышление, кругозор.

Формирование предметных знаний и метапредметных умений. Основные понятия: название органов человека; знахарь, баня, лекарственные растения. Предметные результаты - различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста системы органов человека; -сравнивать и классифицировать, выявлять сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки органов человека; -находить и показывать на модели органы человека; -обобщать и систематизировать полученные знания Метапредметные результаты:

Личностные УУД: желание учиться, положительное отношение к процессу учения, ориентация на образ «хорошего ученика». Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на своём рабочем месте.

Регулятивные УУД: понимать и выполнять инструкции учителя, повторять за ним определённые учебные действия и выполнять их относительно самостоятельно в материализованной, громкоречевой форме. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы; оценивать свои действия.

Познавательные УУД: понимать и принимать сообщаемую учителем информацию, а также информацию, представленную в изобразительной и модельной форме, переводить её в словесную форму. Разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их. Выполнять наблюдения, действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, моделирования; коллективно делать простые умозаключения, обобщения.

Коммуникативные УУД: говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы, высказывать свои мысли; соблюдать правила общения на уроке. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам; работать в группе, паре.

Межпредметные связи

Использование информации и полученных знаний на уроках окружающего мира.

Ресурсы:

- основные

Учебник - окружающий мир

Технологические карты, презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в малых группах.



Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.Организацион

ный момент

Л. Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на своём рабочем месте.

Р. понимать и выполнять инструкции учителя.

К. планирование

учебного сотрудничества. - У нас сегодня необычный урок. На нём присутствуют гости. Что вы пожелаете нашим гостям?( Здоровья.) Какую цель тогда поставим перед собой? (Работать так, чтобы наши гости на уроке зарядились энергией, здоровьем) Великая радость - работа. В полях, за столом, за станком Работай до жаркого пота. Всё счастье людей за трудом. И так пришло время хорошо потрудиться. А для этого проверь ,дружок, Ты готов начать урок? Все льна месте, все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать лишь отметку только «5». - Я вижу, что вы уже настроились на рабочий лад. Сегодня на уроке нашим помощником будет технологическая карта урока. Работать будем в паре. Договоритесь кто каким цветом будет писать в ТК. Подпишите.

Начнем с проверки домашнего задания.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабы,

Привороты знают бабы.

Побормочут разных слов -

И глядишь, больной здоров!

Жив - здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен. Это стихотворение из книги «Наша древняя столица» Натальи Кончаловской напомнила вам тему д/з. в ТК запишите тему в графе своего имени выставите баллы. Откройте тетрадь стр. 17 обменяйтесь с соседом тетрадью, проверьте д/з кроссворд №36. Спрашиваю ответы д/з. (морс, мыло, малина, фильтр, знахарь, мята.) Проверка. В ТК занесите баллы. Какое старинное слово разгадали? (мыльня). А какое слово заменяет его в наше время? (баня) 2 вариант от каждой колонки по 1 человеку. Рассказ о бане. 1 вариант, а вы готовили сообщение на какую тему? (лекарственное растение) по 1 человеку от каждой колонки. Рассказ о лекарственном растение. За ответы на вопросы выдаю картинки

Дети настраиваются на работу. Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание.





Пишут в технологической карте

Выставляют баллы в ТК







Презентация

Слайд 1



Презентация

Слайд 2-4



Картинки

Конспект урока по окружающему миру на тему Организм человека.Обобщение

2.Актуализация знаний. Объявление темы урока.

Постановка учебных задач.

П. Формирование исследовательских умений через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

Р. определение последовательности промежуточных целей.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; А теперь работаем в парах. Послушайте друг друга и оцените (запишите в ТК) Задание для внимательных и любознательных? За ответы на вопросы я выдавала картинки, на которых нарисовано, что? Почему именно такие картинки? Ваше предположение? (…..) Как скорая помощь может быть связана с уроками по окружающему миру. В ТК запишите тему урока. Ребята, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания, которые вы получили во время изучения раздела «Организм человека».

По условным обозначениям и наглядному материалу формулируют тему урока. Записывают тему в ТК



Презентация

Слайд 5

Технологическая карта

3.Основная часть

П. анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. понимать и выполнять инструкции учителя, повторять за ним определённые учебные действия и выполнять их относительно самостоятельно в материализованной, громкоречевой форме. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы; оценивать свои действия.

К. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; управление поведением партнёра(ов) - контроль, коррекция, оценка его действий; Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам; работать в группе, паре. Когда человеку нужна срочная медицинская помощь, он обращается в скорую помощь. Что вы знаете о работе скорой помощи? Как работают бригады врачей на «скорой помощи»? Мы уже убедились, что вы ответственные, знающие ребята. Поэтому предлагаю обобщить ваши знания по теме «Организм человека» с помощью игры, показав, как работают врачи. -Разделимся на 3 группы. Каждая группа-это бригада «Скорой помощи». Работой бригад будут руководить главные врачи, они будут распределять задания между членами своей бригады. Выберите главных врачей. 1 бригада - 1 колонка 2 бригада - 2 колонка 3 бригада - 3 колонка - Скажите, пожалуйста, по какому номеру можно связаться с бригадой «Скорой помощи»? ( 03; 030) слайд - Вы сегодня медицинские работники. -Вопрос ко всем бригадам: что значит слово «лечить»? (применять медикаменты и народные средства для избавления от болезней). - Какими средствами лечились наши предки? (народными средствами) - К народным средствам относятся и лекарственные травы. Сейчас мы проверим, как бригады «Скорой помощи» знают названия лекарственных растений. 1. Обобщение знаний о лекарственных растениях. За ответы Конспект урока по окружающему миру на тему Организм человека.Обобщение - Назовите растение, которое даёт «сердечное» лекарство. (ландыш) - Назовите растение от 90 болезней. (зверобой) - Настой, какого растения дают капризным детям? (валерианы) - Листья какого растения останавливают кровь? ( подорожника) - Листья какого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой- гладкие? (мать-и-мачехи) - Цветки какого растения любят пчёлы, а люди пьют из них чай при высокой температуре? (цветки липы) С первым заданием бригады справились хорошо, они показали хорошие знания лекарственных растений. Главврачей бригад попрошу дать свои полезные рекомендации.

  1. Много трав растёт полезных
На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой.
  1. Без больницы люди жили,
Знахари больных лечили: От озноба - зверобоем, От зубов - льняным настоем, От ожогов - бузиной, А от ран - землёй родной.
  1. Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, подымится жар. Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. - Перед тем, как доверить врачам жизнь людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Вспомните, какие признаки характеризуют живой организм? (рост, питание, дыхание, размножение, смерть) - Сейчас каждый член бригады «Скорой помощи» должен будет сдать индивидуальный экзамен, который будет проходить в форме тестирования. 2. Главные врачи раздайте тесты членам бригады. Взаимопроверка. - Передайте свои тесты для взаимопроверки соседу. Проверяем. 1. Какое значение имеет для человека кровь? ( б) 2. С помощью каких органов перерабатывается пища? (в) 3. Для чего служат нервы в организме человека? (а) 4. Выдели одно из основных значений скелета человека: (а) Верните тесты. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Поздравляю. В ТК занесите 4 б. У кого 1 ошибка? Занесите 3 б. Кто допустил более 1 ошибки пересдадут экзамен на следующем уроке. А теперь переходим к следующему экзамену. 3. Игра «Узнай по описанию». - Сейчас врачам скорой помощи предстоит узнать по описанию о каком человеческом органе идёт речь. На парте конверт с заданием. Достаем по сигналу карточку. Выполняем задание в парах. Главврач веером показывает готовность бригады и решает кто будет отвечать. Проверяем 1 бригада. -Это мускулистая трубка длиной около 20 см., продвигающая по себе измельчённую и смоченную пищу. (пищевод). - На слизистой оболочке органа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. (нос) 2 бригада. - Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. (лёгкие) - Главный командный пункт организма. (мозг) 3 бригада. - Это мышечный насос, который в минуту делает в среднем 70 ударов. Располагается в левой части груди. (сердце) - Сюда попадает пища, растворяется специальным соком, а отсюда идёт в двенадцатиперстную кишку. ( желудок) В ТК занесите свои баллы. 4. Игра «Найди лишнее слово». - Мы выяснили, что органы человека врачи знают, теперь перейдём к практике. Бригадам необходимо будет найти в списке лишний человеческий орган. Достаем по сигналу карточку из конверта под №4. Выполняем задание в парах. Главврач веером показывает готовность бригады и решает кто будет отвечать. 1 бригада. а) лёгкие, желудок, носоглотка; б) пищевод, желудок, кровь; в) почки, череп, позвоночник. 2 бригада. а) глаза, артерия, сердце; б) бронхи, почки, носоглотка; в) эритроциты, кровь, желудок. 3 бригада. а) печень, кровь, вены; б) нерв, мозг, сустав; в) нос, лёгкие, кишечник. 5. Физминутка. - Врачи устали, давайте немного отдохнём и разучим несколько полезных упражнений, увеличивающих силу дыхания. Упр.№1. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот. ( 4 раза) Упр. №2 Сделать глубокий вдох через рот, а выдохнуть через нос.( 4 раза) Упр. №3 Сделать глубокий вдох через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. 6. Игра « Травмпункт». К сожалению, в нашем огромном городе каждый день происходят ДТП. Первые, кто прибывают на место ДТП - это бригады скорой помощи. И сейчас вашим бригадам предстоит выполнить сложнейшую и ответственейшую работу - собрать буквально по косточкам человека, попавшего в ДТП. Главврач выберите пару врачей, которые будут выполнять задание. Выйдите к доске. Слушаем инструкцию. Собрать из вырезанных косточек скелет человека и наклеить на картон. Кто справился с работой нажимает на кнопочку и на доску вывешиваете аппликацию. 7. С остальными врачами проводится игра «Практика» -Ребята, сегодня утром к нам в пункт «Скорой помощи» пришло письмо, в котором ваши ровесники описывают неприятные болезненные симптомы, которые они регулярно испытывают. Познакомьтесь с письмом, постарайтесь установить возможные причины недомоганий, дайте рекомендации по их устранению. Достаем по сигналу карточку. Выполняем задание в парах. Главврач веером показывает готовность бригады и решает кто будет отвечать. Письмо для всех бригад - Я не люблю школьные завтраки, вместо них покупаю чипсы и «Спрайт». А на обед всегда ем бутерброд и вафли. Это очень вкусно! Но настроение у меня на уроке портится из-за моих троек. Мама говорит, что плохие оценки из-за плохой еды. Разве так бывает? (Мама права. Мальчик ест однообразную еду, в которой мало питательных веществ, поэтому мозг не получает необходимое питание и плохо работает. Рекомендуем правильно питаться. Есть рыбу, мясо, фрукты, овощи, пить соки, ну и конечно учить уроки.)



Делятся на бригады скорой помощи

Выбирают главврачей



Отвечают на вопросы



Выразительно читают полезные рекомендации





Выполняют тест

Проверяем тест и записываем в технологической карте

На карточке записывают ответы на вопросы.

Проверяем и записываем в технологической карте



ТК записывают баллы

Работа в парах



Выполняют упражнения физминутки



Выполняют аппликацию



Выполняют задание



Проверяем

Дают рекомендации

Презентация

Технологическая карта















Презентация

Слайд 6



Конверт с заданиями





Веер у главврача









На парте выполняют аппликацию



Конверт с заданием




4. Подведение итогов урока.

К. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого; П. критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;

Л. способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;


Проверка работы бригад «Скорой помощи». Аппликации вывешиваются на доску. Подводятся итоги. 9. Врачи не только лечат людей, но и пропагандируют здоровый образ жизни. Какие советы вы можете дать по укреплению и сохранению здоровья? Бригада 1 Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья - Должен быть режим у дня. Следует, ребята, знать - Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться - На зарядку становиться! Чистить зубы, умываться И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра. Бригада 2 У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день. Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой. Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты - Вот полезная еда, Витаминами полна!



Бригада 3 На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе: Одеваться по погоде! Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда! Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить!
Наша игра подошла к концу. Подведем итоги. Сосчитайте баллы в ТК. Вопрос для любознательных -Что такое рахит? (если в пище не хватает витамина Д и минеральных солей, то кости становятся гибкими и легко искривляются. Эта болезнь и называется рахитом.) Занесите в ТК. Вопрос для любознательных количество Конспект урока по окружающему миру на тему Организм человека.Обобщение. Сосчитайте. Встаньте те, которые на нашем экзамене получили высшую категорию, 1 категорию, без категории. Выйдите те, у которых Конспект урока по окружающему миру на тему Организм человека.Обобщение больше 2 Обращение к гостям: Выберите по 1 врачу из каждой бригады. Самого квалифицированного врача. (подарок раскраска) Вывод: Здоровье зависит от много, прежде всего - от принимаемых вами решений и поступков. Помните! Чтобы расти и учиться, вам надо заботиться о своем здоровье. О витаминах слайд …..

  1. Чтобы расти - здоровыми, красивыми!
Должны мы подружиться с витаминами. Их очень много - целый алфавит! И каждый витамин по своему звучит. 2. «С» - важнейший витамин, Всем вокруг необходим, Лучше средства в мире нет Укреплять иммунитет. Каждый день съедай лимон - Будешь крепок и силен, Перестанешь ты болеть И от счастья будешь петь! Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, десен, кровеносных сосудов, костей и зубов, способствует усвоению организмом железа, ускоряет выздоровление (калоризатор). Его польза и ценность очень велика для защиты от инфекций. Он действует как стимулятор запуска иммунных процессов. В качестве пищевой добавки обозначается как E300. Еще есть кальций, цинк, железо, Цинк является одним из наиболее важных минеральных веществ для человеческого организма - его присутствие имеет большое значение для всех клеток и тканей, органов и систем. Особенно витамины с цинком необходимы для детей, организм которых постоянно развивается и растет. Для полноценного функционирования нашего организма наряду с кальцием, фосфором, калием, магнием нам необходимо железо. Железо участвует в процессах кроветворения, в создании гемоглобина, без него ткани мозга и желёз внутренней секреции, как и всего тела, не могут быть обеспечены кислородом. Все это очень нужно и полезно, Все их должны мы знать Чтоб в жизни быть здоровыми и не хворать! Главврачи подойдите и раздайте врачам своей бригады магниты.

Д/З Медицинские учреждения выпускают пособия, газеты, буклеты с полезными здоровьесберегающими рекомендациями. Сотрудники музея Гигиены для вас подготовили пособие по привитию правил здорового образа жизни. (раздать пособие). А вы на следующем уроке защищаете свой проект на тему «Организм человека». В течении изучения темы вы накапливали материал, обдумывали свою работу. Это может быть лист санбюллетень, практическая работа (слайд сделать из пластилина ..) раздать листы и конечно ваше творчество. Ждем ваших проектов. Удачи! Спасибо за урок!

Проверяют

Советы от врачей











Подводят итог урока. Отмечают в ТК баллы

Работа с ТК



Сравниваем ответы с образцом

















Презентация

Слайд 8-11











Презентация

Слайд 12-13

Литература:

  1. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. «Окружающий мир» учебник 3 класс, 2 часть, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 г

  2. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. «Окружающий мир» рабочая тетрадь 3 класс, 2 часть, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г





Технологическая карта урока. Окружающий мир. Дата 19.02.16

Ф.И. _________________________________________________________ 3 « В» класс

Ф.И. _________________________________________________________

Вид деятельности

Баллы

Имя

Имя

1.

Проверка д/з

Тема:

0-1

Кроссворд тетр. №36

0-6

Старинное и современное слово

0-2

Сообщение

0-3

2.

1. Тема урока:______________________________

0-1


  1. Тест

0-4


  1. Игра «Узнай по описанию»

0-2


  1. Игра «Найди лишнее слово».

0-3


  1. Игра «Практика»

0-4


  1. Игра «Травмпункт»

0-4

Итого

30

3.

Вопрос для любознательных

10

Врачи высшей категории.

20-30

Врачи 1 категории.

11-19

Врачи без категории.

0-10



Ф.И. ____________________________________________

Тест.



1. Какое значение имеет для человека кровь?

а) помогает лечить раны;

б) переносит кислород и питательные вещества;

в) помогает чувствовать боль;

2. С помощью каких органов перерабатывается пища?

а) органы дыхания;

б) органы чувств;

в) органы пищеварения;

3. Для чего служат нервы в организме человека?

а) для передачи команд от мозга ко всем органам;

б) чтобы громко кричать на улице;

в) чтобы метко бросать мяч;

4. Выдели одно из основных значений скелета человека:

а) защищает внутренние органы от повреждений;

б) помогает бегать;

в) помогает расти;


© 2010-2022