Методическая разработка В гостях у самовара

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коллективное творческое дело

В гостях у САМОВАРА.


Цели:

Образовательная:

Познакомить с малыми жанрами народного фольклора.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к родному краю, культуре русского народа.

Развивающие:

- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

- Формировать навыки самоуправления.

Ход занятия.

Ведущий:

У каждого народа есть много обычаев, но среди них есть те, что любят все: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев - чаепитие. Чаепитие распространено во многих странах мира. В Англии и Японии - это целый культ, создаваемый веками. Не отстает в этом плане и Россия. Кто не прочь выпить чашечку ароматного свежего чая…

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью, идет веселая беседа, а на столе…

Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)

Правильно, самовар. И сегодня мы собрались здесь, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару.

1 ученик ( входит в костюме самовара):

Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров-самоварников. И каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Самовары делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали узорами, придавали разную форму ручкам и краникам. (показ слайдов)

Ведущий:

Думаю, что каждый из вас видел самовар. А вы знаете, как устроен самовар? ….. 2 ученик:

Современные самовары работают от электричества, а вот в старину самовар растапливали углем. Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала, а в спец.приспособлении наверху устанавливали заварной чайник.

Ведущий:

Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась. Что вы знаете о чаепитии? Слово для выступления предоставляется творческим группам.

( 3 группы рассказывают о том, как проходили чаепития в старинув их семьях)

3 ученик:

Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то из них придумал заварить эти листочки. И получился прекрасный ароматный напиток, который мы теперь называем чаем.

4 ученик:

В старину в России не было чая и заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и др. почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось, как чай для заварки. Понравился царю этот напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

Ведущий:

Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».

- назовите популярные у нас сорта чая. (каждый назвавший получает пакетик заварки)

Ученики читают: Я хочу открыть секрет И полезный дать совет.

Если хворь с кем приключится Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней Помогает от болезней

Чай в жару нас остужает А в морозы согревает.

И сонливость переборет И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг Чай здоровью - лучший друг!

Ведущий:

А кто может вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай? (ответы детей)

Конкурс с загадками проводит Настя Т.

Отгадайте загадки:

  • Скатерть была, как снег бела.Зубцы вокруг, шита без рук

А на скатерти той - каравай золотой. (ромашка)

  • И в лесу, и в квасу И в конфетке, и в таблетке. (мята)

  • Хороша трава - красная голова: И медку подарит, и чайку заварит. (Иван-чай)

  • Весной растет, летом цветет Осенью осыпается, зимой отсыпается

А цветок - на медок Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)

  • В лесу и на болоте кустик вы найдете

А на нем чернеет гроздь -Кисло-сладких ягод горсть. (черника)

  • Есть и украшение, есть и устрашение

Гляди да любуйся, а руками не суйся. (шиповник)

(показ иллюстраций)

Ведущий: К чаю хозяюшки готовили угощение. Пекли много вкусных пирогов. Что нужно для приготовления вкусностей, отгадайте. (загадки прикреплены к прянику, баранке, пирогу и др.)

  • В поле росла, под жерновом была Из печки на стол караваем пришла. (пшеница)

  • Без рук, без ног, А в гору лезет. (тесто)

  • Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном

С вишней сладкою бывает.В печь его сперва сажают

А как выйдет он оттуда То кладут его на блюдо. (пирог)

  • Кольцо не простое, кольцо золотое Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье! Ну и объеденье! (бублик)

  • Отгадать легко и просто: Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый А бывает подгорелый. (хлеб)

А какие еще бывают изделия из теста?( призы - пакетики с чаем)

1 ученик (в костюме самовара)

А среди вас есть мастера по выпечке блинов? Что для этого нужно делать?.................

Мастера вы - хоть куда. Вот вам печь, сковорода

Принимайтесь-ка за дело. Блинами угощайте смело!

Игра-конкурс «ИСПЕКИ БЛИНЫ» (две команды)

Сковорода - теннисная ракетка

Блин - круг из картона

Печка - стул

Тарелка

1 Участник должен поставить сковородку с блином в печь, 2 - сосчитать вслух до пяти, вынуть сковородку, 3 - перевернуть блин, снова поставить в печь, 4 - снова сосчитать до пяти, вынуть сковородку, 5 - положить блин на тарелку. Кто быстрее. (призы - чай)

Ведущий:

Всех гостей мы угощаем Ароматным крепким чаем

Тех, кто чай с охотой пьет Стол накрытый давно ждет.

Для всех вас - девчонки и мальчишки Калачи, ватрушки, пышки

Наливайте, не стесняйтесь Сладким чаем забавляйтесь!

ЧАЕПИТИЕ

Игра «ВКУСНЫЙ СЕРПАНТИН» (проводит 2 творческая группа - Ксюша К. )

Каждый из вас по очереди должен закончить фразу «Я бы съел …», называя продукты, кот. мы употребляем в пищу. 1 участник начинает фразу, а ведущий показывает букву, на которую ученик должен назвать продукт, затем 2 и т.д.

Ведущий:

Игра «МЕНЮ» Все мы знаем, как трудно порою бывает составить меню, а чтобы это были блюда на одну букву - это еще труднее. Выигрывает тот участник, который последним назовет блюдо на букву Б, ….К. (призы)

Ведущий:

Конкурс «МОЛОЧНЫЙ»

Два участника называют продукты, приготовленные из молока. Выигрывает тот, кто назовет последним.

«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ ИЛИ ВКУСУ» ( проводит 3 творческая группа)

С завязанными глазами должны отгадать продукт.

Ведущий:

«ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

  1. как называется напиток, приготовленный из сока, воды и сахара? (кисель, компот, МОРС)

  2. как называется суп из рыбы? (бульон, УХА, щи)

  3. как называется напиток, приготовленный из сока, молока, сахара? (капучино, КОКТЕЙЛЬ, морс)

  4. как называется блюдо, приготовленное из нарезанных овощей и заправленное соусом или растительным маслом? (САЛАТ, борщ, запеканка)

  5. как называется набор столовой или чайной посуды? (прибор, комплект, СЕРВИЗ)

  6. как называется приспособление на кухне для жарки, варки и выпечки? (центрифуга, ПЛИТА, миксер)

  7. как называется блюдо, которое подают последним? (салат, азу, ДЕСЕРТ)

Ведущий: Следующий конкурс «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР». Каждой творческой группе вместе с родителями было дано задание: подобрать пословицы, поговорки, потешки по нашей теме. Предоставляем вам слово.

(выступления детей и родителей)

Ведущий: Сегодня мы поговорили об одном из обычаев русского народа. Но таких обычаев в нашей стране много. И о них мы поговорим во время следующих праздников и занятий.

Чай готов, извольте кушать!

Раз прислал мне барин чаю И велел его сварить.

А я и отроду не знаю, Как проклятый чай варить.

Взял, поклал на скору руку: Чай весь высыпал в горшок.

На приправу перцу, луку И петрушки корешок.

Чай готов! Извольте кушать! Снял я с барина пальто…

Вижу, барин рассердился, Меня в комнату призвал.

В волоса мои вцепился, Уж таскал меня, таскал…

Долго думал, удивлялся, В чем не мог я угодить?

Наконец-то догадался, Что забыл я посолить.






© 2010-2022