- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка В гостях у самовара
Методическая разработка В гостях у самовара
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Окатова Т.Ю. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коллективное творческое дело
В гостях у САМОВАРА.
Цели:
Образовательная:
Познакомить с малыми жанрами народного фольклора.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к родному краю, культуре русского народа.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Формировать навыки самоуправления.
Ход занятия.
Ведущий:
У каждого народа есть много обычаев, но среди них есть те, что любят все: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев - чаепитие. Чаепитие распространено во многих странах мира. В Англии и Японии - это целый культ, создаваемый веками. Не отстает в этом плане и Россия. Кто не прочь выпить чашечку ароматного свежего чая…
Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью, идет веселая беседа, а на столе…
Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)
Правильно, самовар. И сегодня мы собрались здесь, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару.
1 ученик ( входит в костюме самовара):
Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров-самоварников. И каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Самовары делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали узорами, придавали разную форму ручкам и краникам. (показ слайдов)
Ведущий:
Думаю, что каждый из вас видел самовар. А вы знаете, как устроен самовар? ….. 2 ученик:
Современные самовары работают от электричества, а вот в старину самовар растапливали углем. Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала, а в спец.приспособлении наверху устанавливали заварной чайник.
Ведущий:
Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась. Что вы знаете о чаепитии? Слово для выступления предоставляется творческим группам.
( 3 группы рассказывают о том, как проходили чаепития в старинув их семьях)
3 ученик:
Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то из них придумал заварить эти листочки. И получился прекрасный ароматный напиток, который мы теперь называем чаем.
4 ученик:
В старину в России не было чая и заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и др. почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось, как чай для заварки. Понравился царю этот напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.
Ведущий:
Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».
- назовите популярные у нас сорта чая. (каждый назвавший получает пакетик заварки)
Ученики читают: Я хочу открыть секрет И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней Помогает от болезней
Чай в жару нас остужает А в морозы согревает.
И сонливость переборет И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг Чай здоровью - лучший друг!
Ведущий:
А кто может вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай? (ответы детей)
Конкурс с загадками проводит Настя Т.
Отгадайте загадки:
-
Скатерть была, как снег бела.Зубцы вокруг, шита без рук
А на скатерти той - каравай золотой. (ромашка)
-
И в лесу, и в квасу И в конфетке, и в таблетке. (мята)
-
Хороша трава - красная голова: И медку подарит, и чайку заварит. (Иван-чай)
-
Весной растет, летом цветет Осенью осыпается, зимой отсыпается
А цветок - на медок Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
-
В лесу и на болоте кустик вы найдете
А на нем чернеет гроздь -Кисло-сладких ягод горсть. (черника)
-
Есть и украшение, есть и устрашение
Гляди да любуйся, а руками не суйся. (шиповник)
(показ иллюстраций)
Ведущий: К чаю хозяюшки готовили угощение. Пекли много вкусных пирогов. Что нужно для приготовления вкусностей, отгадайте. (загадки прикреплены к прянику, баранке, пирогу и др.)
-
В поле росла, под жерновом была Из печки на стол караваем пришла. (пшеница)
-
Без рук, без ног, А в гору лезет. (тесто)
-
Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном
С вишней сладкою бывает.В печь его сперва сажают
А как выйдет он оттуда То кладут его на блюдо. (пирог)
-
Кольцо не простое, кольцо золотое Блестящее, хрустящее
Всем на загляденье! Ну и объеденье! (бублик)
-
Отгадать легко и просто: Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый А бывает подгорелый. (хлеб)
А какие еще бывают изделия из теста?( призы - пакетики с чаем)
1 ученик (в костюме самовара)
А среди вас есть мастера по выпечке блинов? Что для этого нужно делать?.................
Мастера вы - хоть куда. Вот вам печь, сковорода
Принимайтесь-ка за дело. Блинами угощайте смело!
Игра-конкурс «ИСПЕКИ БЛИНЫ» (две команды)
Сковорода - теннисная ракетка
Блин - круг из картона
Печка - стул
Тарелка
1 Участник должен поставить сковородку с блином в печь, 2 - сосчитать вслух до пяти, вынуть сковородку, 3 - перевернуть блин, снова поставить в печь, 4 - снова сосчитать до пяти, вынуть сковородку, 5 - положить блин на тарелку. Кто быстрее. (призы - чай)
Ведущий:
Всех гостей мы угощаем Ароматным крепким чаем
Тех, кто чай с охотой пьет Стол накрытый давно ждет.
Для всех вас - девчонки и мальчишки Калачи, ватрушки, пышки
Наливайте, не стесняйтесь Сладким чаем забавляйтесь!
ЧАЕПИТИЕ
Игра «ВКУСНЫЙ СЕРПАНТИН» (проводит 2 творческая группа - Ксюша К. )
Каждый из вас по очереди должен закончить фразу «Я бы съел …», называя продукты, кот. мы употребляем в пищу. 1 участник начинает фразу, а ведущий показывает букву, на которую ученик должен назвать продукт, затем 2 и т.д.
Ведущий:
Игра «МЕНЮ» Все мы знаем, как трудно порою бывает составить меню, а чтобы это были блюда на одну букву - это еще труднее. Выигрывает тот участник, который последним назовет блюдо на букву Б, ….К. (призы)
Ведущий:
Конкурс «МОЛОЧНЫЙ»
Два участника называют продукты, приготовленные из молока. Выигрывает тот, кто назовет последним.
«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ ИЛИ ВКУСУ» ( проводит 3 творческая группа)
С завязанными глазами должны отгадать продукт.
Ведущий:
«ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»
-
как называется напиток, приготовленный из сока, воды и сахара? (кисель, компот, МОРС)
-
как называется суп из рыбы? (бульон, УХА, щи)
-
как называется напиток, приготовленный из сока, молока, сахара? (капучино, КОКТЕЙЛЬ, морс)
-
как называется блюдо, приготовленное из нарезанных овощей и заправленное соусом или растительным маслом? (САЛАТ, борщ, запеканка)
-
как называется набор столовой или чайной посуды? (прибор, комплект, СЕРВИЗ)
-
как называется приспособление на кухне для жарки, варки и выпечки? (центрифуга, ПЛИТА, миксер)
-
как называется блюдо, которое подают последним? (салат, азу, ДЕСЕРТ)
Ведущий: Следующий конкурс «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР». Каждой творческой группе вместе с родителями было дано задание: подобрать пословицы, поговорки, потешки по нашей теме. Предоставляем вам слово.
(выступления детей и родителей)
Ведущий: Сегодня мы поговорили об одном из обычаев русского народа. Но таких обычаев в нашей стране много. И о них мы поговорим во время следующих праздников и занятий.
Чай готов, извольте кушать!
Раз прислал мне барин чаю И велел его сварить.
А я и отроду не знаю, Как проклятый чай варить.
Взял, поклал на скору руку: Чай весь высыпал в горшок.
На приправу перцу, луку И петрушки корешок.
Чай готов! Извольте кушать! Снял я с барина пальто…
Вижу, барин рассердился, Меня в комнату призвал.
В волоса мои вцепился, Уж таскал меня, таскал…
Долго думал, удивлялся, В чем не мог я угодить?
Наконец-то догадался, Что забыл я посолить.