Внеклассное занятие на тему «Великий русский баснописец И. А. Крылов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Туровская основная общеобразовательная школа»









Внеклассное занятие на тему

«Великий русский баснописец И.А.Крылов»



1-4 класс.









Учитель: Дерягина Е.В.










с.Турово.

2014 год.


Оборудование:

Портрет и репродукции памятника И.А. Крылова, рисунки детей к басням, презентация к занятию, высказывание А.С. Пушкина о Крылове: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев".

Цели занятия:

 Привить интерес к творчеству великого баснописца;

 Обогатить словарный запаса учащихся;

 Развитие воображения, творческих способностей детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд № 1.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Слайд № 2. Портрет поэта.
Эти слова поэт П.А. Вяземский посвятил великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Сегодня на нашем занятии мы познакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца, еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и посмотрим в исполнении учащихся.

Ведущий. Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века. Мне сегодня помогают ребята, которые сами подобрали материал о творчестве баснописца.

2. Рассказ учащихся о И.А. Крылове.

Слайд № 3.

1 ученик. Двести сорок шесть лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Слайд № 4.

2 ученик. И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Крыловы жили в глубокой нищете.

1 ученик. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал "Зритель". Но именно басня сделала его известным.

Ведущий: Вопрос залу:

- Что такое басня?

Слайд № 5.

Басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество.

Слайд № 6.

В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Слайд № 7. Фото памятника

1 ученик: В Летнем саду на площадке перед Чайным домиком стоит памятник И. А. Крылову, созданный на частные пожертвования. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться, на нем можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и Очки» и многих других.

Слайд № 8. Фото памятника.

2 ученик: С правой стороны - Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни "Квартет". Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет. Предлагаю послушать эту басню.

Исполнение басни «Квартет»

Слайд № 9.

Ведущий: Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова - стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, "Ворона и Лисица". Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Сейчас ребята покажут одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.

(Инсценировка басни "Ворона и Лисица".) Слайд № 10.

1 ученик: Известно более 200 басен Крылова. Из этого числа ( по собственному показанию) только 30 таких, содержание которых он заимствовал у других поэтов, а остальные принадлежат ему и по вымыслу, и по рассказу. Послушаем некоторые из них. В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? ("Слон и Моська").

Слайд № 11.

(Выразительное чтение басни "Слон и Моська").

Слайд № 12.

(Выразительное чтение басни "Свинья под дубом").

Ведущий. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку.

"Демьянова уха» и

Слайд № 13. «Стрекоза и Муравей» - инсценировка басни.

3. Викторины по басням Крылова.

- А сейчас мы проверим, кто из вас лучший знаток басен. Вы дома готовились к нашему занятию, читали басни, приняли активное участие в конкурсе рисунков.

1. Назовите басни Крылова о:

- лисе (Ворона и Лисица, Лисица и Виноград, Волк и Лисица, Добрая Лисица)

- о волке (Волк и Ягнёнок, Волк на псарне, Лев и Волк, Волк и Пастухи)

- об обезьяне (Зеркало и Обезьяна, Мартышка и Очки, Квартет)

2. Кто из персонажей говорит? Из какой басни?

1. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

Слайд № 14.

2. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

Слайд № 15.

3. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

Слайд № 16.

5. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

Слайд № 17.

6. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

Слайд № 18.

7. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

Слайд № 19.

8. - Не оставь меня кум милый!

Дай ты Мне собраться с силой..

(Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

Слайд № 20.

9. - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

(Мартышка. «Квартет»)

Слайд № 21.

Ведущий. Дедушка Крылов - великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Давайте вспомним эти крылатые выражения.

-«Ларчик просто открывался»,

- «А Васька слушает, да ест»,

- «Да только воз и ныне там»,

- «Сильнее кошки зверя нет!»,

- «Видит око, да зуб неймёт»,

- «Слона-то я и не приметил!».

Слайд № 22. Фото памятника

2 ученик: В Москве в небольшом скверике у Патриарших прудов стоит памятник известному русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Слайд № 23. и № 24 Иллюстрации к басням

А вдоль дорожки, идущей в сторону Малого Патриаршего переулка, стоят бронзовые иллюстрации к самым известным басням Крылова.

1 ученик: С того дня, когда Крылов писал басни, прошло больше 100 лет , а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящее, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром.

Слайд № 25.

Недаром еще А.С.Пушкин сказал: "...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев".

Ведущий. Да, басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях

4. Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Задания для викторины

1. Назовите басни Крылова о:

- лисе (Ворона и лисица, Лисица и виноград, Волк и лисица, Добрая лисица)

- о волке (Волк и ягнёнок, волк на псарне, Лев и волк, Волк и пастухи)

- об обезьяне (Зеркало и обезьяна, Мартышка и очки, Квартет)

2. Кто из персонажей говорит? Из какой басни?

1. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

2. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

6. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

7. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

8. - Не оставь меня кум милый!

Дай ты Мне собраться с силой..

(Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

9. - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

(Мартышка. «Квартет»)


© 2010-2022