Урок по литературному чтению на тему: Русская народная сказка «Хаврошечка» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение, 3 класс.

Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка».

Цель: обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка''.

Задачи:

1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;

2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

Форма занятия: урок-инсценировка.

Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно - иллюстративный метод эвристической беседы.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

-смена видов деятельности;

-динамическая пауза;

-игровой компонент;

-рефлексия.

Развивать УУД:

  • Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)

  • Познавательные (поиск информации, извлечение информации)

  • Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).

Оборудование:

Презентация Power Point, аудиосказка «Хаврошечка», клубок ниток, «наливные яблоки».

Ход урока.

Этап урока.

Содержание учебного материала,

деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

1.Орг. момент.

Настроились, улыбнулись.

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки …
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски ...
Тихонько скрипит половица.
По комнате ходит сказка…

2.Актуализация знаний о сказках.

-Посмотрите внимательно видеоклип и назовите сказки, которых встретились в этом клипе.

-На какие 2 группы мы можем разделить все сказки?

Слайд 3.

-Чем они отличаются?

-Какие сказки мы читаем?

-Сказки какого народа?

-Какие виды сказок вы знаете?

Просмотр видеоклипа.

Белоснежка и 7 гномов.

Снежная королева.

Летучий корабль.

По щучьему велению.

Сивка-бурка.

Золушка.

Стойкий оловянный солдатик и т. д.

-Сказки литературные и народные.

-Народные.

-Русского.

-Волшебная, бытовая, о животных.

3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация.

Посмотрите внимательно на слайды и скажите, какой сказочный персонаж не встретился вам в видеоклипе?

Хаврошечка.

4. Целеполагание, тема урока.

-Ребята,а что вы знаете об этой сказке?

-А что хотели бы узнать?

Итак, тема нашего урока?

Цель которую мы ставим перед собой?

-Волшебная.

-В ней должен быть зачин, должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, концовка.

5. Постановка учебной задачи.

Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас будем с вами делать?

Читать, отвечать на вопросы. Проанализировать сказку и доказать, что она волшебная.

6.Физминутка

7. Открытие новых знаний.

Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Раскрутись скорее,

Укажи быстрее:

К кому нитка привела?

Сказку слушать нам пора!

Сейчас вы прослушаете первую часть сказки. Будьте внимательны и запоминайте:

-О ком говорится в сказке?

-Кто ее главные герои?

(Обратить внимание на начало сказки

- Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин)

  • восприятие текста, проверка первичного восприятия текста

-Кто же главные герои сказки?

Еще несколько вопросов возникло у меня. Хаврошечка выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?

Обратите внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня сказки. Это случайные детали?

- Готовы узнать, что было дальше?

Ребята приготовили для вас сюрприз.

Смотрите внимательно.

-Вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.

(Чтение 2 части подготовленными учениками).

-Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка)


  • анализ сказки

-Понравилась вам сказка?

1.Как ты понимаешь имя героини?

2. Почему корову называет Хаврошечка «коровой матушкой»?

3. С какими древними представлениями связано то,что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из другого?

4.Почему из косточек коровы вырастает дерево?

5.Случайно ли яблонька такая необычная?

6. От чего засыпают обе сестры?


(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).


Инсценировка сказки.


Магия волшебного слова.

8.Применение способа действия.

В парах поработайте над последними 2-мя вопросами.

Победа добра над злом.

9.Рефлексия


-Как вы думаете, что сегодня на уроке было для вас главным,

интересным?

-Достигли поставленной цели?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

У меня на столе лежат наливные яблоки. Если у вас настроение хорошее, прикрепите его на яблоню, если вам что-то не понравилось или вы расстроились пусть это яблоко упадет на землю.

10.Домашнее

задание.

Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.

Попробовать придумать свою волшебную сказку.

Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.

Методические рекомендации: Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: «Русская народная сказка "Хаврошечка"». Предлагаемый урок целесообразно провести на этапе сравнения характеров героев волшебных сказок. На уроке обучающиеся знакомятся с аудиоматериалом и параллельно инсценируют сказку. Итогом урока может стать собственное исследование русской народной сказки, проведенное обучающимися.

Список литературы:


  1. Программа по литературному чтению автора В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова). Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Л.В.Занкова, Самара:Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2012г.

  2. В.Ю. Свиридова. Литературное чтение в 2-х частях, 3 кл., 2013г. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2012г.

  3. Хрестоматия по литературному чтению, 3 класс. Автор-составитель В.Ю. Свиридова,Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2013г.

  4. Интернет ресурсы:uroki.net/, zavuch.info/


© 2010-2022