Конспект урока по чтению (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературному чтению

  1. Тема: «Архангельский сказочник и его любимая улица».
  2. Задачи урока:
-закрепить знания о биографии и творчестве С.Г.Писахова; -способствовать обогащению словарного запаса; -способствовать развитию внимания и речи учащихся; - способствовать развитию познавательных интересов; -способствовать формированию умения работать с учебным текстом; -способствовать формированию умения работать с картой; -способствовать воспитанию самостоятельности; -способствовать развитию интереса к предмету;
  1. Время проведения: 45 минут.




Этап

Содержание

Примечания

Организационный

момент

Изучение нового материала. Работа с картой.



Особенности улицы.









С.Г.Писахов (биография)











Памятник С.Г.Писахову.



Главный герой сказок - Сеня Малина.





Скульптор - Сергей Сюхин.





Сценка.

С.Г. Писахов как художник.








Сегодня у нас урок пройдет в форме экскурсии. А так, как мы с вами все остались в классе, экскурсия будет виртуальной. Тема экскурсии «Архангельский сказочник и его любимая улица». На любой экскурсии мы должны понять, где мы находимся. Для этого нам нужна карта. Посмотрите на слайд, перед вами карта центральной части города Архангельск. На берегу, какой реки стоит Архангельск? (Северной Двины) Параллельно течению реки идут проспекты, начиная с Набережной Северной Двины, друг за другом идут Троицкий, Ломоносова, Новгородский и другие проспекты. Проспекты пересекают улицы, например, Воскресенская, Поморская, Выучейского. Сейчас я вам покажу объект, скажите, пожалуйста, это улица или проспект? (по расположению проспект, но называют улицей). Улица Чумбарова - Лучинского. Вот по этой улице мы с вами и совершим экскурсию. Эта улица отличается от других и имеет ряд особенностей. Об одной мы уже сказали. Она располагается параллельно Северной Двине и должна называться проспектом, но на самом деле она является улицей. А теперь сравните, на карте выделен Троицкий проспект и улица Чумбарова - Лучинского. Как вы могли заметить она гораздо короче. Это и есть еще одна особенность улицы. А кто - нибудь знает как по другому называют улицу Чумбарова - Лучинского? (Чумбаровка). Эта третья особенность улицы. Скажите, а в связи, с чем эту улицу называют архангельским Арбатом? Почем она получила такое название? (т.к. является пешей улицей). Совершенно верно. Это четвертая особенность улицы. Каждый день, идя в вашу школу, вас окружают дома. Какие они? (многоэтажные, кирпичные, панельные). А на этой улице сохранены объекты, достопримечательности. Кто знает, о чем я говорю? (деревянные дома, необычные скамейки). Пятая особенность улицы в ее архитектуре. А какие мероприятия проходят на этой улице? (праздники, выставки, митинги, мероприятия, организованные МСА, открытие елки 04.11.) В Архангельске множество улиц, названных в честь известных людей. Какие например? (ул.Розы Люксембург, ул.Гайдара, ул. Розы Шаниной и т.д.) И улица Чумбарова - Лучинского не исключение. Кто-нибудь знает, в честь кого она названа? Улица Чумбарова - Лучинского названа в честь Федора Степановича Чумбарова - Лучинского, посмотрите на слад вот его портрет. Федор Степанович был участником революции 1917г., он также занимался журналистикой, был партийным деятелем. Жизнь его трагически оборавалась при штурме города Кранштадта в 1921 году. На одном из домой по этой улице висит мемориальная доска. Посмотрите внимательно и скажите, сколько лет было Чумбарову - Лучинскому, когда он погиб? (Ему на тот момент было всего лишь 22 года). ОБОБЩЕНИЕ. Чумбаровка стала не просто историческим центром города, но и, пожалуй, самым популярным местом отдыха жителей разных возрастов. Здесь фотографируются на память, назначают свидания, собираются люди разных возрастов, приходя сюда каждый со своей целью. И каждый здесь находит частичку себя.

Мы говорили с вами о том, что одна из особенностей улицы Чумбарова - Лучинского в том, что она пешая. Мы сейчас с вами находимся на этой улице и видим наших современников, прогуливающихся по Чумбаровке. А представьте, что 50-60 лет назад по этой самой улице любил прогуливаться невысокий улыбчивый старичок. Это был Степан Писахов. Перед вами несколько портретов, посмотрите внимательно и скажите кто из по вашему мнению С.Г.Писахов? Посмотрите, как выглядел Степан Григорьевич? (у Степана Писахова была густая шевелюра, хмурые брови, длинные усы) . На первый взгляд внешность отпугивающая. Правда? (да) Но теперь послушайте дальше, и скажите, изменилось у вас о нем мнение? Степан Писахов с удовольствием заговаривал с людьми, рассказывал им забавные истории, подбадривал, если это было нужно. В его руках находилась авоська с рыбой для местных бездомных кошек, а в карманах был хлеб для птиц. А теперь, зная о его внешности, глядя на портрет, скажите каким этот человек был по характеру? (доброжелательный, заботливый, внимательный). Даже дети нисколько не боялись его внешности, приходили толпами к нему домой. В его доме были и такие видные писатели и поэты как Александр Яшин, Александр Зуев, Леонид Леонов, Степан Писахов любил прогуливаться с ними по своей любимой улице. А теперь, что еще можно сказать о его характере? (он был гостеприимным, общительным). Манера речи Писахова была своеобразной, он произносил невнятно, скороговоркой, любил похвастаться, присочинить. (риторический вопрос) Но вот откуда у Степана Григорьевича была такая страсть к сочинительству? Об этом мы узнаем, прочитав в вашей хрестоматии рассказ «Как я стал сказочником?» на странице 43. Вопросы по прочитанному:

  • Откуда был родом С.Г.Писахов?
  • От кого передалась страсть к сочинительству Писахову?
  • Как звали деда Писахова?
  • Чем занимался дед Писахова?
  • Каким промыслом занимался дед Степана Григорьевича?
  • В качестве кого его брали на промысел?
  • За что он получал два пая?
  • Почему ему давали один пай за сказки?
Мы с вами читали о том, что страсть к сочинительству Писахову передалась от деда. Только дед не записывал, к сожалению, свои сказки, а Степан Григорьевич записал, и первая публикация его сказки была в 1924 году. Ребята, вы читали произведения Писахова. И сейчас мы предлагаем вам дополнить названия сказок Писахова. («Не любо - неслушай», «Морожены песни», «Налим Малиныч», «Как купчиха постничала», «Как поп работницу нанимал»). И вот такому замечательному, талантливому человеку на его любимой улице, где он любил прогуливаться, ему установлен в сентябре 2008 года памятник. Как он называется, кто - нибудь знает? («Здравствуйте, люди добрые!»). Писахов изображен в свой естественный рост - 145 см. А как вы думаете, почему памятнику дано такое название? Посмотрите, радом со Степаном Григорьевичем изображена кошка (почему?). Кошки очень чувствуют людей, чувствуют их доброжелательность, любовь. А еще, как символ того, что Архангельск приморский город на шляпе у Писахова была чайка. Но вандалы уже второй раз сломали скульптуру и чайка вновь «улетела». Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие традиции сложились у горожан? ( жмут руку, меряются ростом, гладят кошку, кладут монетки на шляпу, фотографируются. Столько много традиций сложилось видимо потому, что горожанам нравится Писахов и, несомненно, его сказки, герои сказок. А кто главный герой сказок Писахова? (Сеня Малина) Многие сказки Писахова идут от лица Сени Малины. Это реальный образ. Степан Григорьевич и Сеня Малина были лично знакомы. В вашей хрестоматии есть рассказ с воспоминаниями Писахова на странице 45. Давайте прочитаем. Вопросы по прочитанному:
  • В каком году познакомились Сеня Малина и Писахов?
  • В какой деревни жил Сеня Малина?
  • Сеня Малина рассказывал Писахову как он через Карпаты на корабле ездил. Как вы думаете это реальное событие?
И этому герою сказок Писахова нашлось место на Чумбаровке. Посмотрите на этот памятник. Он посвящен северному мужику. И Сеня Малина этому пример. Обратите внимание на валенки, по бокам у них две «союзки», так называемые заплатки. Таких валенок сейчас осталось очень мало. Надо отдать должное шапке-ушанке и тулупчику, которые выручали архангельских мужиков в лютую стужу. А что еще необычного в этом памятнике вы заметили? На ком верхом сидит Сеня Малина? Почему именно рыба стала средством передвижения? В своих сказках Писахов уделяет внимание этой особенности. Убедимся в этом, прочитав, на странице 121 «Не любо - не слушай». Вопросы по прочитанному:
  • Какие рыбы распространены?
  • Почему, как вы думаете, именно семга и палтусом ловчее всех в пироги заворачиваются?


Вы, наверно, заметили, что я не назвала скульптора ни того, ни другого памятников. Может кто - нибудь знает, как его зовут? (Сергей Сюхин) Сергей Сюхин наш современник. Он родился в селе Пучуга Верхнетоймского района. Учился в художественном училище им.Васнецова. Оформил около 50 книг. Проводил выставки в Милане и Германии. Главная тема его выставок -дух русского севера. Он никогда не видел Писахова, но смог создать такую замечательную скульптуру. Скульптор изобразил сказку. А еще сказки изображают в живописи, как правило, этим занимаются иллюстраторы. Сейчас мы вам предлагаем отгадать по иллюстрации сказки Писахова.
  • «Апельсин»
  • «Морожены песни»
  • «Северное сияние»
  • «Перепелиха»
  • «Подруженьки»
Смотрите - ка, у нас самовар появился и подруженьки уже сидят. Давайте послушаем, о чем они разговор вести будут. Сценка.

Иллюстратор, художница - Шукаева Е.А. А как вы думаете, мог ли Писахов сам иллюстрировать свои сказки? (мог). Конечно, мог. Т.к. он был художником. Степан Гртгорьевич закончил СПБ художественное училище, учился также в Риме и Париже. И именно вдали от дома он понял, что не может жить без севера. Охоту к перемене мест он сохранил до самой старости, но теперь он путешествовал только по северу, ездил в Арктику. Он исходил вдоль и поперек весь северный край, изучил быт и культуру севера, узнал обычаи и традиции, запоминал легенды, восхищался мастерством народных умельцев. Он был художником, преподавал в архангельских школах рисование и работал учителем черчения в архангельском педагогическом училище, ныне это педагогический колледж, студенткой которого я являюсь. Итак, мы выяснили, что Степан Григорьевич писал картины. Сейчас вы поkучите иллюстрации картин Писахова, ваша задача придумать к ним название. Итак, делимся на группы. Выступление групп. В других музеях тоже есть картины Писахова, в нашем городе это музей освоения Арктики, второе название - музей Борисова. (риторический вопрос). Почему такое название? Это также один из северных писателей. Картины Борисова на странице 16 рабочей тетради. Скажите, какие цвета использует художник? Мы завершили нашу экскурсию. И сейчас мы проверим, кто был внимательным на экскурсии, кто запомнил материал. Проведем викторину. Викторина.
  1. Где родился С. Г. Писахов? (Пинежский район)
  2. От кого передалась страсть к сочинительству? (от деда)
  3. На какие сказки С.Г. Писахова были сняты мультфильмы?(«Апельсин», «Морожены песни»)
  4. Какова протяженность Чумбаровки? (1200 м.)
  5. От какого лица пишутся сказки Писахова?Как зовут героя? (Сеня Малина)
  6. Кто является скульптором памятников «Здравствуйте, люди добрые!» и «Сеня Малина»? (Сергей Сюхин)
  7. - Лимонация - иллюминация
- Портки - брюки - Рукой подать - близко - Состряпашь - состряпаешь, приготовишь - Тюря - простая еда; хлеб раскрошенный в воде, в квасе - Ужна - ужин 8. Из какой сказки эта иллюстрация? («Как поп работницу нанимал») 9. Сколько апельсинов осталось на верхушке дерева? (один)

Выявляем победителя.

На этом наша экскурсия подошла к концу. Мы с вами прощаемся. До свидания!



















слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд слайд слайд

слайд



слайд

слайд

слайд

слайд

слайд



слайд

слайд

слайд









слайд

слайд



слайд

слайд



слайд



Слайд



слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд





© 2010-2022