Творческий проект-Одежда из нетрадиционных материалов. Платье-костюм Снегурочки

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Северный административный округ

ГБОУ Школа №185 им.В. Гризодубовой











ПРОЕКТ

Образовательная область «Технология»

Платье «Снегурочки» из нетрадиционных материалов









Исполнитель проекта: Хасянова Камилла (4 «Д» класс)

Руководитель проекта: Майорова Светлана Вадимовна

Учитель ИЗО 1 категории















Москва 2015г.



Содержание:

I.Введение ……………………………………………………………………….…….2

1.1 Идея проекта и ее обоснование……………………………….…….…….……..2

1.2 Задачи проекта………………………………………..…………………..…..….2-3

II. История создания костюма Снегурочки……………………………………..…4-6

2.2 История кокошника………………………………………………………………..7

III. Образ Снегурочки…………….…………………………………….……….….7-8

IV. Экономический расчет, материалы…………………………………………....…9

V. Техника безопасности……………………………………………………………...9

VI. Технология выполнения проекта… ……………………………………..……9-10

VII. Эколого-экономические проблемы…………………………………………10-11

VIII. Вывод……………………………………………………………………………11

IX. Заключение………………………………………………………………………..11

X. Список литературы………………………………………………………………..12



I Введение

1.1. Идея проекта и ее обоснование.

Я учусь в 4 классе. На уроках Изобразительного искусства и на творческом часе в группе продленного дня уже с первого класса мы выполняли различные работы из нетрадиционных материалов. Работали с фантиками от конфет, из которых в дальнейшем получились прекрасные цветы, которыми мы украшали новогоднюю елку. Делали из осенних листьев прекрасные розы, соединяя их в букет. Так же изготовили снеговика из бумажных салфеток в технике папье-маше. После того как я увидела платье из фантиков, выполненное моим учителем изобразительного искусства, мне очень захотелось сделать нечто подобное из какого то другого необычного материала. Я вместе со своим педагогом долго думали, что же это может быть? И мы решили использовать необычный материал для моего будущего платья - это подложка под ламинат. Для реализации своей идеи у меня не было достаточно знаний, полученных на уроках изобразительного искусства. Я изучила физико-механические свойства целлофана. Узнала, что подложка - это вспененный целлофан, она очень эластичная, приятная на ощупь, совсем не пропускает воздух, при нагревании быстро деформируется, легко режется. Теперь надо было решить задачу с дизайном моего платья «Снегурочки». Образ Снегурочки пришел к нам из русских народных сказок, а значит, он связан с историей и традициями русского народного костюма. Для решения этих задач я познакомилась с различной литературой по данному вопросу. Это были и различные книги, справочники и журналы по народному костюму и декоративно-прикладному творчеству, и сайты Интернета - мастер-классы по созданию одежды из нетрадиционных материалов, и платья участниц таких конкурсов. Мне захотелось сделать что- то необычное, и совсем из другого материала. После того, как появилась идея изготовить платье, встала задача расширения знаний о русском народном костюме - Снегурочки и ее образе в нашей культуре. 1.2 Цель проекта: Создать платье Снегурочки из нетрадиционных материалов для новогоднего праздника.

Задачи проекта: 1. Разработать и изготовить платье Снегурочки из нетрадиционных материалов, изучив историю образа Снегурочки; 2.Усовершенствовать навыки работы со степлером, научиться работать «горячим» пистолетом; 3.Развивать творческое мышление и самостоятельную творческую деятельность, используя данный проект; 4.Научиться оценивать свои способности; 5. Углубить знания о русском костюме и головном уборе Снегурочки;

II.Костюм «Снегурочки»

1.1 История создания костюма Снегурочки.

Чтобы иметь полное представление о костюме Снегурочки и возможных вариантах его исполнения, я решила ознакомиться с историей появления этого сказочного персонажа, а так же о народных традициях такого элемента костюма, как кокошник.

Практически в каждой стране мира есть персонаж, который ассоциируется с Новым годом. Санта- Клаус в США и Австралии, Святой Николай в Бельгии, Пэр Ноэль во Франции. Каждый из этих персонажей, как правило, носит фольклорный характер и отражает народные традиции. Наш Дед Мороз в этом смысле уникален - он единственный из ряда своих новогодних «коллег» имеет внучку Снегурочку.

История Снегурочки на фоне многовековой биографии Деда Мороза выглядит скромно. Если новогодний старец появился в русском фольклоре еще в период формирования славянского государства, то его помощница «родилась» лишь в 1873 году, когда Александр Островский написал свою знаменитую пьесу «Снегурочка». Правда, по замыслу писателя Снегурочка изначально была дочкой Деда Мороза, и только позднее другие литераторы почему-то превратили ее во внучку.

Кого в детстве не печалила история сказочной Снегурочки? В детстве мы задумывались о душевной черствости ее близких: ведь лето с его солнечными днями было не лучшей порой для "холодной" Снегурочки, а приемные родители все стремились отправить ее погулять с подружками в лес, на лужайку, на солнце. Став старше, мы начинали понимать глубинные языческие корни весенней сказки Александра Николаевича Островского. И уже смерть Снегурочки соединялась не столько с гибелью от огня любви, зажженного в ее сердце, сколько с пониманием, что ее принесли в жертву Яриле-Солнцу во имя будущего благоденствия берендеев.

Созданная не на заказ, пьеса поразила и порадовала друзей драматурга. "Видно..., что это дивное произведение ... было интимной стороной души Островского"(1), - писал Константин Коровин. Возможно, эта камерность и привлекла известного мецената Савву Ивановича Мамонтова, решившего поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве (премьера состоялась 6 января 1882 года). Эскизы театральных костюмов, выполненные Виктором Михайловичем Васнецовым для этой постановки, хранятся в музее-заповеднике "Абрамцево". Через три года, в 1885 году, Васнецов делает новые эскизы костюмов, уже для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" в Русской частной опере С.И. Мамонтова в Москве.

В пьесе Островского практически нет прямых описаний одежды героев. Это дало Васнецову повод обратиться не только к своей фантазии, но и к знанию народного крестьянского костюма, который был ему хорошо известен.

Костюм Снегурочки состоит из рубахи и сарафана. Рубахи девушки и женщины на Руси носили длинные, преимущественно белого цвета, сшитые из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления; декор и цветовая гамма в каждой российской губернии были свои, неповторимые. В старинных рубахах преобладали узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, позднее хлопчатобумажными нитями, а со второй половины XIX века шире использовались разнообразные тканые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки. Узор располагался в основном у ворота, оплечья, рукавов и подола, так как являлся не только украшением, но и оберегом от злых сил.

Творческий проект- Одежда из нетрадиционных материалов.Платье-костюм Снегурочки Творческий проект- Одежда из нетрадиционных материалов.Платье-костюм Снегурочки
Эскизы костюмов Снегурочки В.М. Васнецов

Внучка Деда Мороза, маленькая симпатичная девушка, одетая традиционно в белые одежды (иногда шубка бирюзового цвета), на голове у нее восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом, вечно молодая и жизнерадостная - это она, Снегурочка. Дата появления на свет Снегурочки, как и дата рождения самого Деда Мороза, покрыта тайной (вся эта личная жизнь необычных существ вообще очень загадочная штука - внучка у Деда Мороза есть, а о детях ничего неизвестно). Образ Снегурочки - символ застывших вод.

Снегурочка является постоянной спутницей дедушки, когда подарков в мешке становится меньше, помогает его нести, запрягает и распрягает оленей (или все-таки лошадей?) и проводит ежегодный техосмотр саней. Перед Новым Годом вместе с Дедом Морозом разбирает письма и прочую корреспонденцию, которая в Великий Устюг приходит в огромных количествах, придумывает оригинальные подарки и представления для самых маленьких детей, их же и развлекает, в то время как Дед Мороз выведывает у родителей, хорошо ли дети вели себя в течение года.

На праздниках Снегурочка помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка, и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Вскоре после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у него появилась молодая помощница, сначала позиционировалась как дочка, - Снегурочка. Это произошло благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки.

Почему - до сих пор неизвестно. Но после репрессий 1927 - 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь вначале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков.

1.2 История кокошника

Кокошник - это старинный русский женский головной убор в виде гребня (округлого щита или опахала) вокруг головы. Название происходит от древнерусского слова «кокошь», обозначавшего курицу-наседку. Представляет собой легкий веер, пришитый к шапочке или волоснику, украшенный позументом, жемчугом, бисером, бусами или даже драгоценными камнями. Кокошники плотно охватывали женскую голову, закрывая волосы, заплетенные в косы и уложенные венком или пучком.

Упоминания о кокошнике встречаются со времен Древней Руси. Кокошник имел разнообразные конструкции и украшения, для каждой губернии была характерна своя форма.

В допетровской Руси боярыни и царицы. Петр I, вскоре после прихода к власти, отменил народный костюм у знати, заменив его на европейский. Но кокошник сохранился в крестьянской среде, как атрибут праздничного или свадебного наряда, пока не был возвращен Екатериной II в женскую придворную одежду.

Творческий проект- Одежда из нетрадиционных материалов.Платье-костюм Снегурочки

В 20-е годы, благодаря моде на все русское, кокошник стал известен модницам всего мира. Уезжая заграницу, часть аристократии взяла с собой именно предметы русской моды - нарядные придворные платья и кокошники, которые теперь рассеяны по музеям мира. Прежде чем начать работу над проектом я очень много искала вариантов костюмов Снегурочки, ведь он должен подходить для меня.

III. Образ «Снегурочки»

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.
Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
В период репрессий 1927-1935 годов Снегурочка вдруг пропала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему - до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь вначале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Творческий проект- Одежда из нетрадиционных материалов.Платье-костюм Снегурочки

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка: Снегурочка.

В подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова «Снегурочка».

Для своей работы я выбрала самую простую модель плечевого изделия. Она легче в переносе выкройки и изготовлении для меня. В данное изделие я внесла изменения, для удлинения лифа буду использовать оборку, чтобы придать платью объем. Я считаю, что она придаст оригинальность будущему костюму.

IV. Экономический расчет. Определение себестоимости изделия.

Материалы. № п /п Статья расходов Цена единицы(р) Расход материалов Стоимость (р) 1 Ткань-подложка под ламинат 120 1,2м. 144 р. 2 Бусы под жемчуг крупные Бусы под жемчуг мелкие 100р. 100р. 0,6 м 0,6 м 100р. 100р. 3 Клеевой пистолет 250р. 1шт. 250р. 4 Стержни (прозрачные) 40р. 1 шт. 40р. 5 Тесьма - белая (пушистая) 120 р. 1 шт. 120 р. 6 Тесьма серебряная - блестящая 17р. 5 м. 85 р.
Итого

839р.

Расчет электроэнергии: цена за 1 квт.ч- 3,56 *5 ч.= 17,8 руб.

Это моя основа выкройки плечевого изделия.

.Творческий проект- Одежда из нетрадиционных материалов.Платье-костюм Снегурочки

V.Техника безопасности

  1. Хранить иголки и булавки в определенном месте.
  2. Выкройки к подложке прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
  3. Ножницы класть сомкнутыми остриями от себя.
  4. Волосы убрать под косынку.
  5. Не наклоняться близко к горячему пистолету.
  6. Не держать пальцы рук около головки пистолет, во избежание ожога.
  7. Перед соединением деталей удалить все булавки на линии скрепления изделия.
  8. Пистолет отключать и выключать сухими руками.

VI. Технология выполнения проекта.

Я стала претворять идею в жизнь: придумала эскиз, нашла чертеж основы платья, подбирала инструменты и материал. При изготовлении платья я использовала такие необычные материалы как подложка под ламинат, старые ненужные разрезанные на кусочки CD - диски, моток белой пушистой пряжи-тесьмы.

Последовательность выполнения изделия:

1. Для изготовления своего изделия - я выбрал материал - ламинат 5мм,

2. Перенесла бумажную основу выкройки на подложку под ламинат и вырезала ее;

3.Вырезала полоску шириной 10 см. из подложки для оборки платья;

4. Прикрепила степлером полоску-оборку к основе платья;

5.При помощи клеевого пистолета приклеила серебряную тесьму зигзагообразно к горловине платья;

6. Так же при помощи пистолета приклеила кусочки дисков, (нарезанных заранее) к изделию по задуманному рисунку;

7. Потом выложила серебряной тесьмой рисунок на платье и так же его приклеила.

8. Далее приклеила пистолетом белую пушистую тесьму, которая придала изделию легкость и нежность.

9.Теперь вырезала две полосы по 15 см. шириной и длинной по окружности проймы из подложки;

10. Затем степлером присоединила полоски к пройме платья - получились рукавчики;

11. Сделала на рукавах защипы степлером, чтобы получились «фонарики»;

12. Приклеила к ним серебряную тесьму;

13.Теперь стала украшать свое платье бусинами из жемчуга разного размера, хаотично приклеивая их по всему платью.

VII. Экологические проблемы.

Экологическое обоснование проекта Изготовление платья из нетрадиционных материалов- экологическое производство: Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы; При работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека; Практически нет затрат природной чистой воды на производственные нужды; Рациональное использование природных ресурсов. Отходов при раскрое платья из подложки под ламинат практически нет. При работе крепления бус и тесьмы использовался минимальный расход электроэнергии, тем самым я экономично использовала природные ресурсы.

VIII. Вывод:

Мне кажется, что мой творческий проект получился. Я приложила много стараний, чтобы изготовить самостоятельно платье из нетрадиционного материала для новогоднего праздника. В результате работы изделие получилось таким, как я и хотела. Моя работа очень понравилась всем, кому мы ее показывали, а особенно моей маме и педагогу. Она соответствует всем требованиям, которые я к ней предъявляла в самом начале. И хотя в процессе работы у меня возникали небольшие трудности, я сумела их преодолеть. В процессе работы я получила новые знания, которые пригодятся мне в дальнейшем. Я считаю, что и качество моей работы хорошее. Моя работа выполнена в единичном экземпляре - такой нет ни у кого. Даже если, кто-то захочет сделать подобное, то его работа все равно будет иметь отличия. Работа над проектом была очень увлекательна и поучительная, я не только освоила новую технику, но и получила самое необычное платье Снегурочки.

IX. Заключение.

Проведя большую исследовательскую и практическую работу, я узнала много нового и интересного об истории русского народного костюма Снегурочки. Познакомившись с различными идеями, я поняла, как можно сделать оригинальное платье из подложки под ламинат своими руками. Все поставленные задачи были реализованы. Моё изделие получилось очень необычным, красивым и недорогим. Мне было интересно заниматься этой работой.

X.Список используемой литературы: 1.Энциклопедия «Как шить красиво». - М.: Мир, 1990. 2. Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях». - Минск: Полымя, 1992 3.Жураковская В.Н. «Десять творческих проектов». - Брянск : Октид, 1997. 4.Ольховская В.П. «Техника кроя» - М.: Клуб семейного досуга, 2005. 5.Интернет - ресурсы.





© 2010-2022