Программа школьного летнего лагеря

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряПрограмма школьного летнего лагеряМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», г.Пермь



Рекомендован на МО нач.школы,

Утверждена на педагогическом совете школы

Протокол №_93__ от __21.04.2014_____


Программа

деятельности летного лагеря

с дневным пребыванием детей при МБОУ «СОШ №6»

«Мы - олимпийцы»

(для учащихся 7-18лет)



Автор программы:

Отнельченко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории










Пермь 2014







1.Информационная карта.

Наименование программы

«Мы - олимпийцы»


Разработчик программы

Отнельченко Татьяна Николаевна, учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

Цель Создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.


Задачи

1) Способствовать укреплению здоровья детей, вести активную пропаганду здорового образа жизни.

2) Формировать знания об истории спорта и Олимпийских игр, о принципах честной игры.

3) Совершенствовать духовные, волевые и нравственные качества детей на основе спортивной деятельности.

4) Воспитывать активную жизненную позицию детей через органы самоуправления.


Сроки реализации программы

Июнь 2014 года

Орган, ответственный за реализацию программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», г.Перми

Источники финансирования

- местный бюджет

- родительская плата.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. Дети - участники программы, будут более бережно относиться к своему здоровью, у них появится потребность в здоровом образе жизни.

  2. Дети познакомятся с историей возникновения спорта и Олимпийских игр. После смены участники продолжат развивать открытые в лагере таланты и интересы в кружках, клубах, секциях.

  3. Реализация программы поможет детям подняться на новый эмоциональный, духовный, культурный и интеллектуальный уровень.

  4. Большинство детей - участников смены получат навыки самоуправления, смогут осознать важность и необходимость активной жизненной позиции.



2. Актуальность программы.

Приближается лето - пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Организация летней оздоровительной площадки при школе - это возможность продолжения учебно-воспитательного процесса в условиях лета, укрепления здоровья детей. "Здоровому каждый день - праздник", - гласит восточная мудрость. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Вот поэтому тему для нашего пришкольного оздоровительного лагеря взяли "Олимпийскую".

При составлении данной программы учитывались желания и любимые увлечения детей, их запросы, интересы, настроения, которые были выявлены в результате анкетирования. Большинство детей хотят «узнать много нового, научиться танцевать, петь», почти все дети высказали пожелание «организовывать больше спортивных игр». Это стало основой выбора направлений работы лагеря.

Также повлиял на выбор направлений работы и анализ работы школы по программе «Азбука здоровья», который показал, что процент заболеваний учащихся снижается, но все еще остается на высоком уровне. Причины этого могут быть самые разные - это малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса учебными дисциплинами, необеспеченность детей полноценным питанием, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, ухудшение социального положения семей, неблагополучная экологическая ситуация, вредные привычки. Многие из этих причин возможно исправить или изменить в лучшую сторону в условиях летнего отдыха. Поэтому необходимо не прерывать начатую в учебном году работу по оздоровлению детей. Прошедшая Олимпиада в Сочи 2014 года подтолкнули нас к идее проведения тематической смены в нашем оздоровительном лагере.

Вся работа лагеря направлена на реализацию программы «Мы - олимпийцы». Данная программа посвящена спорту, который является одним из важнейших составляющих современного мира. Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы о том, как на протяжении веков зарождались современные виды спорта, об истории Олимпийских игр, о самых разнообразных спортивных играх нашего времени, распространенных на всех континентах Земли.

Детская оздоровительная лагерь с дневным пребыванием организуется на базе МБОУ «СОШ №6», г.Перми. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся школы и микрорайона. Возраст детей от 7 до 18 лет. Продолжительность смены 21 день.

При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В лагере планируется оздоровить 130 обучающихся.

3. Концептуальные основы.

Лето - это время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья. Поэтому в лагере для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря - это большая игра в Олимпиаду. Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, творчеству, активной деятельности, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.) Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив. В-третьих - метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности. В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.

Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Основным направлением работы в данной программе является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:

  • познавательное;

  • творческое;

  • культурно-нравственное;

  • трудовое.

В основе программы лагеря лежат принципы:

  • целесообразности - соответствия педагогических задач личностным целям детей;

  • добровольности участия в делах лагеря;

  • открытости в деятельности отрядов;

  • учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;

  • принцип успеха и поддержки;
  • индивидуального подхода к личности ребёнка.

4. Целеполагание Цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.

Задачи:

1) Способствовать укреплению здоровья детей, вести активную пропаганду здорового образа жизни.

2) Формировать знания об истории спорта и Олимпийских игр, о принципах честной игры.

3) Совершенствовать духовные, волевые и нравственные качества детей на основе спортивной деятельности.

4) Воспитывать активную жизненную позицию детей через органы самоуправления.

6.Основные этапы реализации программы.

Работу по данной программе можно разделить на три периода, каждый из которых выполняет свои функции.

1. Организационный период (предолимпийская пора)- знакомство с ребятами, размещение по отрядам, создание благоприятного климата в отрядах, оформление отрядных комнат, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, устройством лагеря, с режимом дня. Запуск программы "Мы - олимпийцы".

2. Основной период (Олимпиада)- полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами по реализации задач данной программы, реализация основной идеи смены, работа секций.

Как известно, символом олимпийских игр являются пять колец, которые и стали основой нашей программы. Каждое кольцо символизирует разные виды спорта:

Синее - плавание,

Зеленое - легкая атлетика,

Желтое - гимнастика,

Красное - спортивные игры,

Черное - борьба.

На каждый вид спорта выделяется 3 дня: первый день - знакомство с историей, лучшими спортсменами; второй день - тренировка, знакомство с основными приемами, упражнениями, правилами игры; третий день - соревнования, выявление лучших.

Кроме спортивных мероприятий каждый ребенок может выбрать занятия в секциях. Секции - это объединения детей по интересам. Каждый ребенок выбирает сам, в какой секции он будет заниматься:

  • Аэробика

  • Вокальная

  • Театральная

  • Мастерилки

  • Умники и умницы

Свое мастерство дети показывают на концертах, выставках, конкурсах - это показатель работы секций.

Каждый день проводится общелагерное мероприятие, экскурсии, посещение театров, кино. Также ежедневно ведется воспитательная работа в отрядах.

3. Заключительный период (итоги Олимпиады)- самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.

Приобретенные за смену навыки, умения, знания и достижения в различных видах деятельности дети продемонстрируют на заключительном мероприятии - «Парад спортсменов лагеря», что и станет итогом всей смены.

7. Содержание программы.

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе "Мы - олимпийцы " в форме сюжетно - ролевой игры. На время смены лагерь превращается в Олимпийскую деревню. Смена проходит под девизом: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» и включает в себя не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, связанные с олимпийской тематикой. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные сборные команды. Каждая команда имеет своё название, девиз, гимн, которые помещаются в отрядном уголке.

Ежедневно участвуя в мероприятиях, «спортсмены» получают золотые, серебряные и бронзовые медали. Это отображается фишками на стендах «Наши спортивные достижения» в каждом отряде. Кого из детей наградить медалями, решает судейская бригада. Вожатые и тренеры могут ходатайствовать о награждении тех ребят, которые не участвовали непосредственно в мероприятии, но активно готовили к нему свою команду. Это дает возможность отследить личностный рост каждого ребенка.

По количеству золотых медалей в конце каждого дня определяется команда - обладательница золотого кубка. Команде, получившей меньше золота, вручается серебряный кубок. Результаты каждого дня отражаются на «Табло Олимпиады». Для вручения наград сделан пьедестал, на который поднимаются лучшие спортсмены. В небе над Олимпийской деревней «зажигаются» олимпийские созвездия, в которых вспыхивают звездочки ребят - рекордсменов. Это тоже отражается на информационном стенде лагеря и способствует поддержанию интереса к деятельности лагеря. Эту же роль выполняет игровой материал, изготовление костюмов, оформление, словарик игры:

  • лагерь - олимпийская деревня;

  • отряд - сборная команда;

  • все дети в лагере - спортсмены - олимпийцы;

  • вожатый (старшеклассник) - капитан команды;

  • физорги - тренеры;

  • воспитатели - судейская бригада;

  • старшая вожатая - главный судья;

  • начальник лагеря - председатель Олимпийского Комитета.

В каждой команде ведется «Дневник Олимпиады». В нем фиксируются дела и успехи каждого дня. Каждый день включает в себя:

  • «Исследование истории Олимпийских игр» - презентации, викторины, загадки, игры;
    • Основные мероприятия дня:
  • «Мероприятия, посвященные Дню Города»;
  • «Спортивные мероприятия и игры»;
  • «Анкеты и тренинги»
  • «Очумелые ручки»- выставка рисунков, поделок, аппликаций, творческих работ;
  • «Минутка здоровья» - добрые и полезные советы.

Символы лагеря.

В лагере есть своя эмблема, на которой изображен штурвал (передача традиций лагеря от старших детей к младшим), раскрытая книга (источник знаний), цветы (радость, лето), радуга (ее цвета символизируют различные направления работы лагеря).

Флаг лагеря оранжевый с изображением эмблемы. Оранжевый цвет символизирует творчество. Мероприятия любого направления включают в себя творческие задания, конкурсы.

В лагере есть свой гимн. (Песня «Улыбайся, …»)

Переходящие золотой и серебряный кубки вручаются ежедневно командам, занявшим 1 и 2 место в этот день.

Символ Олимпиады - пять колец.

Также на информационном стенде планируется расположить, Законы и Заповеди городка, режим дня, девиз, эмблема, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

Каждый член команды должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

  • Закон точного времени.

  • Закон доброты.

  • Закон порядочности.

  • Закон дружбы.

  • Закон безопасности.

  • Закон взаимовыручки.

Заповеди:

  • Команда - одна семья.

  • Один за всех и все за одного.

  • Порядок, прежде всего.

  • Каждое дело вместе
  • Все делай творчески, а иначе зачем?

  • Даже если трудно, доведи дело до конца.

  • Чистота - залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Традиции:

Открытие и закрытие лагеря

Линейки в начале дня с зарядкой

Конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню защиты детей

Обсуждение общих мероприятий

День памяти - 22 июня

Линейка в лагере проходит один раз в день: утром - для планирования и распределения дел между отрядами на день и для обсуждения итогов предыдущего дня, оценке деятельности отрядов за день, награждения команд и отдельных ребят.

«Большой круг» собирается после общелагерного мероприятия. Любой член команды может войти в центр круга и высказать свое мнение о работе лагеря.

Для всех детей работает библиотека, игротека, актовый зал, спортивная площадка, спортзал, кружки дополнительного образования - секции.

Работа органов самоуправления.

Главным органом самоуправления в лагере является Олимпийский комитет. В него входят: начальник лагеря - председатель ОК, старший вожатый - главный судья Олимпиады, тренеры - физорги и вожатые отрядов. Главная задача тренеров - развитие спорта в своих отрядах: подготовка команд, подача олимпийских заявок. Каждый член команды имеет право быть избранным в отрядные органы самоуправления. Голосованием в каждом отряде выбираются из всех кандидатов капитан команды и тренеры.


Схема системы самоуправления.

Олимпийский комитет





Главный судья

Капитан

Тренеры

Тренеры

Капитан





Судейская бригада

Спортсмены сборной команды «Ну, погоди!»

Спортсмены сборной команды «Дети Солнца»

План общелагерных мероприятий

(Программа Олимпиады)


Предолимпийская пора

31 мая Регистрация детей по отрядам.

Час знакомств «Здравствуй, лагерь!» Выбор актива и органа детского самоуправления.

Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир»

1 июня

Праздничная игровая программа «Детство, детство, детство!».

Мастерская игр(эспланада).

Олимпиада

2 июня

Открытие Олимпиады. Путешествие в историю «Из истории Олимпиады. Первые соревнования и первые чемпионы»

Конкурс «Символ Малых Олимпийских игр»

3 июня

Предолимпийские заплывы «Навстречу Олимпиаде»

Конкурс рисунков «О спорт, ты - мир!»

4 июня День пловца.

Синхронное плавание.

5 июня

День здоровячка. Ралли бегунов.

Эстафета по кабинетам здоровья.

6 июня

День спринтера.

Веселые старты «По сказкам А. С. Пушкина»

Настенная игра «У Лукоморья»

7 июня

Концерт

Легкая атлетика. Соревнования.

10 июня

День баскетбола.

Театрализованное представление «Как царь учился играть в баскетбол»

11 июня

День метателя.

Игра «Интеллектуальный тир», тема «Кто лучше всех знает Россию»

16 июня

День футбола.

Игра «Комический футбол»

17 июня

Зимние игры по - летнему.

18 июня

День многоборца.

Турнир дворовых игр.

19 июня

Спортивное ориентирование.

Игра на местности «Пять колец»

20 июня

Военно-патриотическая игра «Зарница»

23 июня

Турнир шахматистов и шашечников

24 июня

Парад спортсменов лагеря.

Закрытие Олимпиады

25 июня

Интеллектуально - познавательная игра «Олимпийская азбука»

Итоги смены.

Планирование работы лагеря досуга и отдыха МБОУ «СОШ №6» г. Перми

31.05

Открытие лагерной смены

Регистрация участников

Посещение Пермского зоопарка

10:00

01.06

Праздничная программа

«Детство, детство…»

Площадь Театр - Театра 10:00

Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир»

02.06

Городской праздник

Площадь Театр - Театра

10:00

Бассейн

«Споемте, друзья!»

П Л А

03.06

Театральный сквер

Праздник «Открой книгу, открой лето!» 11: 00

Праздник 13: 00

«Виртуозы» «Интеллектуальный тир»



В А

04.06

Открытие Олимпиады

Концерт

Предолимпийские забеги в 13,00-14,30

Бассейн

«Споемте, друзья!»

«Интеллектуальный тир»

«Изобретения»

Н И Е

05.06

ДК ВОС «Праздник здорового питания»

10 : 30

Веселые старты 13,30

«Интеллектуальный тир»

«Изобретения»

Л Ё Г

06.06

День многоборца-13,30 (лучшие спортсмены)

Турнир дворовых игр 10,00 (эспланада)

«Виртуозы» «Интеллектуальный тир»

Встреча с инспектором

К А Я

09.06

День здоровячка

Посещение к/т «Колизей»

10 : 15 «Малефисента»

ЭСТАФЕТЫ-13,30

Бассейн

«Интеллектуальный тир»

Веревочный курс


А Т Л Е Т И К А

10.06

День метателя-12,00

Игра «Интеллектуальный биатлон» (зал)

«Умелые руки»

«Споемте, друзья!»

«Интеллектуальный тир»

Веревочный курс

«Изобретения»

С П О Р

11.06

Посещение ТРК «Кристалл»

БОУЛИНГ 11:30

Посещение библиотеки им.Л.Кузьмина

Бассейн

«Интеллектуальный тир»

Веревочный курс

«Изобретения»

Т И В Н Ы Е

12.06

ВЫХОДНОЙ

13.06

ВЫХОДНОЙ


16.06

ДК Солдатова

Пиратская история «К штурвалу!»

11 : 00

Бассейн

«Споемте, друзья!»




И Г Р Ы

17.06

День футбола

«Комический футбол»

10,00-1; 10,15-2; 10,30-3; 11,00-4; 11,15-5 отр

Соревнования команд

«Споемте, друзья!»

«Умелые руки»

«Изобретения»

Г И М


18.06

День пловца и бегуна-9,30-10,30

Посещение ТРК «Кристалл»

БОУЛИНГ 11:30

Посещение библиотеки им.Л.Кузьмина

Бассейн

«Виртуозы»

Н А С

19.06

День пионербола - 9.30

Смотр строя и песни - 12.00

«Споемте, друзья!»

«Умелые руки»

«Изобретения»

Т И К А

20.06

День памяти

Игра «Пять колец»-10,00 (представление видов спорта)

12.00 Песни военных лет

«Виртуозы»

23.06

«Зимние игры по - летнему» -10,00

Бассейн

«Изобретения»

Б О Р Ь

24.06

Праздник Нептуна-10,00

«Умелые руки»

«Изобретения»

Б А

25.06

Парад спортсменов

Велобум

Закрытие лагеря

Бассейн

8.Предполагаемые источники финансирования.


- местный бюджет

- родительская плата.

9.Ожидаемые результаты.


  1. Дети - участники программы, будут более бережно относиться к своему здоровью, у них появится потребность в здоровом образе жизни.

  2. Дети познакомятся с историей возникновения спорта и Олимпийских игр. После смены участники продолжат развивать открытые в лагере таланты и интересы в кружках, клубах, секциях.

  3. Реализация программы поможет детям подняться на новый эмоциональный, духовный, культурный и интеллектуальный уровень.

  4. Большинство детей - участников смены получат навыки самоуправления, смогут осознать важность и необходимость активной жизненной позиции.

10.Взаимодействие летнего лагеря.

Турагенство «Праздник-тур»

ФОК «Атлант»

ФОК «Атлант»

Театры, ДК

Кинотеатры города



клуб

Сельский

клуб

Краевая

библиотека

им.ЛКузьмина



библиотека

Сельская

библиотека

Сельская

библиотека

Школьная библиотека

Школьная библиотека

Школьная библиотека



Лагерь



Порт «Улыбка»



Порт «Улыбка»



Порт «Улыбка»


Спортивные комплексы города

Краеведческий музей города



11. Список использованной литературы.


1. Конвенцию о правах ребенка (1989 г.)

2. Закон РФ «Об образовании» (1995г.)

3. Программы СПО (ФДО) .

4. Е. А. Гурбина «Летний оздоровительный лагерь» Издательство «Учитель» Волгоград 2005год

5. О. Е. Левочкина И. Л. Кашеварова «Программы и методические рекомендации по организации спортивно-оздоровительного лагеря» - М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003.

6. Журнал «Народное образование». - №3. -2002

7. Н.В. Шабанов, В.Н. Колесников, Т.Н. Шабанов «Организация службы охраны труда в системе муниципальных образовательных учреждений». - Волгоград.

8. С. Г. Огнева, О. В. Артемкина, С. Г. Степанец, И. С. Лаврентьева, Л. В. Бучкова «Школа интересных каникул» Волгоград 2007год.

9. Л. И. Жук «И снова - лето» Минск 2010 год.

10. С. В. Титов «Здравствуй, лето!» Волгоград2008 год.

11. М. П. Нечаев «Вожатый детского коллектива»УЦ «Перспектива» Москва 2011 год.

12. Интернет ресурсы festival.1september.ru/articles/412895/


© 2010-2022