- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритма
Конспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритма
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Погодина Г.Г. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок «Состав слова. Выведение алгоритма».
Образовательные:
-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование урока:
-мультимедийная презентация;
-карточки индивидуального опроса;
-буквы для словарной работы;
Тип урока: «Закрепление изученного материала».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
-
интерактивная игра,
-
проблемные вопросы,
-
работа над новыми понятиями,
-
творческие задания,
-
практические упражнения.
Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу;
Ход урока
- Организационный момент.
В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
-
Постановка учебной задачи и цели урока.
На доске карточки.
чик
и
воз
пере
- Ребята, не могу понять, что это такое, может мне кто-нибудь напомнит что это?
(это части слова)
- Как вы думаете, почему именно с этого я начала нашу работу на уроке?
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (повторять части слова, разбирать слова по составу)
- Следовательно какова же цель сегодняшнего урока?
ВСПОМНИТЬ………..(части слова)
НАУЧИТСЯ………..(выполнять разбор слова по составу)
-Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? Значит 3 наша задача:
ОТРАБОТАТЬ……….(алгоритм)
-Значит, вы можете определить тему сегодняшнего урока («Разбор слова по составу)
- Повторение изученного материала
- Как называется;
- Как обозначается;
- Где расположена;
- Для чего служит.
- Актуализация.
Учитель. -У нас на доске нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека «примет» определенное выражение.
Что такое окончание? Графически обозначаем левый глаз. Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз. Что такое приставка? Обозначаем нос. С чем чаще всего путают приставки? Как можно определить, приставка это или предлог? Что называется корнем слова? Обозначаем рот. Кроме окончания что мы выделяем в слове? (Основу). Нарисуйте над глазами челочку.
Учитель.
-Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнется.
-А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.
-Прежде, чем мы перейдем к выполнению следующего задания, нам нужно отдохнуть.
-
Составление алгоритма
Учитель. Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове. Я предлагаю вам слово: повозка. Попробуйте найти в нем знакомые части слова.
Для начала составим алгоритм действий при разборе слова по составу (У детей на партах лежит алгоритм действий. Учащиеся работают в группе)
Изменяю слово, выделяю окончание.
Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
Нахожу и обозначаю суффикс.
Пишу слово.
Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
Нахожу и обозначаю приставку.
(Далее учитель вывешивает на доску правильный порядок алгоритма, ПРОВЕРКА)
1. Пишу слово.
2. Изменяю слово, выделяю окончание.
3. Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
4. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
5. Нахожу и обозначаю суффикс.
6. Нахожу и обозначаю приставку.
VIII. Физминутка для глаз. .
Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.
.Потянитесь вверх повыше -
Вы достать хотите крышу.
1, 2, 3 - корпус влево поверни,
И руками помотай, поясницу разминай.
Руки в стороны потянем свой зарядим.
С ленью мы устроим
И на место снова сядем
IX. Первичное закрепление
Учитель. А вот пока мы с вами выбирали части слова, осенний ветер навеял теперь нам слова:
Зимушка,
Морозный,
Заморозок,
Подснежник.
- И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу (Дети записывают в тетрадь.
-Проверим, работает ли наш алгоритм? (Два ученика рассказывают разбор.)
X. Самостоятельная работа
Задание на слайдах
XI. Повторение. . Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание - подчеркнуть однокоренные слова.
- Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте
Текст.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих - нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, спрашивала Елочка у бабушки - старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.
-Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте?
-Выпишите их на листок и разберите их по составу, используя алгоритм разбора слов по составу.
-Как образовались эти слова? Самопроверка (слайд 8)
-А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?
Верно, зима - очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.
Учитель -Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
-Какими же грибами питается белка?
"Собери и объясни!"
Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске в соответствии с картинкой. На доске:
РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик) подберёзовик
БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок) рыжик
-Почему грибы так назвали?
XII. Итог урока.
Подведём сейчас итог,
А не зря ль прошёл урок?
Вы, ребята, не зевайте,
А скорей мне отвечайте: С помощью каких морфем образуются новые слова?
- Рефлексия.
- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?
- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех?
-
- Как вы думаете, почему?
-
Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2) Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова
3) Окончание - это
Н - изменяемая часть слова
П - неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы - для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово УМНИКИ , значит тест выполнили верно.
- Заполните таблицу:
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
XIII. Домашнее задание.
-Запишите корень слова - снег, подберите однокоренные слова с разными частями слова и разберите эти слова по составу.
XIV. Самооценка.
Грамматический человек улыбается.