Конспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритма

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритмаКонспект урока по теме Состав слова. Составление алгоритма

Урок «Состав слова. Выведение алгоритма».

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:

-мультимедийная презентация;

-карточки индивидуального опроса;

-буквы для словарной работы;

Тип урока: «Закрепление изученного материала».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • интерактивная игра,

  • проблемные вопросы,

  • работа над новыми понятиями,

  • творческие задания,

  • практические упражнения.



Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу;























Ход урока



  1. Организационный момент.

В мире много интересного.

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

  1. Постановка учебной задачи и цели урока.

На доске карточки.

чик

и

воз

пере

- Ребята, не могу понять, что это такое, может мне кто-нибудь напомнит что это?

(это части слова)

- Как вы думаете, почему именно с этого я начала нашу работу на уроке?

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (повторять части слова, разбирать слова по составу)

- Следовательно какова же цель сегодняшнего урока?

ВСПОМНИТЬ………..(части слова)

НАУЧИТСЯ………..(выполнять разбор слова по составу)

-Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? Значит 3 наша задача:

ОТРАБОТАТЬ……….(алгоритм)

-Значит, вы можете определить тему сегодняшнего урока («Разбор слова по составу)



  1. Повторение изученного материала
Игра «Карусель» ( в руках у детей карточки с частями слова.) Правила: Рассказать о товарищу о любой части слова. По хлопку учителя они переходят. И так несколько 3-4 раза. После этого ученики, имеющие карточку с приставкой садятся за 1 стол, с суффиксом за 2 стол, с корнем за 3 стол, а с окончанием за 4 . Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе Командир выбирает карточку. На работу вам 3 минуты. Алгоритм работы
  • Как называется;
  • Как обозначается;
  • Где расположена;
  • Для чего служит.

  1. Актуализация.

Учитель. -У нас на доске нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека «примет» определенное выражение.
Что такое окончание? Графически обозначаем левый глаз. Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз. Что такое приставка? Обозначаем нос. С чем чаще всего путают приставки? Как можно определить, приставка это или предлог? Что называется корнем слова? Обозначаем рот. Кроме окончания что мы выделяем в слове? (Основу). Нарисуйте над глазами челочку.








Учитель.

-Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнется.

-А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

-Прежде, чем мы перейдем к выполнению следующего задания, нам нужно отдохнуть.



  1. Составление алгоритма

Учитель. Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове. Я предлагаю вам слово: повозка. Попробуйте найти в нем знакомые части слова.

Для начала составим алгоритм действий при разборе слова по составу (У детей на партах лежит алгоритм действий. Учащиеся работают в группе)

Изменяю слово, выделяю окончание.

Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.

Нахожу и обозначаю суффикс.

Пишу слово.

Отделяю основу от окончания и выделяю основу.

Нахожу и обозначаю приставку.

(Далее учитель вывешивает на доску правильный порядок алгоритма, ПРОВЕРКА)

1. Пишу слово.

2. Изменяю слово, выделяю окончание.

3. Отделяю основу от окончания и выделяю основу.

4. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.

5. Нахожу и обозначаю суффикс.

6. Нахожу и обозначаю приставку.

VIII. Физминутка для глаз. .

Сделаем сейчас зарядку,

Организм свой зарядим.

С ленью мы устроим схватку,

Скуку разом победим.

.Потянитесь вверх повыше -

Вы достать хотите крышу.

1, 2, 3 - корпус влево поверни,

И руками помотай, поясницу разминай.

Руки в стороны потянем свой зарядим.

С ленью мы устроим

И на место снова сядем

IX. Первичное закрепление

Учитель. А вот пока мы с вами выбирали части слова, осенний ветер навеял теперь нам слова:

Зимушка,

Морозный,

Заморозок,

Подснежник.

- И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу (Дети записывают в тетрадь.

-Проверим, работает ли наш алгоритм? (Два ученика рассказывают разбор.)

X. Самостоятельная работа

Задание на слайдах

XI. Повторение. . Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание - подчеркнуть однокоренные слова.

- Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте

Текст.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих - нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, спрашивала Елочка у бабушки - старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

-Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте?

-Выпишите их на листок и разберите их по составу, используя алгоритм разбора слов по составу.

-Как образовались эти слова? Самопроверка (слайд 8)

-А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?

Верно, зима - очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.

Учитель -Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

-Какими же грибами питается белка?

"Собери и объясни!"

Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске в соответствии с картинкой. На доске:

РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик) подберёзовик

БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок) рыжик

-Почему грибы так назвали?

XII. Итог урока.

Подведём сейчас итог,

А не зря ль прошёл урок?

Вы, ребята, не зевайте,

А скорей мне отвечайте: С помощью каких морфем образуются новые слова?

- Рефлексия.

- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?

- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)

- Где будете применять полученные знания?

- Кому сегодня сопутствовал успех?

  1. - Как вы думаете, почему?

  2. Тест

1) Часть слова без окончания называется

Е - корень

У - основа

2) Чтобы найти корень надо

Л - изменить форму слова

М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание - это

Н - изменяемая часть слова

П - неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И - для образования новых слов

Ы - для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово УМНИКИ , значит тест выполнили верно.

- Заполните таблицу:

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

XIII. Домашнее задание.

-Запишите корень слова - снег, подберите однокоренные слова с разными частями слова и разберите эти слова по составу.

XIV. Самооценка.

Грамматический человек улыбается.


© 2010-2022