Аквариум - маленькая искусственная экосистема

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Аквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистемаАквариум - маленькая искусственная экосистема











Урок окружающего мира

3-й класс

"Аквариум - маленькая искусственная экосистема"





ОС "Школа-2100".



Учитель: Павлова

Марина Михайловна

МБОУ СОШ №12

г. Октябьский

Тема урока: Аквариум- маленькая искусственная экосистема. Цели урока:

  • познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
  • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
  • развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно - следственных связей;
  • научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
  • схема экосистемы поля, аквариума;
  • иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
  • учебник - тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • презентация;
  • карточки с тестом.
План урока:
Этапы урока Виды и формы работы 1. Орг. момент Приветствие 2. Проверка знаний учащихся Блиц-опрос Тест "Экосистема поля" Развитие навыков самоконтроля 3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) Блиц-опрос Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей 4. Совместное открытие знаний Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей. Объяснение нового материала. Работа с учебником. Сообщения детей. 5. Физкультминутка Комплекс упражнений 6. Этап закрепления изученного Обучение способам самостоятельного применения знаний Беседа Работа с учебником 7. Подведение итогов Рефлексия. Составление модели "Экосистема аквариума" 8. Домашнее задание Дифференциация 9. Релаксация Просмотр видеофильма
Ход урока.

-Добрый день. Наш первый урок - окружающий мир. Тему урока определите позже. Сначала повторим пройденное. -Назовите одним словом: единство живых организмов и их среды обитания, в котором они способны совместно поддерживать круговорот веществ. ( Экосистема) -Назовите три составляющие экосистемы. ( Вода, почва, воздух) -Какие три профессии экосистемы вы знаете? Назовите живых участников круговорота веществ. (Производители, потребители, разрушители)

Растения.

Создают органические вещества из неорганических, минеральных веществ.- Подберите пару к этим словам . ( Потребители, едоки, разрушители, производители, смотрители, мусорщики, кормильцы).

-Что относится к производителям? (растения)

Животные.

Используют в качестве пищи готовые органические вещества.- Кто относится к потребителям? (животные)

Разнообразные живые организмы.

Используют для питания остатки умерших организмов-Кто относится к разрушителям? (бактерии, черви…)





- Молодцы. Как вы это усвоили- проверим практически. - все работают со мной, 4 человека по индивидуальным карточкам Сова, мухомор, берёза, сосна, жук- могильщик, олень, воробей, бактерии, дуб, дождевой червь, опята , окунь, водоросли, карась, улитка- прудовик. Собрать карточки -Вы справились с заданием. А теперь скажите, с какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? ( С экосистемой поля) - Экосистема поля относится к природной или искусственной? (К искусственной) -Почему? ( Создана человеком и не может существовать без него. Человек берёт на себя роль разрушителей, хищника…Круговорот веществ замыкается только с помощью человека!) - Итак, мы повторили пройденный материал, а сейчас проверить д/з Положите тест перед собой , выделяйте правильный ответ …………………………………………………………………………………………… Тест Фамилия……………………………………………………….. 1 Поле - это … А) природная экосистема; Б) искусственная экосистема. 2 Культурные растения - это… А) одуванчик, вьюнок, осот; Б) подсолнечник, рожь, картофель 3 биологическая борьба с вредителями поля - это способ защиты с использованием А)ядохимикатов; Б) живых помощников 4 Живые помощники защиты растении - это… А)Божья коровка, наездник, жужелица; Б) капустница, саранча, колорадский жук.
- поменяйтесь работами. Сейчас их проверим . Карандашом поставьте оценку. ………………………………………………………………………………………………… Поднимите руку у кого нет ошибок, у кого одна ошибка……..
- сдадите работы в конце урока
- Ребята, каждый человек может создать небольшую экосистему. Для этого не надо быть волшебником. О чём пойдет речь на уроке определите, отгадав загадку.
Этот дом не деревянный, не из камня этот дом. Он прозрачный, он стеклянный, нет и номера на нём… И жильцы в нем не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы знаменитые пловцы. (аквариум) - К какой экосистеме его можно отнести? ( искусственной) Почему?
-Что можно сказать о его размерах? ( маленькая)
-Итак, тема нашего урока « Аквариум- маленькая искусственная экосистема» …………………………………………………………………………………………. - А можете сказать что будем изучать на уроке по данной теме? ( Экосистему аквариума, рыбок……)
- А наша цель так и звучит : знакомство с экосистемой аквариума, её особенностями, понять как она существует.
- Чтобы существовала наша маленькая экосистема что нужно? (Чтобы круговорот веществ был замкнут) -Молодцы. Это вы знаете.
-Ребята, нам на школьный сайт пришли письма от других детей. Дети просят помочь решить проблемы, связанные с содержанием аквариума.
- А почему они нам прислали письма? Как вы думаете? ( потому, что мы изучаем Экосистемы)
-Мы не только изучаем по учебнику, но и получаем информацию с других источников, например - посещаем выставки. ………………………………………………………………………………………………… Я думаю, мы обязательно справимся.
- Итак, первое письмо. - Прочитайте .(Почему мне приходится постоянно продувать воздух в моём аквариуме? Почему моей рыбке тяжело дышать?)
Кто сможет ответить, кого не хватает в аквариуме? (не хватает растений, мусорщиков)
- Правильно, в аквариуме не хватает растений. Они составляют основу создаваемой экосистемы обеспечивая, производство кислорода …………………………………………………………………………………………….. Вот некоторые из них.
Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлеснерия, эхинодорус, элодея.
- Откройте учебник стр. 75. Прочитаем первый абзац.
- Что ещё нового узнали о растениях ? (неправильно все цветковые растения называть водорослями) -Подведём итог. Мы помогли Полине решить её проблему ? (да) -Мы не только помогли девочке, но и познакомились с аквариумными растениями. ………………………………………………………………………………………………… - Перейдём к следующему письму. (Почему мне одноклассники говорят, что в моём аквариуме экосистема незамкнута? Кого в нём не хватает? ) - Кто сможет ответить на вопрос? ( рыбок) - Прочитаем второй абзац стр. 75 посадка
- что узнали из этого абзаца?
- Если рыбки из водоёмов тропиков, то - это тепловодные рыбки …………………………………………………………………………… ………. (перечислить рыбок на слайде)
-В нашем классе есть дети, которые хотят поделиться своими знаниями о рыбках. Давайте послушаем их выступления. посадка
Меченосцы. В моём аквариуме обитают меченосцы. Меченосцы своим названием обязаны мечу, на нижнем крае хвостового плавника у самцов, у самочек - меча нет. У них ярко- красная окраска и они просты в содержании и кормлении. Но следует знать, что самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом, особенно когда в него сажают вновь приобретённых рыбок. оценка
Скалярия. Мне очень нравится наблюдать за скаляриями. Рыбка эта очень изящная, грациозная, американцы называют её рыбка- ангел. Однако при всём изяществе скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбка начинает метаться по аквариуму или прячутся в щель между камнями и могут погибнуть. Но скалярии очень доверчивы к своим хозяевам, которых привыкли видеть каждый день. А видят они прекрасно и сразу подплывают к стеклу. Скалярии любят чистую тёплую воду, поэтому её следует часто менять в аквариуме . оценка

- Мы познакомились с представителями тепловодных рыбок,после отдыха узнаем о холодноводных. Ф-ка : Рыбки плавают в пруду Я одну из них найду. Руки в воду опущу. Руки в стороны, вперед, А потом наоборот. Рыбку к солнцу подниму И желание шепну. …………………………………………………………………………………………. - о холодноводных рыбках расскажет Катя. посадка
Предком золотой рыбки является Серебряный карась. А караси живут в умеренном климате. Впервые одомашнена в Китае, после чего было выведено несколько разнообразных пород золотых рыбок, которые отличаются размерами, формой тела и глаз, а также - окраской. Важные условия правильного содержания.
*Золотых рыбок лучше всего содержать отдельно от других видов рыб, особенно мелких и быстрых, которые могут перехватывать большую часть корма, а так как золотые рыбки плохо видят и медлительны, поэтому не успевают брать корм. *Драчливых соседей , способных повреждать большие глаза и плавники лучше отселить. *При содержании большеглазых рыб не должно быть острых камней, раковин и других предметов, о которые можно пораниться *Золотым рыбкам вредно находиться в круглом аквариуме: им там мало места для плавания, недостаточно кислорода для дыхания, к тому же от преломления света выпуклым стеклом они могут ослепнуть. * Если рыбы плавают, подняв рты к поверхности, пытаясь захватить воздух, значит, вода недостаточно насыщена кислородом *Рыбки обладают довольно острым слухом, воспринимая звуки "ушами", расположенными внутри головы. Ни в коем случае нельзя стучать по стеклу аквариума., - Что узнали о холодноводных рыбках? Предком был карась) оценка
- А теперь вернёмся к письму. Как вы думаете, помогли мы Антону решить его проблему с содержанием рыбок? (да) -Мы не только ответили на письмо, но и познакомились с аквариумными рыбками и их особенностями.
- А теперь, используя полученную информацию, выполним задание в тетради на стр.36. задание 5(Н) Прочитайте. Выполните задание. Можете пользоваться учебником. Проверим - верхний ряд. посадка Вывод: - Какой вывод можно сделать? ( прежде , чем поселить рыбку в аквариум, нужно узнать откуда она родом, климатический пояс).
………………………………………………………………………………………………..
Перейдем к следующему письму (Меня огорчает, что вода в аквариуме мутнеет, стенки покрываются налётом. Мне часто приходится чистить стёкла Почему так происходит?) -Давайте поможем Илье. ( нет мусорщиков) - А кого бы предложили завести Илье вы? ( сомиков, улиток) ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
-Давайте послушаем об одном из этих полезных обитателей. посадка Сомик. В моём аквариуме любимой рыбкой является сомик. Эти рыбки по характеру миролюбивы, выбирают в аквариуме слабо освещённые места и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма. Сомики- настоящие «мусорщики», а аквариумисты называют их «санитарами» очищающими аквариум . Как и жители суши сомики дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды. Оценка - Что узнали из сообщения Валерии?
- Как вы думаете, смогли мы ответить на письмо Ильи? Станет ли теперь вода в его аквариуме более прозрачная, а стекла чистыми? Что для этого ему нужно? ………………………………………………………………………………………………. - Ребята, кроме рыбок в аквариуме можно содержать и других животных. Посмотрите, каких представителей вы узнали?
- О ком вы хотели бы узнать? А вот и задание для любознательных: Поищите о нём информацию и приготовьте сообщение.
- Скажите, а всех ли животных можно содержать вместе с маленькими рыбками? И объясните почему. ( нет- съедят рыбок)
-А сейчас применим наши знания на практике. Вот такая жизненная ситуация: вы решили купить понравившеюся рыбку, зверушку или растение для аквариума. Пришли в магазин с приятелем или подругой. На парте у вас конверт. Вы достанете изображение , определите его вид, место или среду обитания, а затем нужно его поселить в один из аквариумов. Прошу заметить не все можно купить и поселить в наш аквариум. Вы можете пользоваться источниками информации - учебником, тетрадью. Обсудить между собой выбор.

Тепловодные аквариумные рыбки

Аквариум для животных

Холодноводные аквариумные рыбки





Проверим совместную работу. Вы справились с заданием. В аквариум не попали растения и животные, для которых среда обитания аквариума не подходит. (можно прикрепить сомика- зебру)
- А теперь повторим и обобщим наши знания. …………………………………………………………………………………………………
Почему аквариум называют искусственной экосистемой? Перечисли всех участников круговорота веществ в аквариуме. Чем аквариум похож на экосистему поля?
Что является главным в создании аквариума? (знания)
Самое главное - нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книги об аквариумах и внимательно их прочитайте (можно посетить специальные сайты в Интернете).
- Подведём итог урока. Чего не хватает на нашей модели аквариума? ( грунта) У каждого из вас на парте лежит овал-камешек разного цвета. Выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке, и прикрепите в аквариум на доске красный - было интересно и узнали на уроке что-то новое; жёлтый - было интересно, но нового ничего не узнали; коричневый - было неинтересно.
- Итак, мы наглядно можем наблюдать мнение каждого ученика . - И, прежде чем закончить урок , я предлагаю посетить аквариум московского зоопарка.
Урок окончен.




Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Вставь пропущенное слово.

Человек пашет поле. Он в роли …………………….. Человек собирает урожай . Он в роли ……………………….
  1. Составь цепи питания.
а) Дятел, берёза, короед.


б) Волк, дуб, жёлудь, кабан.





Тест для проверки домашнего задания.
Фамилия……………………
1 А) Б)
2 А) Б)
3 А) Б) 4 А) Б)



Фамилия……………………
1 А) Б)
2 А) Б)
3 А) Б) 4 А) Б)



Фамилия……………………
1 А) Б)
2 А) Б)
3 А) Б) 4 А) Б)





Фамилия……………………
1 А) Б)
2 А) Б)
3 А) Б) 4 А) Б)
© 2010-2022